Оценка ВКР осуществляется в два этапа

Этап 1. Предварительное оценивание ВКР.

Предварительное оценивание осуществляется рецензентом. Рецензент, основываясь на критериях, указанных в разделе 1. таблицы - 3.1, выставляет оценку по 4 уровням:

    отлично - все критерии соблюдены полностью;

    хорошо - практически все критерии соблюдены;

    удовлетворительно - критерии соблюдены не полностью;

    неудовлетворительно - критерии не соблюдены.

Таблица -3.1 Критерии оценивания

Наименование и описание критериев оценивания

Коды компетенций, проверяемых с помощью критерия

(смотри Учебный план)

РАЗДЕЛ 1 . Критерии оценивания выполнения ВКР

Обоснованность выбора темы и точность формулировок цели и задач

обоснованность выбора темы, точность формулировок цели и задач работы; актуальность и полнота раскрытия заявленной темы; соответствие названия работы, заявленных цели и задач содержанию работы.

Логичность и структурированность текста работы

логика написания и наличие всех структурных частей работы; взаимосвязь между структурными частями работы, теоретическим и практическим содержанием.

Качество анализа и решения поставленной задачи

умение сформулировать и грамотно изложить задачу ВКР и предложить варианты ее решения; полнота реализации задачи.

Качество подбора и описания используемой информации

качество выбора инструментария исследования; достоверность данных и их адекватность применяемому инструментарию; полнота и актуальность списка литературы.

Исследовательский характер ВКР

самостоятельный подход к решению поставленной проблемы/задачи; разработка собственного подхода к решению поставленной стандартной/нестандартной задачи.

Практическая направленность ВКР

связь теоретических положений, рассматриваемых в работе, с международной и/или российской практикой; разработка практических рекомендаций, обоснование и интерпретация полученных эмпирических/практических результатов.

Качество оформления работы

оформление работы в соответствии с требованиями, изложенными выше (правильное оформление отдельных элементов текста - абзацев текста, заголовков, формул, таблиц, рисунков - и ссылок на них; соблюдение уровней заголовков и подзаголовков; наличие в тексте ссылок на работы и источники, указанные в списке литературы и др.).

РАЗДЕЛ 2. Критерии оценивания защиты ВКР

Презентация работы

умение представить работу, изложив в ограниченное время основные задачи и полученные результаты.

Полнота и точность ответов на вопросы

Этап 2. Оценка ВКР государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

Общую оценку за выпускную квалификационную работу выводят члены государственной экзаменационной комиссии на коллегиальной основе с учетом соответствия содержания заявленной теме, глубины ее раскрытия, соответствия оформления принятым стандартам, проявленной во время защиты способности студента демонстрировать собственное видение проблемы и умение мотивированно его отстоять, владения теоретическим материалом, способности грамотно его излагать и аргументированно отвечать на поставленные вопросы, основываясь на критериях, указанных в разделе 1 (критерии оценивания выполнения ВКР) и разделе 2 (критерии оценивания защиты ВКР) таблицы 3.1. ГЭК выставляет единую оценку, согласованную всеми членами комиссии, по 4 уровням. Итоговая оценка выставляется с учетом оценки рецензента.

Оценки выпускным квалификационным работам даются членами экзаменационной комиссии на закрытом заседании и объявляются студентам-выпускникам в тот же день после подписания соответствующего протокола заседания комиссии.

Структура работы должна быть логичной и соответствовать поставленной цели. В ее заключении должны быть представлены четкие, обоснованные выводы, вносящие вклад в разрешение поставленной проблемы и намечающие перспективы ее дальнейшей разработки. Работа должна быть написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат - соответствовать действующим ГОСТам и настоящим рекомендациям, содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т.д. Вступительное слово студента должно быть кратким и логичным, содержать основные положения дипломной работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы членов ГЭК.

При определении оценки по защите выпускной квалификационной работы учитываются:

Соответствие работы общим требованиям;

Доклад выпускника по каждому разделу работы;

Ответы на вопросы;

Оценка рецензента;

Отзыв руководителя.

