Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. В общении выделяется 3 аспекта: содержание, средства и цель. Есть и разные виды общения, но об этом позже.

Через общение могут передаваться одному живому существу от другого данные об их различных эмоциональных состояниях (радость, гнев, удовлетворенность, страдание, печаль и т. п.), что говорит о настрое иного живого существа на контакты.

Целью общения является то, ради чего у людей возникает этот вид активности. Это может быть скрытое побуждение иного живого существа к конкретным, определенным действиям или предупреждение о воздержании от какого-то действия. Также целью может быть получение и передача объективных знаний о нашем мире, воспитание и обучение, прояснение и установление деловых и личных взаимоотношений, согласование совместных действий людей в их деятельности, многое другое.

Общение — это довольно сложный процесс естественного взаимодействия людей, зависящий от многих факторов. Окончательные результаты общения могут быть как эффективными, так и неэффективными. Известно, что общение имеет свои приемы, виды, методы. По этим основаниям производится классификация общения.

Материальное общение — субъекты, занятые индивидуальной деятельностью, активно обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средствами удовлетворения актуальных для них потребностей.

Кондиционное общение — люди оказывают друг на друга влияние и стремятся друг друга привести в определенное психическое или физическое состояние.

Мотивационное общение — своим содержанием имеет передачу друг другу конкретных установок, побуждений или готовности к действию в определенном направлении.

Деятельностный и когнитивный вид общения связан с различными видами учебной или познавательной активности. Биологическое — это такое общение, что необходимо для сохранения, поддержания и развития организма. Напрямую связано оно с полным удовлетворением самых распространенных органических потребностей. Цели укрепления и расширения межличностных контактов, развития и установления личностного роста, интерперсональных отношений преследует социальное общение.

Виды общения в психологии по средствам: непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное. Непосредственное — осуществляется при помощи естественных органов, что даны природой живому существу: туловище, голова, голосовые связки, руки и т. п. Опосредствованное же связано с прямым использованием специальных орудий и средств именно для организации обмена информацией и общения. Прямое общение осуществляется в личных контактах и при непосредственном восприятии друг другом общающихся людей. К примеру, это беседы, телесные контакты, общение в случаях, когда собеседники видят друг друга и непосредственно реагируют на действия партнера. Косвенное общение проявляется через посредников — других людей (например, переговоры между двумя конфликтующими сторонами на межнациональном, межгосударственном, семейном, групповом уровнях).

Есть еще некоторые виды общения, которые следует выделить: личностное и деловое, целевое и инструментальное. Содержание делового общения — то, чем заняты люди, а не затрагивающие их внутренний мир проблемы. Личностное же общение в основном сосредоточено вокруг разнообразных психологических проблем именно внутреннего характера, тех потребностей и интересов, что интимно и глубоко затрагивают саму личность человека: поиски главного смысла жизни, внутреннее определение отношения к происходящему вокруг, к значимому человеку, разрешение каких-либо внутренних конфликтов.

Инструментальное — это общение, не являющееся самоцелью, не стимулирующееся самостоятельной потребностью, но такое, что преследует какую-то иную цель, кроме получения банального удовлетворения от данного акта общения. Целевое — служит само по себе средством удовлетворения какой-то специфической потребности, в общении (в данном случае).

Очень важное выделить такие виды общения у людей, как вербальное и невербальное. Вербальное предполагает обязательное условие — использование языка. Невербальное — это общение при помощи жестов, пантомимики, мимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Это зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие образы и ощущения, получаемые от какого-либо другого лица.

Источник:
Виды общения в психологии
Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. Выделяют различные виды общения. Об этом — в статье.
http://fb.ru/article/37953/vidyi-obscheniya-v-psihologii

Виды общения в психологии

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения…

Виды общения как тема привлекает к себе внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент – Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения. Люди, постоянно соприкасаясь между собой, на самом деле редко затрагивают струны души. В основном общение носит деловой или формальный характер, потому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, непонятыми.

Виды общения в психологии условно можно разделить на несколько связанных между собой групп. Эти группы отличаются по способу передачи информации и цели, с какой люди встречаются друг с другом. Выделяют виды общения по средствам, целям и содержанию взаимодействия.

В зависимости от того, какие способы используются для передачи информации от одного лица к другому, выделяют вербальные и невербальные средства взаимодействия.

