«Особенности деловой коммуникации» - Как построить вступление. Суммировать сказанное. Хороших ораторов мало. Подбирайте уместную тему. Публичное выступление. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Советы начинающим ораторам. Правильность выдвинутых положений. Владеть навыками. Как закончить выступление. Роль жестов в выступлении.

«Искусство делового общения» - Диалогические виды. Три позиции коммуникатора. Общение. Способы воздействия партнеров друг на друга. Модель вербального коммуникативного процесса. Политическая компетентность. Невербальное общение. Особенности. Деловое общение. Общение может происходить на различных уровнях. Деловой этикет включает две группы правил.

«Психология делового общения» - Социальные роли. Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. Убеждение. Правила делового этикета. Ритуал. Внушение. Каждому человеку присущ свой стиль общения. Приветливое и предупредительное отношение. Стили общения. Способы воздействия на партнеров. Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры.

«Особенности делового общения» - Согласие и несогласие. Особенности речевого этикета. Выражения приветствия и прощания. Смех. Жест. Особенности общения через переводчика. Первым представляют «низшего» «высшему». Межкультурный аспект устного делового общения. Этнориторика. Особенности невербального общения. «Да ты с ума сошел». Необходимо учитывать реакцию партнеров.

«Деловая коммуникация» - Принципы делового общения. Приветственная речь; торговая речь. Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности. Этапы делового общения. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала. Элементы совместной деятельности. Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия.

«Сущность делового общения» - Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации. Речевые действия. Особенности служебно-делового общения. Беседа. Совещание. Принципы деятельности. Установление контакта. Непродуктивные совещания. Сущность делового общения. Сферы общественной жизни. Процесс беседы. Иерархичность. Коммуникативные установки.

Всего в теме 9 презентаций

  • -материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
  • -когнитивное (обмен знаниями)
  • -кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
  • -мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, пот-ребностями)
  • -деятельностное (обмен действиями, навыками, умениями)

По целям:

  • - биологическое (необходимое для поддержания, сохранение и развития организма)
  • -социальное (расширение и укрепление межличностных контактов, личност¬ного роста индивида)

По средствам:

  • -непосредственное (с помощью естественных органов человека: головы, рук...)
  • -опосредованное (с использованием специальных средств и орудий:
  • а) природных: палка, цветок, след на земле....
  • б) культурных: письмо, радио, телевидение, печать, компьютер...)

По направленности:

  • -прямое (личные контакты: телесные, словесные, пантомимические)
  • -косвенное (через посредников)

По характеру связей:

  • -деловое (в совместной продуктивной деятельности)
  • - интимно-личностное (между отдельными личностями)

По характеру субъектов:

  • -межличностное (между отдельными личностями)
  • -личностно-групповое (между личностью и группой)
  • -межгрупповое (между группами)

По времени:

  • - кратковременное) Технологические особенности организации коммуникационного действия:
  • -долговременное

По инструментам:

  • -вербальное (с помощью речи)
  • -невербальное (при помощи мимики, жестов, пантомимики, телесных контактов)

ОБЩЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ АКТОВ.

КАЖДЫЙ АКТ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

  • а) субъектом - инициатором общения
  • б) субъектом, которому адресовано инициатива
  • в) нормами, по которым организуется общение
  • г) целями, которые преследует участники общения
  • д) ситуацией, в которой" совершается взаимодействие

КАЖДЫЙ АКТ ОБЩЕНИЯ СОСТОИТ ИЗ ЦЕПИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ:

  1. вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию
  2. опенка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.)
  3. ориентация в коммуникативной ситуации
  4. выбор другого субъекта для возможного взаимодействия
  5. постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения
  6. подход к субъекту взаимодействия
  7. пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию
  8. привлечение субъектом-партнером (инициатором) внимания субъекта партнера
  9. оценка эмоционально-психологического состояния субъекта - партнера и выявле-ние его готовности к вступлению во взаимодействие
  10. настрой
  11. ка субъектом – партнером (инициатором) на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера
  12. выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона
  13. коммуникативное воздействие субъекта - инициатора общения на субъекта-партнера
  14. оценка субъектом-инициатором реакции субъекта - партнера на воздействие
  15. стимулирование "ответного хода" субъекта - партнера
  16. "ответный ход" субъекта- партнера по общению

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕНИЯ

  • -передача от человека к человеку информации
  • -восприятие партнерами по общению друг друга
  • -взаимооценка партнерами по общению друг друга
  • -взаимовлияние партнеров по общению друг на друга
  • -взаимодействие партнеров друг с другом
  • -управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

2. Функции общения:

  • -инструментальная - общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения дела
  • -интегративная - раскрывает общение как средство объединения людей
  • -самовыражения - форма взаимопонимания психологического контекста
  • -трансляционная - передача конкретных способов, деятельности, оценок и т.д.
  • -экспрессивная - взаимопонимание и переживание эмоциональных состояний
  • -социального контроля - регламентация поведения и деятельности
  • -социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами и т.д.