Итоговая оценка ВКР складывается из комплекса критериев учитываемых ГЭК и выставляется по следующей шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Общие критерии итоговой оценки защиты ВКР:

"5" (отлично) – работа полностью соответствует общим требованиям к ВКР (целевая направленность, глубина исследования и полнота освещения вопроса, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление); при защите выпускник излагает материал грамотно, конкретно и в логической последовательности, приводит убедительную аргументацию, полно отвечает на вопросы комиссии; отзыв и рецензия содержат рекомендуемую оценку «отлично»

"4" (хорошо) – работа в общем соответствует общим требованиям к ВКР (целевая направленность, глубина исследования и полнота освещения вопроса, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление); при защите выпускник излагает материал грамотно, конкретно и в логической последовательности, приводит убедительную аргументацию, в основном отвечает на вопросы комиссии; отзыв и (или) рецензия содержат рекомендуемую оценку не ниже, чем «хорошо»

"3" (удовлетворительно) – работа не в полной мере соответствует общим требованиям к ВКР (целевая направленность, глубина исследования и полнота освещения вопроса, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление); при защите выпускник излагает материал в логической последовательности, отвечает на вопросы комиссии неуверенно;



"2" (неудовлетворительно) – работа не в полной мере соответствует общим требованиям к ВКР (целевая направленность, глубина исследования и полнота освещения вопроса, доказательность выводов и обоснованность рекомендаций, грамотное оформление); при защите выпускник излагает материал в слабой логической последовательности, отвечает не на все вопросы комиссии, ответы неточные, неуверенные;

Для научного руководителя студента являются:

Четкость теоретической, практической части исследования.

Обоснованность решений проблемы, анализ проблемы.

Взаимосвязь решаемых задач

Качество оформления работы (общий уровень грамотности, соответствие требованиям стандартов)

Аргументированность выводов (по главам и в заключении работы)

Применение компьютерных технологий в работе

Степень самостоятельности, дисциплинированности

Критерий «Отлично» «Хорошо» «Удовл.» «Неудовл.»
1.Четкость теоретической, практической части исследования Достаточная четкость обоих компонентов Достаточная четкость компонентов теоретического характера и недостаточнаяэкперименталь-ная Достаточная четкость компонентов эксперимен-тального характера и недостаточная теоретическая Четкость отдельных понятий, расплывчата, нет теоретических обоснований
2. Обоснован-ность решений проблемы исследования, анализ проблемы Решение проблемы обосновано полностью и тщательно, анализ проблемы полный Решение проблемы обосновано, анализ проблемы недостаточно полный Решение проблемы обосновано частично, даны отрывочные сведения о проблеме Проблема не решена, так как решение проблемы не обосновано
3. Рекомен-дации по практическому использованию Использование в работе медицинских организаций Использование в работе медицинских организаций Рекомендации отсутствуют
4. Взаимосвязь решаемых задач Все части исследования взаимосвязаны и соотнесены с более общей научной проблемой Решение задач взаимосвязано, но недостаточно определено место решенной задачи в связи с более общей научной проблемой Решение задач в целом взаимосвязано, но наблюдается относительная изолированность частей исследования Задачи исследования не решены, имеется фрагментальная связь между отдельными задачами и частями исследования.
5. Качество оформления дипломной работы Очень высокое: работа оформлена в соответствии с требованиями Высокое: имеются незначительные отклонения Среднее: имеется не более двух нарушений Низкое: Имеется несколько грубых нарушений
6.Аргументированность выводов (по главам и в заключение работы) Каждая глава и заключение содержит личностную позицию автора, подтвержденную аргументами Каждая глава и заключение содержит аргументированные выводы Выводы есть, но не по всем разделам работы Выводы отсутствуют
7.Применение компьютерных технологий в работе Студент использовал в работе ИКТ при проведении исследования, 100% самостоятельно и качественно выполнил работу (обработка данных, оформление) Студент использовал в работе ИКТ при проведении исследования, самостоятельно выполнил работу (обработка данных, оформление) Студент не использовал в работе ИКТ при проведении исследования Студент не использовал в работе ИКТ при проведении исследования, оформлении работы
8.Степень самостоятельности, дисциплинированности Очень высокая степень самоорганизованности, самостоятельности и дисциплины Высокая самоорганизованность, самостоятельность и дисциплина Средняя самоорганизованность, самостоятельность и дисциплина Низкая самоорганизованность, самостоятельность и дисциплина