Всякое взаимодействие между участниками определенной группы осуществляется с какой – то целью. Никто не станет этого делать впустую, не имея четко сформулированной задачи. Виды общения по целям осознанного контакта делятся на биологические и социальные.

Человек старается наполнить смыслом все, что его окружает, к чему он прилагает свои усилия. Виды общения по содержанию обладают отличительной особенностью: они отражают главную суть, зачем люди встречаются, какую именно информацию хотят друг другу передать. Здесь принято выделять несколько тенденций.

Таким образом, виды общения в психологии обнаруживают сильную связь друг с другом. Человек – существо сугубо социальное и многогранное. Люди не смогли бы достичь высоких успехов в делах, творчестве, на личном плане, если бы действовали в одиночку, не взаимодействуя с окружающими.

Виды общения в психологии

Всем живым существам присуще общение. А общение – это взаимодействие организма с организмом, живых существ друг с другом. Виды общения в психологии классифицируются в зависимости от целей, средств, содержания, которые присущи тому или другому взаимодействию.

  1. По средствам (вербальное и невербальное общение).
  2. Целям (биологическое и социальное).
  3. Содержанию (когнитивное, материальное, кондиционное, мотивационное, деятельностное).
  4. Опосредованности (непосредственное общение, опосредованное, косвенное, прямое).

Классификация видов общения зависит от того, какую информацию пытаются донести до слушателя, с какой целью и т.п. и при помощи чего именно.

Так, общение по опосредованности означает, что общение происходит при помощи естественных органов, данных природой: голосовые связки, голова, руки и т.п. (непосредственное общение). Общение, которое связано с применением специальных орудий и средств для организации коммуникативного взаимодействия или культурных предметов (радио, знаковые системы, телевидение), представляет собой опосредованное общение.

Прямое общение построено на фундаменте личных контактов (беседы людей друг с другом). Косвенное осуществляется через посредников (переговоры между конфликтующими лицами, сторонами).

Виды общения по средствам представляют собой вербальное (взаимодействие посредством речи) и невербальное (связь при помощи жестов, мимики, через телесные контакты).

Общение по содержанию являет собой обмен продуктами деятельности или обмен предметами (материальное). Передача какой-либо информации, совершенствующей или развивающей способности – когнитивное общение. Оказание влияния друг на друга – кондиционное. Обмен умениям, навыками – деятельностное. Передача друг другу конкретных установок к действию – мотивационное.

Общение по целям – общение, которое связано с расширением и укреплением межличностных контактов (социальное) и на удовлетворение потребностей, необходимых для развития организма (биологическое).

Общение возможно в случае применения знаковых систем. Поэтому виды общения и средства общения взаимосвязаны. Различают невербальные и вербальные средства общения.

Понятие виды и функции общения включает в себя:

  1. Самовыражение своего «я».
  2. Средство коммуникации.
  3. Основное средство управления людьми.
  4. Жизненную потребность и залог человеческого счастья.

Следует отметить, что благодаря разумному общению человек способен приумножить собственные ценности, внести весомый вклад как в свое развитие, так и в личностное развитие других людей.

Источник:
Виды общения в психологии
Всем живым существам присуще общение. А общение – это взаимодействие организма с организмом, живых существ друг с другом. Виды общения в психологии классифицируются в зависимости от целей,
http://womanadvice.ru/vidy-obshcheniya-v-psihologii

Виды общения в психологии

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми), потребности во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).

На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения. Для человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик).

Ломов Б. Ф., 1984, с. 265.

Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора . Разговор, ставший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру. Н. И. Семечкин (2004) дает следующее описание разговора.

различных средств коммуникации, в том числе с помощью приветствия, взгляда. Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками: 1) длительность разговора заранее не оговаривается; 2) речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собесед

ников, но только до тех пор, пока они не убеждаются, что они не понимают

3) порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказыва

ния не регламентируются;

4) в процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять

слово или перейти на позицию слушателя. Такими приемами могут быть

задаваемый собеседнику вопрос или взятие паузы.

Существуют определенные речевые табу, касающиеся как тем разговора, так и используемых в нем слов. Например, запрещено в культурном обществе использовать нецензурные выражения, спрашивать о размерах заработной платы, обсуждать сексуальные отношения. Многие люди неохотно допускают других, даже близких, в свой внутренний мир, многим не нравится обсуждать проблемы здоровья, семейные проблемы и т. п. Помимо общей темы собеседники (каждый для себя) определяют допустимый уровень доверительности, искренности, правдивости.

