Сейчас многие государственные организации в Беларуси в срочном порядке оформляют на своих руководителей электронные цифровые подписи. Почему срочно? В том числе, потому что 01.01.2016 наступит срок исполнения Указа Президента Республики Беларусь №157, изданного 4 апреля 2013 года, в соответствии с которым все государственные организации, и даже все ОАО с долей собственности государства более 50% до 1 января 2016 должны подключить свои ведомственные электронные системы документооборота к межведомственной системе электронного документооборота, так называемой СМДО. Конечно, для начала эти системы электронного документооборота должны быть.
И наступит цифровой рай. Постепенно будет исчезать бумага из документооборота, и будет все ускоряться и автоматизироваться.
Но получить эту цифровую подпись - это небольшой такой квест. Вот об этом квесте здесь я напишу подробнее.
Итак, по пунктам.

1. Определить, кто в организации имеет право подписи.
Ясно, как день, что право подписи имеет сам руководитель (директор, генеральный директор). А вот его заместители имеют такое право по доверенности, либо по приказу о распределении обязанностей.Еще в этом списке может быть главбух. Значит, определяем круг лиц, которые будут получать ЭЦП путем опроса и изучения документов.

2. Подготовка пакета документов для каждого получающего ЭЦП
Тут начинать нужно немного с конца.
а) Сначала качаем с сайта Республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) форму , которая является приложением к договору о получении открытого ключа. Это перечень сведений о потребителе.

Б) Форму заполняем на каждого получающего ЭЦП.

В) Напрягаем юристов организации, чтобы выдали копии свидетельств о регистрации организации и доверенности на всех, кроме генерального директора. Форму доверенности менять нельзя, как бы юристам ни хотелось, она - железобетонная.

Г) Едем с заполненными формами в этот самый РУЦ (для минской области по адресу г. Минск, пр. Машерова 25, второй этаж, «помещение 3»)
Только с 1 декабря 4 региональных центра РУЦ начали свою работу по следующим адресам:

Брест, ул.Ленина, 22, к.2-3; тел. 8 0162 531423 / 531426;
Гродно, ул.Урицкого, 12, к.301; тел. 8 0152 772695 / 742102;
Витебск, ул.Ленина,12А-3, к.51; тел. 8 0212 425354 / 425348;
Гомель, ул.Гагарина, 49, к.1-4; тел. 8 0232 703920.

Д) В РУЦе вам выдадут договоры и счета фактуры.

3. Подписать договоры, оплатить на каждый счет-фактуру.

4. Всем большим начальникам съездить ЛИЧНО для получения средства ЭЦП.
Вот это самое интересное, тут есть нюансы. Большие начальники не привыкли (или уже отвыкли) лично ездить в какие-то учреждения, чтобы там подолгу сидеть в очереди. Поэтому им дипломатично нужно разложить по полочкам, что и как нужно делать, а лучше - написать памятку.

5. После получения руководителями средств ЭЦП нужно написать инструкцию по пользованию этими средствами.
Самое трудное в этом - не само написание инструкции, а доведение мысли, что цифровая подпись такая же, как и обычная на бумаге, и что нельзя отдать ее секретарше, чтобы она подписывала. Иначе это тоже самое, что отдать секретарше ручку и сказать «будешь за меня подписи подделывать». Поэтому переход к настоящему электронному документу - это ломка еще та. И все это впереди.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — реквизит электронного документа, получаемый благодаря криптографической трансформации информации с использованием особого ключа. Прилагается к документу, чтобы установить аутентичность: ЭЦП является доказательством факта подписания и подтверждает, что подпись поставил именно владелец сертификата ключа подписи.

ЭЦП доказывает целостность, неизменность информации после подписания.

В ситуациях, прописанных в нормативно-правовых актах страны, ЭЦП выступает как аналог личной подписи человека во время совершения юридически значимых действий. Электронный документ (например, декларация о доходах индивидуального предпринимателя), подписанный ЭЦП, обретает такую же силу, что и бумажный вариант с личной подписью от руки. Естественно, что ЭЦП позволяет экономить время и силы для личного обращения. Отправлять юридически ликвидные бумаги можно прямо из дома.