Оценка может быть снижена в следующих случаях:

1. Оформление

Наличие неисправленных опечаток и пропущенных строк.

Отсутствие названий таблиц, графиков, гистограмм.

Отсутствие пояснений и условных обозначений к таблицам и графикам.

Отсутствие в работе "Введение" или "Выводы", или и того, и другого.

Наличие ошибок в оформлении библиографии: много "глухих" сносок (когда есть сноска на автора идеи, но нет ссылки на саму работу).

Наличие ошибок в оформлении библиографии: список литературы выполнен не по ГОСТу.

Пропуск в оглавлении отдельных параграфов или даже целых глав.

2. Недостатки теоретической главы работы

Наличие фактических ошибок в изложении «чужих» экспериментальных результатов или теоретических позиций.

Отсутствие упоминаний важных литературных источников, имеющих прямое отношение к решаемой проблеме.

Использование больших кусков чужих текстов без указания их источника (в том числе - дипломов других студентов).

Отсутствие анализа работ, посвященных проблеме исследования.

Теоретическая часть не завершается выводами.

Название работы не отражает её реальное содержание.

Теоретическая и практическая части не взаимосвязаны.

Имеет место совпадение формулировки проблемы, цели, задач работы.

3. Недостатки практической главы работы

Работа не содержит подробного описания процедуры проведения исследования.

В работе отсутствует интерпретация полученных результатов.

Выводы построены как констатация первичных данных.

Не представлена модель внедрения и распространения результатов исследования

4. Этические аспекты дипломного исследования


Для рецензента основными критериями при оценке работы студента являются:

Степень раскрытия темы работы

Правильность формулировки цели и задач работы, определения объекта и предмета исследования

Соответствие методов исследования поставленной цели работы

Взаимосвязь теоретической и практической частей, логика изложения

Уровень интерпретации полученных фактов исследования с позиции решаемых задач

Соответствие выводов поставленной цели

Критерий «Отлично» «Хорошо» «Удовл.» «Неудовл.»
Содержательный аспект работы (наличие проблематики) Четко обозначена актуальная проблема, обоснована на основе анализа ситуации Достаточно четко обозначена актуальная проблема, обоснована на основе анализа ситуации Обозначена проблема без анализа ситуации Проблемное звено не обозначено
Степень раскрытия темы работы Тема раскрыта полностью Тема достаточно раскрыта Тема раскрыта частично Тема не раскрыта
Правильность формулировки цели и задач работы, определения объекта и предмета Цели и задачи работы, объект и предмет определены корректно и грамотно Цели и задачи работы, объект и предмет определены Цели и задачи работы, объект и предмет определены частично Цели и задачи работы, объект и предмет не определены
Соответствие методов исследования поставленной цели Полное соответствие Достаточное соответствие Частичное соответствие Несоответствие методов исследования цели работы
Взаимосвязь теоретической и практической частей, логика изложения задач Все части исследования взаимосвязаны и логичны Все части взаимосвязаны, но недостаточно логичны Решение задач в целом взаимосвязано, но наблюдается изолированность частей исследования Фрагментальная связь между отдельными задачами и частями исследования
Уровень интерпретации полученных фактов исследования с позиции решаемых задач Наличие личностной позиции в интерпретации полученной информации (установлены причинно-следственные связи) Полученные факты интерпретированы с позиции решаемых задач Полученные факты интерпретированы с позиции решаемых задач, но в интерпретации есть несоответствия Полученные факты не интерпретированы с позиции решаемых задач
Соответствие выводов поставленной цели Выводы четкие, ясно сформулированы и соответствуют цели Выводы соответствуют цели Выводы частично соответствуют цели Выводы не соответствуют цели
Рекомендации по практическому использованию Акт внедрения об использовании в работе или отзыв о внедрении в медицинской организации Определена возможность для использования, имеются четкие инструкции Определена возможность для использования Рекомендации отсутствуют