В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное — общение между двумятремя субъектами, личностно?групповое — общение межд

у одним человеком и группой и межгрупповое .

в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2–3 человек);

это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь;

это личностноориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.

Эти критерии (за исключением первого) вызывают ряд вопросов. Будет ли называться межличностным общение людей, разговаривающих по телефону? Ведь между ними нет пространственной близости, т. е. они не могут видеть друг друга и тем более касаться друг друга. Но в то же время это личностноориентированное общение, при котором может учитываться эмоциональное состояние партнера (распознается по голосу и смысловому содержанию речи), возникают психический контакт и определенные отношения.

С другой стороны, всегда ли обязательно при межличностном общении принимать во внимание самооценки и личностные характеристики партнера? Не следует ли тогда такое общение считать разновидностью межличностного общения и называть его както по другому, например интимным, эмоциональным?

При межличностном общении, содержание которого касается только общающихся, отражается позиция каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в своих позициях и способах контактирования, поскольку заботятся о престиже представляемых ими групп. Поэтому, например, воспитательная работа с учащимися, принадлежащими к компаниям с асоциальным поведением, затруднена, особенно если общение с ними осуществляется учителем в присутствии других ребят из этой компании.

В личностном общении вербальные компоненты не играют существенной роли. О внутреннем мире личности не «сообщается», он не «транслируется» в личностном общении, а существует, наличествует… Основное назначение и цель личностного общения, его реальная функция в жизни человека — обеспечение существования и представления его внутреннего мира, а тем самым личности.

Бобнева М. И., 1981, с. 244–245.

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Деловое общение имеет место в школе при общении учителя с учащимися на занятиях, во время внеклассной и внешкольной работы с детьми. Деловое общение на предприятии имеет место во время совещаний, планерок, производственных собраний, выполнения совместной работы. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.

В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым (1990).

ко раздражение. Это иногда и случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше “отягчающих” обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, — тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?

Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения» (с. 174). Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не затрагивает важнейших проблем и интересов человека.

Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком (ритуальном. — Е. И.) общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем. Мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их «Как дела?», узнаем, что «Нормально», говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит», рассказываем и слушаем анекдоты, смеемся, и все это происходит походя, совершенно нас не затрагивая. И такое общение человеку тоже необходимо — представьте себе, какая была бы реакция, если бы все вдруг перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует и понимается как социальная изоляция.

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 178.

Второй вид целевого общения — манипулятивное . Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях. О манипуляции подробно речь пойдет в главе 6.

Третий вид — гуманистическое общение . Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.

К гуманистическому общению относится доверительное общение . Это интимное, исповедальное общение, осуществляемое не только между друзьями, но и между пациентом и врачом, нередко дающее психотерапевтический эффект.

Доверительное общение как феномен определяется, с одной стороны, значимостью, интимностью информации о себе, раскрываемой собеседнику, а с другой — доверием к партнеру (В. С. Сафонов, 1981). Доверие — это отношение к партнеру как человеку, который не будет использовать полученную информацию против доверившегося в силу своих моральных качеств. Вступление в доверительное общение требует преодоления некоего психологического барьера в связи с тем, что «раскрытие» себя связано с определенным риском. Вследствие этого для начала доверительного общения необходимы некоторые специфические условия:

1) настоятельная потребность «выговориться»; в этом случае пусковым фактором для возникновения доверительного общения может стать первый же «попавшийся под руку» человек (например, случайный попутчик), который воспринимается как способный выслушать, понять, сопереживать;

2) поведение собеседника, которое располагает к такому общению (его «открытость», проявление внимания, доброжелательности, искренней заинтересованности, просто согласие выслушать), общее впечатление о нем, прошлый опыт общения с ним.

А. А. Леонтьев (1974) выделяет три вида общения: социальноориентированное, предметноориентированное и личностноориентированное. Первый вид общения направлен на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Это общение между представителями социальных групп, выступление перед аудиторией. Предметноориентированное общение направлено на регулирование совместной деятельности людей, а личностноориентированное — на изменение отдельной личности.

Американские исследователи Бернард и Хекинс выделяют пять уровней разговора, каждый из которых определяется своей комбинацией содержания, значения, эмоциональной вовлеченности. Приведем их в порядке возрастания значимости партнеров друг для друга. Первый уровень определяется отношением к другому как к неодушевленному предмету. Это наименее интимная, формальная ситуация,

Крижанская Ю. С., Третьяков В. П., 1990, с. 157.