Чтобы поставить ЭЦП, надо иметь ключ (выглядит как обычная флешка, подсоединяется к компьютеру через USB-разъем). ЭЦП — это уникальный набор символов, который выдается в результате криптографического преобразования информации с применением ключа и по специально созданному сложному алгоритму. Для создания ЭЦП чаще используется технология асимметричного шифрования — издаются закрытый ключ (Private key) и открытый ключ (Public key).

Закрытый ключ известен только владелец сертификата и вычислить его нельзя, даже если иметь всю информацию, хранящуюся на открытом ключе. А вот открытый ключ всего лишь дает возможность проверить, действительно ли конкретный пользователь поставил свою подпись на электронном файле.

В Германии закон об ЭЦП действует с 1997 года, в США и Австрии — с 2000-го, в Эстонии — с 2001-го. К слову, именно в Эстонии ЭЦП распространена повсеместно, поскольку граждане этой страны старше 15 лет обязаны иметь ID-карту. Привычным делом ЭЦП стала в США, Канаде, Великобритании, Ирландии, Чили, Швейцарии, Сингапуре, ОАЭ. А вот, к примеру, в Аргентине, Бразилии, Дании, Венгрии статус ЭЦП пока не стал максимально ясным.

ЭЦП в Беларуси

Использование электронной подписи в Беларуси регламентировано Законом от 28.12.2009 № 113-З. ЭЦП дает право полноценно подписывать электронные документы и обращения, подаваемые в Министерство по налогам и сборам (например, электронные декларации), таможенные органы, «Белгосстрах», «Белстат» и др.

С 18 февраля 2019 года вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2018 г. № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи». Изменение закона обеспечит правовое поле для более широкого использования электронного документа в Беларуси. Дополнительные возможности появятся у организаций и физлиц, в том числе . Законом предусмотрено, что ЭЦП является аналогом собственноручной подписи.

Электронный документооборот обеспечивает с технической стороны Национальный центр электронных услуг. Получить сертификат открытого ключа можно в его подразделении — Республиканском удостоверяющем центре государственной системы управления открытыми ключами (Минск, проспект Машерова, 25). Он начал работать летом 2014 года. Есть региональные представительства в крупных городах. Ожидается, что в стране будет создана система, позволяющая человеку получить сертификат открытого ключа единого образца. Узнать, как сделать ЭЦП, можно на сайте Национального центра удостоверяющих услуг: http://nces.by/ .

Индивидуальные предприниматели, желающие подавать декларации в налоговую службу дистанционно, надо заказать ЭЦП в Удостоверяющем центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам». Сведения о нем доступны на сайте https://info-center.by/ . Сейчас работают 4 филиала в Минске; также заказать ЭЦП для подписи электронной декларации можно в Бресте, Гродно, Гомеле, Могилеве, Витебске, Борисове, Слуцке, Пинске, Барановичах, Полоцке, Лиде, Мозыре, Бобруйске.

Удостоверяющий центр Министерства финансов работает в системе названного министерства и также выпускает сертификаты и ключи.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Это предусмотрено поправками в закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», которые готовятся к рассмотрению депутатами в первом чтении, сообщил член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Андрей Юницын.

Депутат, в частности, напомнил, что в 2018 году в Беларуси планируется выдача гражданам республики , с записанными на них электронными цифровыми подписями их владельцев. станет еще одним удостоверением личности. Предполагается, что ею можно будет свободно пользоваться внутри страны, а паспорт понадобится только для поездок за границу.

Внутренний паспорт нового образца будет содержать сведения о гражданине: ФИО владельца, пол, дата рождения, идентификационный номер, отдельный номер ID-карты и срок ее действия, фото, подпись, а также чип, на котором та же информация будет храниться в электронном виде. Также в чипе будет содержаться электронная цифровая подпись гражданина. Наличие ЭЦП на такой карте должно значительно расширить возможности владельца», — заметил Андрей Юницын.