Качество защиты (критерии приведены в таблице) зависит от риторики, четкости и ясности устного выступления, знания деталей своей работы и современного состояния исследуемой проблемы, аргументированности ответов на вопросы, эффективного использования иллюстрированного материала (схем, диаграмм, таблиц и пр.).

Критерии, учитываемые членами ГЭК, при оценке защиты выпускной квалификационной работы:

Четкая формулировка целей, соответствующих профилю специальности;

Обоснованность методов исследования;

Полнота владения материалом;

Профессиональная грамотность;

Практическая направленность;

Профессиональный имидж;

Грамотность речи, стилистика;

Образность речи;

Эмоциональное воздействие на аудиторию;

Развернутые ответы на задаваемые вопросы;

Оформление работы в соответствии с требованиями;

Использование компьютерной презентации, выполненной на высоком профессиональном уровне.

В тех случаях, когда дипломная работа не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом.

Критерии для определения качества защиты ВКР

Критерий «Отлично» «Хорошо» «Удовл.» «Неудовл.»
Выступ-ление по защите диплом-ной работы - ясное, четкое изложение содержания; -отсутствие противоречи-вой инфор-мации; демонстрация знания своей работы и уме-ние отвечать на вопросы -четкое изложение содержания работы, излишне краткое изложение выводов; - отсутствие противоречивой информации, демонстрация знания своей работы и умение отвечать на вопросы - пространное изложение содержания работы; фрагментальный доклад с очень краткими или отсутствующими выводами; путаница в понятиях; отсутствие ответов на ряд вопросов, поставленных в работе - пространное изложение содержания, фрагментальный доклад, в котором отсутствуют выводы; путаница в понятиях; отсутствие ответов на ряд вопросов; демонстрация отсутствия глубоких знаний анализа своей работы
Ответы на воп-росы, возник-шие по поводу работы Логичны, кратко и убедительно сформулиро-ваны, даны по существу поставленно-го вопроса Логичны, очень кратко сформулированы, вызывают дополнительные вопросы, так как неполны Элементы не логичности, фрагментарности в пространных ответах, запутанность ответа Отсутствие логики, ошибки и путаница в ответах, не умение найти нужную аналогию в выполненной работе

Оценка выпускной квалификационной работы не является результатом простого арифметического действия – получения среднего балла от сложения и деления. Члены государственной экзаменационной комиссии в ходе защиты ВКР, ответов студентов на вопросы, обязаны определить уровень знаний, умений выпускника, его потенциальные возможности, способность использовать указанные разработки на практике в общем контексте требований ФГОС и вынести свое суждение в виде определенной оценки по четырех бальной шкале (приложение 11).


Приложение 1

Образец/шаблон оформления титульного листа выпускной квалификационной (дипломной) работы

Оценка ВКР осуществляется в два этапа

Этап 1. Предварительное оценивание ВКР.

Предварительное оценивание осуществляется рецензентом. Рецензент, основываясь на критериях, указанных в разделе 1. таблицы - 3.1, выставляет оценку по 4 уровням:

    отлично - все критерии соблюдены полностью;

    хорошо - практически все критерии соблюдены;

    удовлетворительно - критерии соблюдены не полностью;

    неудовлетворительно - критерии не соблюдены.