Г. А. Ковалев (1996) дает свою классификацию типов общения, основанную на трехкомпонентной модели общения (табл. 1.1).

Общение может быть кратковременным и длительным . При кратковременном общении создается первое впечатление друг о друге. Первое впечатление о человеке может быть и неадекватным, так как основано на внешних или случайных признаках. Однако у многих людей оно бывает очень сильным и поэтому надолго сохраняется. Вследствие этого оно может как облегчить, так и затруднить на начальном этапе общения воспитание учащихся, да и само общение, если у одной или сразу двух общающихся сторон это впечатление будет негативным.

Таблица 1.1. Классификация типов общения

Общение – основной вид взаимодействия между людьми. Абсолютно в любой сфере жизни человек контактирует с другими людьми посредством слова. Это многоуровневый и достаточно сложный процесс, который включает в себя множество компонентов..

Общением занимаются абсолютно все люди. Этому они обучаются с самого рождения. Если поначалу общение происходит на уровне эмоций, жестов и мимики, то в дальнейшем человек запоминает слова и их значения, чтобы с их помощью более ясно выражать свои желания и мысли.

Специалисты выделяют три главных составляющих любого общения:

  1. Контакт как минимум двух людей.
  2. Общая тема для общения.
  3. Один язык, которым пользуются собеседники для понимания друг друга.

Что такое общение?

Под понимается взаимодействие как минимум двух людей, которые обмениваются информацией, сообщениями и которые равны между собой. Каждый из собеседников должен не только передавать информацию, но и правильно понимать трансляцию своего оппонента. В процессе коммуникации тот, кто говорит, называется коммуникатором, а тот, кто слушает, — реципиентом.

  • Сутью общения является передача информации.
  • Задачей общения становится цель, из-за которой люди вступают друг с другом в общение.

Условно всех людей можно разделить на тех, кто любит поговорить по делу, и тех, кто начинает общение просто, чтобы поговорить. Если вы обратите внимание, то люди, говорящие по делу, довольно часто недолго ведут беседу. Обсудил вопрос, принял для себя какое-то решение – и пошел заниматься своими делами. Это очень сильно обижает тех людей, которые привыкли общаться даже на совершенно бессмысленные и ненужные темы. У кого какой сосед, что и кто сегодня делал утром, что кому снилось и т. д. Любое движение и событие становится темой для обсуждения людей, которые любят поговорить просто ради общения. Они не любят молчать. Можно сказать, что их любимое занятие – это разговоры.


Почему успешные люди не любят разговаривать просто, чтобы поговорить? Если вы обратите внимание, то заметите, что чем более занят, работающий и успешный человек, тем меньше ему хочется говорить просто, чтобы «перетереть кому-то косточки». Эти люди не любят говорить просто ради разговора. Успешные представители предпочитают беседы, где обсуждается конкретный и важный вопрос, поскольку они привыкли использовать свое время, а не тратить его на пустяки. Это происходит еще и потому, что у них нет много свободного времени, которое они не знают, куда деть. Успешные люди просто слишком заняты, чтобы уделять время тому, что не принесет им полезной информации и пользы.

Это, естественно, значительно отличает их от тех, которые любят поговорить просто, чтобы поговорить. Эти люди не настолько заняты, чтобы куда-то бежать и держать в своей голове все вопросы, которые им нужно решить. В их умах пустота, «гуляет ветер». И чтобы как-то осмыслить свою жизнь, они ищут себе собеседников, с которыми с удовольствием обсудят любую тему, просто потому что у них есть много времени, которое они не знают, как использовать.

Успешные люди используют свое время, а болтуны – тратят. Вот почему болтуны обижаются, когда успешные люди не хотят тратить свое время на пустые разговоры.

Разделяют такие виды общения:

  • Интимное.
  • Массовое.
  • Межличностное.
  • Терапевтическое.
  • Опосредованное.
  • Криминогенное.
  • Прямое.
  • Межгрупповое.
  • Групповое.
  • Деловое.
  • Доверительное.
  • Личное.
  • Ненасильственное.
  • Конфликтное.

Не перебивайте, когда говорят другие. Речь идет не о том, что вы с кем-то общаетесь и вдруг перебиваете собеседника. Здесь говорится о ситуациях, когда между собой общаются другие люди, и вы решили встрять в их разговор, помирить, рассудить и т. д.