3. Стороны общения:

  • ВНЕШНЯЯ , реально фиксируемая в поведении общающихся, выражается в коммуни-кативных действиях.
  • ВНУТРЕННЯЯ сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цель, с которой человек вступает в общение

4. Манера общения:

Она определяется:

  1. - тоном общения
  2. -дистанцией в общении

5. Стиль общения:

Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят свое выражения:

  • - особенности коммуникативных возможностей человека
  • - сложившийся характер отношений" с конкретными людьми или коллективами
  • - психологическая или социальная индивидуальность человека
  • - особенности партнера по общению

Руденский Е.Н. Основы психотехнологии общения

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Когнитивное (обмен знаниями)

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями: поднять или испортить настроение)

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Деятельностное (обмен умениями и навыками, действиями, операциями)

2. По целям:

· Биологическое – необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

· Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. По средствам:

· Непосредственное – с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки).

· Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (печать, радио, телевидение).

· Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом партнеров по общению в самом акте общения.

· Косвенное – осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Помимо этих выделяют и другие виды общения:

Межличностное общение . Отличается эмоциональным характером, т.е. отношения между людьми строятся на основе эмоциональной привлекательности, сходства ценностных ориентаций и мало зависят от социальных рангов и ролей. Отношения формируются «здесь и сейчас», причём содержание общения может гибко меняется, приспосабливаться к образу партнёра. Если общение будет вызывать взаимные симпатии, то оно будет продолжаться и наоборот.

Ролевое (деловые) общение – отношения, построенные на деловых, формально-эмоциональных контактах. Роли участников определяют как будет воспринят партнёр. В ролевом общении человек не свободен в выборе стратегии поведения (начальник – подчинённый, милиционер – нарушитель).

Соотношения ролевого и межличностного общения зависят от культурных особенностей общества. У нас преобладает межличностное общение.

Ритуальное общение – пролог к общению, но может выполнять и самостоятельную функцию. Особенность заключается в его безличности, т.е. партнер воспринимается как элемент ритуала (приветствие, извинение, разговор о погоде, банальные комплименты, поздравления).

Монологическое общение – форма общения, которая предполагает позиционное неравноправие. Одна личность выступает в качестве автора воздействия, она обладает активностью, осознанными целями и правом их реализации. Второе лицо – пассивное, если и имеющее цели, то менее значимые. Здесь проявляются субъективно-объективные отношения. Разновидностями монологического общения являются императив и манипуляция.



Манипуляция – вид общения, который предполагает воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. При манипулировании также ставиться цель добиться контроля над поведением других, но они скрываются или подменяются другими.

Диалогическое общение – равноправное общение, цель которого и самопознание и познание партнёра по общению.

Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

Согласно Марксу, общение (Verkehr) не ограничивается движением смыслов, оно может принимать материальную форму. Материальное общение отражает производственные отношения между людьми (разделение труда, владение собственностью, руководство и исполнение), которые реализуются в процессе материального производства. Согласно этому варианту, социальная коммуникация, т. е. движение смыслов в социальном времени и пространстве, оказывается частью социального общения.

Когнитивное (обмен знаниями)

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

..

Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией ), интеракцию (обмен действиями ) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера ). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества , изучается в рамках психологии общения ; использование общения в деятельности изучается социологией .

Структура общения по Г. М. Андреевой:

  • коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,
  • интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
  • социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.

Виды коммуникации:

Вербальная,

Невербальная:

  • кинетика (мимика, пантомимика),
  • паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),
  • проксемика (организация пространства и времени в общении),
  • визуальное общение (контакт глаз).

Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.

Виды общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

  • Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).
  • Когнитивное (обмен знаниями). ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
  • Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).
  • Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями).
  • Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делиться на:

  • Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).
  • Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам общение может быть:

  • Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
  • Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий).
  • Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения).
  • Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, О. должно состоять из следующих этапов :

  • Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
  • Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
  • Обсуждение интересующей проблемы.
  • Решение проблемы.
  • Завершение контакта (выход из него).

Уровни общения.

Общение можно рассматривать на различных уровнях. Все зависит от того, что берется за основу. Именно поэтому есть немало классификаций уровней общения.

Б. Ломов , выделяет следующие уровни общения:

  • макроуровень (человек общается с другими людьми согласно традиций, обычаев, общественных отношений, что сложились);
  • мезауровень (общение происходит в рамках содержательной темы);
  • микроуровень (это акт контакта: вопрос - ответ).