Таблица -3.1 Критерии оценивания

Наименование и описание критериев оценивания

Коды компетенций, проверяемых с помощью критерия

(смотри Учебный план)

РАЗДЕЛ 1 . Критерии оценивания выполнения ВКР

Обоснованность выбора темы и точность формулировок цели и задач

обоснованность выбора темы, точность формулировок цели и задач работы; актуальность и полнота раскрытия заявленной темы; соответствие названия работы, заявленных цели и задач содержанию работы.

Логичность и структурированность текста работы

логика написания и наличие всех структурных частей работы; взаимосвязь между структурными частями работы, теоретическим и практическим содержанием.

Качество анализа и решения поставленной задачи

умение сформулировать и грамотно изложить задачу ВКР и предложить варианты ее решения; полнота реализации задачи.

Качество подбора и описания используемой информации

качество выбора инструментария исследования; достоверность данных и их адекватность применяемому инструментарию; полнота и актуальность списка литературы.

Исследовательский характер ВКР

самостоятельный подход к решению поставленной проблемы/задачи; разработка собственного подхода к решению поставленной стандартной/нестандартной задачи.

Практическая направленность ВКР

связь теоретических положений, рассматриваемых в работе, с международной и/или российской практикой; разработка практических рекомендаций, обоснование и интерпретация полученных эмпирических/практических результатов.

Качество оформления работы

оформление работы в соответствии с требованиями, изложенными выше (правильное оформление отдельных элементов текста - абзацев текста, заголовков, формул, таблиц, рисунков - и ссылок на них; соблюдение уровней заголовков и подзаголовков; наличие в тексте ссылок на работы и источники, указанные в списке литературы и др.).

РАЗДЕЛ 2. Критерии оценивания защиты ВКР

Презентация работы

умение представить работу, изложив в ограниченное время основные задачи и полученные результаты.

Полнота и точность ответов на вопросы

Этап 2. Оценка ВКР государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

Общую оценку за выпускную квалификационную работу выводят члены государственной экзаменационной комиссии на коллегиальной основе с учетом соответствия содержания заявленной теме, глубины ее раскрытия, соответствия оформления принятым стандартам, проявленной во время защиты способности студента демонстрировать собственное видение проблемы и умение мотивированно его отстоять, владения теоретическим материалом, способности грамотно его излагать и аргументированно отвечать на поставленные вопросы, основываясь на критериях, указанных в разделе 1 (критерии оценивания выполнения ВКР) и разделе 2 (критерии оценивания защиты ВКР) таблицы 3.1. ГЭК выставляет единую оценку, согласованную всеми членами комиссии, по 4 уровням. Итоговая оценка выставляется с учетом оценки рецензента.

Оценки выпускным квалификационным работам даются членами экзаменационной комиссии на закрытом заседании и объявляются студентам-выпускникам в тот же день после подписания соответствующего протокола заседания комиссии.

ПО ОБЩЕМУ И СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМУ ЯЗЫКОЗНАНИЮ

ВЫБОР ТЕМЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тему выпускной квалификационной работы студент-выпускник выбирает из примерного перечня тем выпускных квалификационных работ, имеющегося на выпускающей кафедре. Студент также может самостоятельно предложить тему работы в рамках своей специальности или направления подготовки.

Тема выпускной квалификационной работы отражает актуальные проблемы и аспекты общей и частной теории перевода и их практическое подтверждение.

Тема работы закрепляется за студентом-выпускником по его личному письменному заявлению на имя заведующего выпускающей кафедрой.

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

После утверждения на заседании выпускающей кафедры темы выпускной квалификационной работы и назначения научного руководителя студент получает от научного руководителя задание (см. Приложение 1), а спустя 2 недели вместе с научным руководителем составляет план-график на весь период выполнения выпускной квалификационной работы (см. Приложение 2). Задание и план-график оформляются в двух экземплярах, оба экземпляра подписываются научным руководителем и студентом. Один экземпляр хранится у научного руководителя, другой – у студента.

СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа (ВКР) состоит из введения, основной части, заключения, библиографии (списка используемой литературы) и приложений.