По его словам, широко используется во всем мире для получения различного вида услуг и заверения документов, не выходя из дома. Например, в Эстонии соответствующее законодательство действует с 2002 года, граждане этой страны старше 15 лет обязаны иметь ID-карту. Даже голосование на выборах происходит с использованием ID-паспортов — дистанционно, при помощи специального считывающего устройства, которое подключается к компьютеру.

Поправками в действующее законодательство в Беларуси создаются условия для более широкого применения и использования ЭЦП и электронных документов. «Это упрощает и ускоряет различные процессы, особенно для бизнеса. В ситуациях, предусмотренных в нормативно-правовых актах страны, ЭЦП выступает как аналог собственноручной подписи человека во время совершения юридически значимых действий. Электронный документ (например, декларация о доходах, которую должен заполнять индивидуальный предприниматель), подписанный электронной цифровой подписью, обретает такую же силу, что и документ на бумажном носителе, подписанный от руки. Естественно, это позволяет экономить время и силы, а также исключает коррупционную составляющую», — пояснил парламентарий, отметив, что отправлять юридически ликвидные бумаги можно будет прямо из дома.

В проекте закона прописана норма, которая позволит значительно упростить процедуру удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе. Сегодня это могут делать нотариусы, организации или ИП, имеющие соответствующие лицензии. На практике действующий механизм представляется излишне сложным и финансово затратным. В законе предлагается к числу субъектов, кто это может делать, отнести в том числе организации и ИП, создавших электронный документ, форму внешнего представления которого необходимо удостоверить на бумажном носителе, а также организации, получившие электронный документ от иных организаций посредством межведомственных информационных систем.

В настоящее время в Беларуси уже действует ЭЦП, она дает право полноценно подписывать электронные документы и обращения, подаваемые в Министерство по налогам и сборам, таможенные органы, фонды соцзащиты населения, «Белгосстрах», «Белстат» и т.д. Количество выданных ключей электронной цифровой подписи постоянно увеличивается и составляет в стране около 260 тыс.

Новым направлением использования ЭЦП будет являться ее применение для доступа к единому порталу электронных услуг и, как следствие, простой и эффективный способ получения государственных услуг и административных процедур в электронном виде.

«Сегодня в Беларуси выстраиваются амбициозные планы по созданию передовой IT-страны, развитию цифровой экономики, поэтому принятие данного законопроекта — еще один шаг для достижения этой цели», — убежден парламентарий.

Изменения и дополнения в закон «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» готовятся к рассмотрению в первом чтении на весенней сессии парламента в 2018 году.

начальник отдела
Государственного центра безопасности
информации при Президенте Республики Беларусь,
директор Ассоциации «РусКрипто»

Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий являются глобальной тенденцией мирового развития. Они имеют решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, усиления эффективности государственного управления и местного самоуправления.

Жизнь диктует

Использование информационных систем стало жизненно необходимым для ведения многих дел. Электронная информация взяла на себя ту роль, которая раньше традиционно отводилась бумажным документам.

Однако при обработке электронных документов совершенно непригодны обычные способы установления подлинности по рукописной подписи и оттиску печати на бумажном документе.

Эти проблемы решает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Она используется для установления подлинности авторства и целостности документов, передаваемых по телекоммуникационным каналам связи.

ЭЦП представляет собой небольшое количество дополнительной цифровой информации, выработанной программным (аппаратно-программным) средством ЭЦП с использованием личного (секретного) ключа пользователя и переданной вместе с подписываемой информацией. Проверка ЭЦП осуществляется также программным (аппаратно-программным) средством ЭЦП с использованием открытого ключа (ОК) пользователя.

В мировой практике законодательство об ЭЦП в большей степени регламентировало гражданско-правовые аспекты, делая это в интересах развития электронного бизнеса.