Каждый из перечисленных уровней может проявляться в различных ситуациях и в разных сферах: деловой, межличностной, ролевой т.д. В частности, одно дело, когда партнеры выступают, как равноправные участники общения, и совсем другое, если один из них чувствует определенную зависимость, а особенно, если начинает проявляться неравноправность в форме давления, агрессии, запугивания и т. п.

Американский психотерапевт и теоретик психоаналитического направления Э. Берн выделяет следующие уровни общения, или способы структурирования времени: ритуалы (нормы общения), провождение времени (развлечения), игры, близость и деятельность. Каждый из этих уровней имеет свои средства общения.

Анализируя особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипуляционно-эффективный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный.

  • первая фаза - направленность на партнера;
  • вторая - психическое отражение партнера;
  • третья - информирование партнера;
  • четвертая - отключение от партнера, если побудительные мотивы с ним исчезли, или возврат ко второй фазе, если они сохранились.

Вопрос №7. Основные психометрические проблемы. Психологический диагноз, его специфика и уровни постановки. Психологические тесты .

Психометрия (психометрика) (греч. «психо» душа, «метрио» измеряю) - дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений , включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики . В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности . Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению. Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. Подбор персонала.

Важнейший признак психометрических процедур - их стандартность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях. На основании полученных данных строятся различные шкалы индивидуальных свойств и делается вывод о надежности и валидности конкретной методики или теста. В последнее время наметилась тенденция создания психометрических процедур и моделей, позволяющих учитывать как переменные ситуации, так и индивидуальные особенности испытуемых.

Психологический диагноз (греч. «диагносис» распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций , определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия . Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет ПД - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

ПД может устанавливаться на разных уровнях. (ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ Выготский) Первый, низший - симптоматический, или эмпирический ,- ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов , на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Второй - этиологический уровень - учитывает не только наличие симптомов, но и причины их возникновения . Третий, высший - типологический уровень - состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, ее психической структуре . Пока чаще всего приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Диагноз неразрывно связан с прогнозом . Их содержание обычно совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Специфика ПД.

  • Д позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения (прогностическая функция);
  • Д определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях (методическая функция);
  • Д позволяет эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует определенным характеристикам нарушения (коммуникативная функция);
  • использование диагноза для планирования лечения;
  • заключенная в нем информация о прогнозе;
  • защита интересов пациентов;
  • Д может помочь терапевту в эмпатии своему пациенту;
  • Д может уменьшить вероятность того, что некоторые боязливые пациенты уклонятся от лечения.

-- (минусы)

  • Д представляет «взгляд со стороны» на проблемы клиента, не принимая во внимание субъективного внутриличностного значения событий;
  • Д игнорирует сложность человека, сокращает его, упрощает его поведение и его субъективный мир;
  • Д ориентирован не на индивидуальность человека, а на сходство между людьми и представляет собой результат типизации и схематизации;
  • Д сужает поле зрения психолога по отношению к клиенту, стериотипизирует его восприятие, навязывает ему ограниченное видение проблемы клиента;
  • Д навязывает клиенту определенный способ поведения и заставляет других людей оценивать его согласно поставленному диагнозу;
  • при диагностике слишком много времени уделяется патологическим состояниям и реакциям клиента и недостаточный интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни;
  • диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать.

Задача ПД не только в том, чтобы выявить, какие действия протекают ошибочно, но также и то, в каких действиях индивидуум может быть успешен.

Одной из наиболее разработанных теоретических схем психологического диагноза и сегодня остается предложенная известным польским психологом Янушем Рейковским (Reykowski, 1966): При диагнозе деятельности Рейковский предлагает различать ее два наиболее общих аспекта: инструментальный (качество, скорость и адекватность действий) и аспект отношений , т. е. те характеристики, которые выражают отношение субъекта к выполняемым им действиям, к окружению и к самому себе.

Уровни постановки ПД.

  • Сбор информации.
  • Интерпретация информации.
  • Обобщение информации.
  • Попытка решения проблемы.

Психологическое тестирование - термин зарубежной психологии, обозначающий процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий. В отечественной психологии чаще употребляется термин «психодиагностическое обследование».

Психологическое тестирование используется в различных сферах: профориентации, профотборе, психологическом консультировании, планировании коррекционной работы и т. д.

Правила организации и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей области психологии - психологической диагностики.

Психодиагностика (греч. «психо» душа, и греч. «диагностикос» способный распознавать) - отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологический тест - стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Тесты - краткие стандартизованные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам.

ИНДИВИД – это особь, отдельно существ.организм.

Отдельный человек, как сочетание его врождённых и приобретённых св-в.