Не встревайте в разговор других людей, даже если один из них является вашим ребенком, любимым партнером, другом или родственником. Это не ваш разговор, а чужой. Если вы встреваете в чужой разговор, то по праву начинаете становиться виноватыми в том, почему не нашли общего языка другие люди.


Людям кажется, что встрять в чужой разговор просто необходимо. Ссорятся муж и его мать – надо помирить их. Спорят двое друзей – надо их рассудить. Скандалят двое детей – надо показать, что предмета для ссоры нет. Люди думают, что их встревание в чужой разговор даст положительный результат. Но не забывайте, что вы не являетесь судьей, который может помирить все народы мира. Вы – такой же человек, как и те, в чей диалог встреваете. А значит, другие люди могут переключиться на вас, ссорясь уже с вами.

Не нужно никого мирить. Не нужно никого поддерживать. Не нужно мешать другим людям решать их личные вопросы. Это – их проблемы, а не ваши. Но если вы встрянете в их разговор, то проблемы начнутся у вас. Не перебивайте, когда говорят другие. Понимайте, что вы можете в любой момент стать объектом для осуждения и непонимания. Если собеседники ссорились, то они начнут ссориться с вами. Если вы займете при этом чью-то сторону, то второй человек посмотрит на вас, как на заклятого врага. Понимайте, какую беду на себя навлечете, встряв в чужой разговор, в котором вообще не должны участвовать.

Понятие этики общения

Чтобы правильно взаимодействовать между людьми, считаться интересным собеседником и достигать определенных успехов после общения, нужно придерживаться этики общения. Что это такое? Это свод правил и приемов морально-нравственного содержания, которые помогают человеку в вызове и поддержании желаемого отношения к себе. Это осуществляется путем использования определенных вербальных и невербальных приемов, которые приняты в обществе.


Этика общения требует от человека хорошее знание языка, понимание культуры народа и его традиций, желание казаться вежливым и доброжелательным. Этика всегда направлена на сближение людей и эффективное взаимодействие между ними, создание хорошего впечатления.

Крики, скандалы, ссоры. Вы думаете, что таким образом сможете в чем-то переубедить своего партнера? Подумайте сами: хочется ли вам слушать кого-то, когда на вас кричат, критикуют или оскорбляют? Нет. Тогда с чего вы взяли, что вас кто-то захочет услышать, когда вы на него кричите или ставите ультиматумы?

Откровенный разговор лучше крика. Лучше спокойным тоном выскажите своему мужчине (женщине), что вы от него (нее) ожидаете. Попробуйте не просто сказать, что вам хочется, а и пояснить, почему вам хочется именно это, а не то, что уже у вас есть. Человек лучше воспринимает чью-то просьбу, когда понимает мотивы данного заявления. А если вы просто будете говорить, чего вы хотите, но даже сами не будете понимать, зачем вам это нужно, то никто вас не услышит.

Лучше говорите спокойно, добродушно, уважительно с человеком, когда хотите получить от него не то, что он уже вам дает. Поясните причины своего желания. Возможен такой вариант, что вас не сразу поймут. Но потерпите, дайте себе и другому человеку время. Ведь вы тоже не всегда готовы принять чью-то идею сразу! Поэтому потерпите, пусть ваш оппонент успокоится, подумает, сам рассудит и примет вашу просьбу. Поверьте, если ничего плохого вы не просите, то получите желаемое. Если же ваша просьба противоречит принципам или желаниям вашего партнера, то вам нужно задуматься над тем, действительно ли вы хотите то, о чем просите. Ведь этим вы ущемляете желания и свободу человека.

Культура общения

Культура общения предполагает под собой тоже свод правил и норм, которые направлены на формирование доброжелательного, эффективного и очень информативного общения. Культура общения – это показатель образованности, информативности, высокого уровня использования речи. Простыми словами, культурный человек использует литературную лексику, в то время как некультурный человек прибегает к мату и нецензурным словам.


О чем говорит прямой взгляд в глаза собеседнику? Когда человек смотрит прямо на своего оппонента, друга или собеседника, который таким же взглядом смотрит на него? Ситуации могут происходить самые разные, начиная от воркования влюбленных людей и кончая столкновением врагов. Однако прямой взгляд в глаза собеседника всегда демонстрирует некоторые качества характера, а также намерения человека.

1 – Уверенность в своих словах и целях.