ВВЕДЕНИЕ объясняет выбор темы, формулирует цель исследования и задачи, которые ставит перед собой студент для достижения цели, определяет актуальность темы, методы исследования, объект исследования и предмет исследования, содержит описание структуры работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ состоит из двух (или трех) глав в зависимости от темы и количества анализируемых в работе проблем. Глава 1 (теоретическая) посвящается обзору теоретических работ отечественных и зарубежных работ в рамках рассматриваемых вопросов, обобщению и сопоставлению (и/или противопоставлению, если отсутствует единство мнений) точек зрения, истории вопроса и т.д. Любые приводимые в ВКР теоретические исследования и взгляды сопровождаются обязательным указанием автора и источника. В конце первой главы на основании изложенного материала автор работы приводит порядок рассмотрения проблем и формулирует выводы. Работа должна демонстрировать самостоятельную теоретическую подготовку студента, умение подбирать необходимую литературу по проблематике, обобщать полученные знания, а не просто компилировать данные, представленные в теоретической литературе, учебниках, на Интернет-ресурсах.

Глава 2 (практическая) примерами иллюстрирует теоретические обоснования и выводы, к которым приходит автор ВКР в конце первой главы, с соответствующими лингвистическими комментариями. Вторая глава тоже содержит выводы и обобщения в связи с проделанной работой.

В БИБЛИОГРАФИЮ (СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) включаются все источники, интернет-ресурсы и словари в алфавитном порядке. При этом список использованной литературы состоит из трёх соответствующих частей: список всех использованных теоретических источников, кроме Интернет-ресурсов, список использованных теоретических Интернет-ресурсов, список использованных словарей.

ПРИЛОЖЕНИЯ включают исходный языковой материал, таблицы и графики, статистический материал, необходимые в связи с темой работы. Если теоретическая глава (Глава 1) насыщена терминологическими единицами в рамках исследуемой проблематики, целесообразно снабдить работу еще и глоссарием с кратким пояснением соответствующих терминов. Приложения составляются по типу словарной статьи толкового словаря и по возможности сопровождаются указанием страниц в ВКР.

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Текст печатается на бумаге формата А4 на одной стороне листа, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал 1,5 пт. Допускается печать текста приложения кеглем 10. Размер полей: слева 30 мм, справа 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Основной текст работы располагается с выравниванием по ширине, заголовки – с выравниванием по центру.

Общий объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 50 страниц (от первой страницы Введения до последней страницы Списка использованной литературы). Нумерация страниц сквозная и начинается с Введения (страница 3); титульный лист и лист Содержания не нумеруются. Номера страниц проставляются вверху по центру.

Текст выпускной квалификационной работы делится на главы, а главы делятся на параграфы. При этом название каждой главы и каждого параграфа обозначается арабскими цифрами (например, Глава 1, параграф 1.1 и т.д.), после цифры перед названием главы или параграфа ставится точка.

Титульный лист выпускной квалификационной работы оформляется по образцу (см. Приложение 1).

Введение, каждая глава, заключение, список использованной литературы начинается с нового листа. Название каждой главы печатается крупным шрифтом, после названия оставляется пробел в один интервал. Названия глав и параграфов выносят в оглавление с указанием их первой страницы.

Завершённая выпускная квалификационная работа подписывается студентом. Подпись, расшифровка подписи и дата ставятся на последней странице списка использованной литературы.

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ К ЗАЩИТЕ

Экспертизу выпускной квалификационной работы осуществляет научный руководитель, отвечающий за качество выпускной квалификационной работы, и рецензент.

Квалификационная работа представляется на кафедру не позднее, чем за 2 недели до защиты, в эти же сроки подается отзыв научного руководителя; рецензент должен представить отзыв за 5 дней до защиты.

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Слово для доклада студенту-выпускнику предоставляет председатель экзаменационной комиссии. Студенту даётся 7–10 минут для краткого устного изложения темы, актуальности работы, результатов, выводов и их обоснования. Студент должен делать доклад не читая письменного текста. Допускается обеспечение выступления раздаточным материалом с примерами, который раздается членам комиссии и аудитории, или сопровождение презентацией Power Point с выведением слайдов на экран.