Когда человек четко понимает, чего хочет от себя и других людей, уверен в том, что данная цель или его слова именно то, к чему стремится, тогда он смотрит в глаза собеседника прямо, чтобы продемонстрировать . Именно прямой и «небегающий» взгляд говорит людям о том, что человек понимает, о чем говорит, и желает именно то, что выражает.

2 – Решительность.

Прямой взгляд в глаза собеседнику также демонстрирует решительность человека. Он не только уверен в том, что говорит и чего хочет, но и готов доказать свои намерения или действовать, чтобы достичь того, о чем идет речь. Решительность – это спортсмен в стартовой позиции. Ему не хватает только сигнала (разрешения) для того, чтобы начать действовать.

3 – Бесстрашие.

Прямой взгляд говорит о том, что в данный момент у человека нет страха, и все, что выражает словами или действиями, основано на осознанных решениях, а не на страхе. Когда человек руководствуется страхом, то не только не смотрит собеседнику в глаза, но и порой не может понять, что должен начать делать: он хватается за все или говорит несвязанные между собой предложения, так как ему страшно, а выходить из ситуации нужно. Но когда человек понимает, что говорит и что делает, при этом это является его осознанным решением, тогда он прямо смотрит в глаза собеседнику, чтобы еще раз продемонстрировать свои намерения.

Люди должны поверить, что вы не шутите, — только тогда они будут вас слушать и делать то, что вы хотите. Именно прямой взгляд является одним из таких факторов, который говорит другим людям о том, что вы уверены, решительны и бесстрашны в том, что выражаете. Вы можете заметить, насколько слабыми и податливыми становятся люди, которые попадают под такой взгляд. Многие начинают столбенеть, другие начинают задаваться вопросом, что они делают неправильного, некоторые сами себя уличают во лжи, а остальные просто убегают от такого взгляда, так как понимают свою ничтожность по сравнению с другими. Таким образом, прямой взгляд избавляет вас от многих проблем, оставляя лишь сильных и честных друзей и партнеров. Только не следует всех людей пронзать прямым взглядом, так как иногда он воспринимается, как враждебное отношение к собеседнику. Ограничьтесь подобными методами лишь в тех случаях, когда они действительно необходимы.

Структура общения

Как разговаривать с людьми, чтобы вас понимали? Попробуйте адресовать этот вопрос сами себе: как с вами должен разговаривать человек, чтобы вам было интересно, понятно и приятно?

Люди часто забывают о том, чего бы они хотели по отношению к себе. А ведь многие люди хотят одинакового отношения к себе. И пока человек не задается вопросами: «Как должны со мной общаться, чтобы мне было приятно?», «Как должны ко мне относиться, чтобы я уважал своего собеседника?», «Какое отношение ко мне должны проявлять, чтобы я был дружелюбен?» и т. д., — он не может ответить на вопрос «Как общаться с другими людьми, как к ним относиться, как себя с ними вести, чтобы получить ту реакцию, на которую рассчитываешь?».


Как разговаривать с людьми, чтобы вас понимали? Вы уже сами ответили на данный вопрос? Люди отвечают на него следующим образом: «Нужно говорить четко, ясно, открыто, немного с юмором, без заумных слов». Другими словами, если выступит ученый, использующий научную лексику, и оратор-самоучка, простым языком обсуждающий ту же тему, то аудитории будет интересно слушать второго выступающего. Всех людей раздражает, когда собеседник начинает пестрить умными словами (научными понятиями), при этом не объясняя их значение, а даже удивляясь: «Как это вы не знаете таких слов? Ай-йа-яй!».

Как разговаривать с людьми, чтобы вас понимали? Просто общайтесь с ними. Общайтесь с людьми так, словно они — ваши друзья, легко, непринужденно, простым языком, с юмором (не с сарказмом, а именно шутками). Просто общайтесь с людьми, независимо от того, общаетесь вы с друзьями или выступаете перед деловыми партнерами с презентацией. Все люди понимают простой человеческий язык. И как сильно устаешь от постоянного обсуждения тем на научном языке, где нужно думать, а не просто слушать и наслаждаться общением!

Итог

Как уже можно было понять, общение порой играет самую важную роль в становлении межличностных отношений, достижении успеха, получении желаемого, а также создании впечатления о себе. Здесь очень важно правильно и умело использовать речь, чтобы достигать желаемого эффекта.

Общение свойственно, безусловно, всем живым высшим существам. Но все же на уровне людей оно приобретает наиболее совершенные формы, при этом становясь опосредствованным и осознанным речью. В общении выделяется 3 аспекта: содержание, средства и цель. Есть и разные виды общения, но об этом позже.

Через общение могут передаваться одному живому существу от другого данные об их различных (радость, гнев, удовлетворенность, страдание, печаль и т. п.), что говорит о настрое иного живого существа на контакты.

Целью общения является то, ради чего у людей возникает этот вид активности. Это может быть скрытое побуждение иного живого существа к конкретным, определенным действиям или предупреждение о воздержании от какого-то действия. Также целью может быть получение и передача объективных знаний о нашем мире, воспитание и обучение, прояснение и установление деловых и личных взаимоотношений, согласование совместных действий людей в их деятельности, многое другое.

Понятие и виды общения

Общение — это довольно сложный процесс естественного взаимодействия людей, зависящий от многих факторов. Окончательные результаты общения могут быть как эффективными, так и неэффективными. Известно, что общение имеет свои приемы, виды, методы. По этим основаниям производится классификация общения.

Материальное общение — субъекты, занятые индивидуальной деятельностью, активно обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средствами удовлетворения актуальных для них потребностей.

Кондиционное общение — люди оказывают друг на друга влияние и стремятся друг друга привести в определенное психическое или физическое состояние.

Мотивационное общение — своим содержанием имеет передачу друг другу конкретных установок, побуждений или готовности к действию в определенном направлении.

Деятельностный и когнитивный вид общения связан с различными видами учебной или познавательной активности. Биологическое — это такое общение, что необходимо для сохранения, поддержания и развития организма. Напрямую связано оно с полным удовлетворением самых распространенных органических потребностей. Цели укрепления и расширения межличностных контактов, развития и установления личностного роста, интерперсональных отношений преследует социальное общение.

В психологии по средствам: непосредственное и опосредствованное, прямое и косвенное. Непосредственное — осуществляется при помощи естественных органов, что даны природой живому существу: туловище, голова, руки и т. п. Опосредствованное же связано с прямым использованием специальных орудий и средств именно для организации обмена информацией и общения. Прямое общение осуществляется в личных контактах и при непосредственном восприятии друг другом общающихся людей. К примеру, это беседы, телесные контакты, общение в случаях, когда собеседники видят друг друга и непосредственно реагируют на действия партнера. Косвенное общение проявляется через посредников — других людей (например, переговоры между двумя конфликтующими сторонами на межнациональном, межгосударственном, семейном, групповом уровнях).

Есть еще некоторые виды общения, которые следует выделить: личностное и деловое, целевое и инструментальное. Содержание делового общения — то, чем заняты люди, а не затрагивающие их проблемы. Личностное же общение в основном сосредоточено вокруг разнообразных именно внутреннего характера, тех потребностей и интересов, что интимно и глубоко затрагивают саму личность человека: поиски главного смысла жизни, внутреннее определение отношения к происходящему вокруг, к значимому человеку, разрешение каких-либо внутренних конфликтов.

Инструментальное — это общение, не являющееся самоцелью, не стимулирующееся самостоятельной потребностью, но такое, что преследует какую-то иную цель, кроме получения банального удовлетворения от данного акта общения. Целевое — служит само по себе средством удовлетворения какой-то специфической потребности, в общении (в данном случае).

Очень важное выделить такие виды общения у людей, как предполагает обязательное условие — использование языка. Невербальное — это общение при помощи жестов, пантомимики, мимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Это зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие образы и ощущения, получаемые от какого-либо другого лица.

Виды общения по средствам :

  1. вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
  2. невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

По целям :

  1. биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
  2. социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
  1. материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
  2. когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
  3. кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
  4. деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
  5. мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности :

  1. непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.;
  2. опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) Это коммуникация, в которой присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).;
  3. прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
  4. косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

  1. деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
  2. воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
  3. диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
  4. интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение .

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение - отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение - не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное . Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины - разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные - взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

Человек находится в процессе общения с окружающим миром в течение всей своей жизни. Все начинается с самого рождения и заканчивается моментом смерти. Человек общается с людьми ради личных целей, например, получения опыта или знаний, повышения социального статуса или получения желаемого. В близких людях он видит радость или утешение, может обратиться к ним по какой-либо просьбе или же попросить помощи в случае несчастья.

В подобных случаях происходит процесс общения двух или более людей. Они обмениваются информацией и делятся опытом. Психологи разделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и намерений человека.