По окончании сообщения студент отвечает на вопросы членов ГАК и присутствующих, после чего зачитывается отзыв научного руководителя и рецензия. Автор выпускной квалификационной работы комментирует высказанные замечания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общую оценку за выпускную квалификационную работу выводят члены государственной экзаменационной комиссии на коллегиальной основе с учетом соответствия содержания заявленной теме, глубины ее раскрытия, соответствия оформления принятым стандартам, проявленной во время защиты способности студента демонстрировать собственное видение проблемы и умение мотивированно его отстоять, владения теоретическим материалом, способности грамотно его излагать и аргументированно отвечать на поставленные вопросы. Оценки выпускным квалификационным работам даются членами экзаменационной комиссии на закрытом заседании и объявляются студентам-выпускникам в тот же день после подписания соответствующего протокола заседания комиссии.

Качественно выполненная выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать об умении студента:

● четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности;

● обосновывать выбранные методы решения поставленных задач;

● самостоятельно работать с необходимым количеством отечественной и зарубежной литературы и другими информационно-справочными материалами;

● отбирать нужные сведения, анализировать их, интерпретировать и представлять в графической или иной иллюстративной форме;

● делать обоснованные выводы.

Выпускная квалификационная работа, переводческая по своей направленности и методам анализа, может быть посвящена любой содержательной области переводческой науки и/или практики. В целом, работа должна быть направлена на достижение сформулированных в ее введении целей.

Выпускная квалификационная работа должна иметь исследовательский или прикладной характер. Обзорные или чисто теоретические работы до защиты не допускаются.

Выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать о самостоятельности подобного рода исследования, обобщать изученную теоретическую литературу и полученные в ходе обучения практические навыки и содержать соответствующие выводы.

Материал должен излагаться грамотно. Выпускная квалификационная работа должна быть выверена, логично структурирована, а распределение материала должно соответствовать структуре; в работе не должно быть ошибок и опечаток. Выпускная квалификационная работа должна содержать актуальные идеи и новизну подхода к исследованию.

В отличие от курсовых работ, демонстрирующих результаты работы в течение одного учебного года, выпускная квалификационная работа представляет собой систематизацию разноплановых знаний и умений, полученных студентом за весь период обучения в университете, проверку умения использовать методики исследования, а также степень подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей специалиста-переводчика.

Оценка «отлично» ставится, если:

● работа глубоко и полно освещает заявленную тему, т.е. в работе представлены все исследования по проблематике, приведены теоретические обоснования выводов и обобщений, обозначенных в теме выпускной квалификационной работы;

● работа содержит логичное, последовательно изложение материала с обоснованными выводами;

● работа выполнена самостоятельно;

●оформление работы соответствует предъявляемым требованиям;

  • имеются положительные отзывы научного руководителя и рецензента;

● устная защита проведена на высоком уровне.

Оценки «хорошо» или «удовлетворительно» ставятся, если упомянутые выше показатели представлены не в полной мере.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, когда некомпетентность студента очевидна или имеют место факты явного плагиата.

Защищённые выпускные квалификационные работы сдаются в деканат, а затем в архив университета, где хранятся в течение 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

Приложение. Образец оформления титульного листа

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА

Филологический факультет

Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Средства выражения некоторых грамматических значений в …. и …. языках

Дипломная работа

студентки V курса

Ивановой Анны Ивановны

Научный руководитель

к.ф.н., доц. Петров В. П.

Рецензент

д.ф.н., проф. Сидоров Б.В.

Защита работы

Защита проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии. Процедура защиты устанавливается председателем ГАК по согласованию с членами комиссии и, как правило, содержит следующие этапы:

доклад выпускника (до 10 минут);

выступление руководителя (либо оглашение отзыва руководителя);

выступление рецензента (либо оглашение текста рецензии);

ответы выпускника на замечания и пожелания, содержащиеся в отзыве и рецензии;

выступления присутствующих на защите;

заключительное слово выпускника.