В зависимости от содержания

Общения делится на следующие виды, в зависимости от целей разговора и его содержания.

  • Материальное – может включать в себя обмен предметами, необходимыми для какой-либо деятельности. Оно может происходить между близкими людьми, когда люди передают друг другу бытовые предметы, или, например, в магазине, во время покупки различных продуктов. В большинстве случае такое общение служит способом удовлетворения бытовых и актуальных потребностей человека .
  • Когнитивное – включает в себя передачу различной информации. Может расширять кругозор человека, сюда можно отнести обсуждение различных способностей и навыков и передачу имеющегося опыта. В большинстве случаев встречается в профессиональной сфере.
  • Кондиционное – относится к психическим состояниям людей. Может включать себя утешение собеседника и оказание ему моральной помощи.
  • Мотивационное – включает в себя побуждение и мотивацию. Может воодушевлять человека на какие-то поступки, ставить ему различные цели и побуждать к какому-то действию.
  • Деятельностное – заключается в физическом контакте, обмене различных действий, навыков, умений или операций.

В зависимости от целей

Общение подразделяется на две основные группы, в зависимости от поставленных целей и намерений.

  • Биологическое – связано с естественными потребностями человека, необходимыми для поддержания жизнеспособности и развития организма.
  • Социальное – относится к взаимодействию с окружающими людьми, направленном на личностный рост, повышение социального статуса и укрепления контакта с обществом.

В зависимости от средств

Различается несколько видов общения, в зависимости от применяемых человеком средств.

  • Непосредственное – осуществляется при помощи органов и частей тела, дарованных человеку природой. Например, руки, ноги, глаза или голосовые связки. В данном случае не используются подручные средства.
  • Опосредственное – подразумевает общение при помощи подручных средств. Например, бросить камень, оставить след на земле или взять в руки палку. Также включает в себя общение по мобильному телефону, электронной почте, или другим средствам связи.
  • Прямое – включает личное общение между двумя или несколькими людьми. Сюда могут входить как обычные беседы, так и телесный контакт.
  • Косвенное – представляет собой общение через третьих лиц. Включает в себя переговоры, распространение слухов или передачу какой-то информации.

В зависимости от времени

Общение подразделяется на две группы, в зависимости от длительности контакта.

  • Кратковременное – не несет постоянный характер, может длиться от пары минут до нескольких часов.
  • Долговременное – носит постоянный характер. В процессе люди лучше узнают друг друга, строят личные отношения, решают конфликты или работают вместе.

Другие виды

Существует также несколько прочих видов общения, не входящих в вышеперечисленные категории. К ним относятся следующие:

  • Вербальное – одно из основных видов общения, осуществляемое при помощи речи. Предоставляет человеку широкие возможности, а также способность выражать свои мысли. Может относиться как к деловым разговорам, так и повседневным беседам.
  • Невербальное – включает в себя общение посредством жестов, тактильных контактов, касаний и прочего. Например, кивнуть головой или помахать на прощание рукой.
  • Деловое – относится к карьерному росту и профессиональным делам. Человек пытается завести деловое знакомство или удачно осуществить переговоры.
  • Воспитательное – общение, посредством которого один человек пытается оказать существенное влияние на другого. Примером можно считать процесс воспитание ребенка родителем.
  • Личностное общение – в отличие от делового не относится к профессиональной сфере. Люди могут интересоваться мнением или настроением друг друга, ради собственных целей и поддержания личных отношений. К примеру, можно привести дружеские или семейные отношения.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

    • Императивное общение иногда называю директивным или авторитарным. Зачастую один из собеседников всячески пытается подчинить себе другого. Он пытается взять руководство над его сознанием и мыслями, контролировать все дальнейшие действия. Человек, выбирающий такой тип общения, в большинстве случаев не скрывает своих намерений и открыто пытается подчинить собеседника.
  • Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

  • Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.
  1. Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
  2. Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
  3. Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
  4. Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
  5. Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Подводя итоги

Следует отметить, что приведенные выше виды общения очень редко могут встречаться в жизни в одиночном виде. Они смешиваются между собой, образуя новый вид. Каждый из видов общения необходим для правильного формирования человеческого общества. Находясь в обществе, человек должен уметь правильно общаться с окружающими и вести себя как полноценная, здоровая личность.

Для того, чтобы найти общий язык с окружающим миром, необходимо отдавать себе отчет, какое тип общения приемлем в той или иной сфере.