В докладе студент должен назвать тему работы, обосновать ее актуальность, сформулировать цель и задачи работы, охарактеризовать объект и предмет работы, источники, составляющие базу работы, раскрыть основное содержание работы: ее теоретическую, методологическую и практическую составляющие, изложить полученные результаты и обосновать их практическую ценность, сформулировать основные выводы (примерная структура доклада приведена в приложении Н). В ходе доклада используются демонстрационные материалы, позволяющие увеличить объем информации о ВКР и подтвердить правомерность сделанных обобщений, выводов и рекомендаций.

Для того чтобы выступление было проведено успешно, доклад следует предварительно отрепетировать. Проверить, укладывается ли он в установленное время, выбрать уместные темп и громкость речи, выделить с помощью интонации и логических пауз наиболее важные в смысловом отношении фрагменты доклада. На защите выпускник должен излагать содержание работы свободно и уверенно, необходимо также показать свое умение вести научную дискуссию и отвечать на вопросы. Вступая в научный диалог с членами комиссии или рецензентом, нужно стараться точно формулировать свои мысли, говорить только по существу дела, подкреплять свои положения фактами, примерами, ссылками на авторитетные мнения и содержание своей работы.

В заключительном слове выпускник может поблагодарить членов ГАК и лиц, присутствующих на защите (преподавателей, студентов и т. д.), за проявленное внимание, научного руководителя и рецензента – за помощь, связанную с подготовкой и продвижением ВКР на защиту.

Основные критерии оценки ВКР:

достаточный научный уровень и степень освещенности вопросов темы;

правильность выбранной студентом концепции описания и решения проблемы;

глубина проработки материала;

правильность и полнота использования источников;

творческий подход к разработке темы;

правильность и обоснованность выводов;

оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;



Защита выпускной квалификационной работы заканчивается выставлением оценки.

«Отлично»

работа носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, содержательный анализ практического материала; характеризуется логичным, изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями;

при защите работы студент показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные рекомендации, а во время доклада использует качественный демонстрационный материал; свободно и полно отвечает на поставленные вопросы;

на работу имеются положительные отзывы научного руководителя и рецензента.

«Хорошо» выставляется за следующую ВКР:

ВКР носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенную теоретическую базу, достаточно подробный анализ практического материала. Характеризуется в целом последовательным изложением материала. Выводы по работе носят правильный, но не вполне развернутый характер;

ВКР позитивно характеризуется научным руководителем и оценивается как «хорошая» в рецензии;

при защите студент в целом показывает знания вопросов темы, умеет привлекать данные своего исследования, вносит свои рекомендации; Во время доклада используется демонстрационный материал, не содержащий грубых ошибок, студент без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.

«Удовлетворительно» выставляется за следующую ВКР:

носит исследовательский характер, содержит теоретическую главу и базируется на практическом материале, но отличается поверхностным анализом и недостаточно критическим разбором. В работе просматривается непоследовательность изложения материала, представлены недостаточно обоснованные утверждения;

в отзывах руководителя и рецензента имеются замечания по содержанию работы и методики анализа;

при защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного, аргументированного ответа на заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» выставляется за следующую выпускную квалификационную работу:

она не носит исследовательского характера, не содержит анализа и практического разбора; не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях вуза;

не имеет выводов либо они носят декларативный характер;

в рецензии выставлена неудовлетворительная оценка;

при защите студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки.

Студент, получивший на защите ВКР неудовлетворительную оценку, имеет право представить ту же работу к повторной защите с соответствующей доработкой, определяемой государственной аттестационной комиссией, или же разработать новую тему, которая должна быть определена выпускающей кафедрой после первой защиты.

По итогам защиты решением Государственной аттестационной комиссии студент может быть рекомендован в аспирантуру РГСУ для дальнейшей углубленной работы по теме исследования.