Однако сегодняшний день поставил новые задачи перед законодателями. Речь идет об особом правовом режиме ЭЦП в сфере публичного права и государственного управления. Кроме того, развитие электронного документооборота требует создания и регламентации деятельности государственной инфраструктуры сертификации ключей в виде удостоверяющих центров.

Сегодня электронный документооборот переходит в новое качество. Если всего несколько лет назад для урегулирования режима ЭЦП между его пользователями заключались предварительные соглашения о регламенте документооборота и процедурах разрешения конфликтов, происходил физический обмен ключами и сертификатами, то сегодня экономика требует осуществления юридически значимого электронного документооборота более оперативно — без каких-либо предварительных переговоров между сторонами. Это возможно только при наличии развитой национальной и международной инфраструктуры верификации ЭЦП.

ЭЦП: единства в мире нет

В 1996 году Комиссией ООН по праву международной торговли UNCITRAL был разработан модельный закон «О правовых аспектах электронного обмена данными», в котором предполагался «нейтральный» правовой режим бумажной и электронной документации, абстрагирование от носителя информации. Тем не менее в рамках соблюдении этого принципа в мире сложились различные подходы к правовому режиму ЭЦП.

Закон США об электронных подписях 2000 года идентифицирует сторону договора, владельца сертификата, каковыми могут быть корпорации, физические лица, правительственные учреждения, любые хозяйствующие субъекты. Предполагается презумпция полномочности исполнителя, применившего ключ для подписи. С другой стороны, по немецкому закону 1997 года электронная цифровая подпись идентифицирует конкретное физическое лицо, подписавшее документ. А сегодняшняя практика Федерального министерства юстиции ФРГ подтверждает иную тенденцию: считается целесообразным, чтобы каждый гражданин ФРГ имел единственный сертифицированный закрытый ключ, который применялся бы в самых разных сферах частного и публичного документооборота.

Правовая база ЭЦП в Беларуси

Гражданский кодекс Республики Беларусь допускает использование электронной цифровой подписи при совершении сделок в случаях и порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Законодательство регулирует следующие аспекты, связанные с использованием ЭЦП.

Статья 11 Закона «Об информатизации» гласит: «Документ, содержащий информацию, обработанную информационной системой, приобретает юридическую силу после его удостоверения должностным лицом в установленном порядке или электронной подписью». В той же статье говорится, что юридическая сила электронной подписи признается при наличии в информационных системах и сетях программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи и имеющих сертификат соответствия.

Наиболее полно правовые основы применения электронных документов установлены в Законе «Об электронном документе» (от 10 января 2000 г. № 357-3). Здесь определены основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.

Нормативная база ЭЦП в Беларуси

В 1999 году разработаны и приняты национальные стандарты Республики Беларусь для защиты электронных документов (СТБ 1176.1-99 «Информационная технология. Защита информации. Функция хэширования», СТБ 1176.2-99 «Информационная технология. Защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи»).

Утвержден и введен в действие с 1 сентября 2000 года стандарт СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения». В этом стандарте приводится порядок планирования жизненного цикла, идентификации и аутентификации электронных документов, отражены вопросы защиты электронных документов.

До недавнего времени в сфере технологии ЭЦП из нормативной базы действовали только стандарты, устанавливающие процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи и функцию хэширования.

Для обеспечения функционирования системы электронного документооборота (СЭД) на сегодняшний день ГЦБИ разработаны и введены следующие руководящие документы Республики Беларусь:

  • «Банковские технологии. Средства электронной цифровой подписи программные. Общие требования»;
  • «Банковские технологии. Процедура выработки псевдо случайных данных с секретным параметром»;
  • «Банковские технологии. Технология электронной цифровой подписи. Термины и определения»;
  • «Банковские технологии. Формат и правила формирования сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов»;
  • «Банковские технологии. Формат карточки открытого ключа».

Планируется разработать проекты руководящих документов Республики Беларусь «Требования безопасности» для программных и аппаратно-программных средств криптографической защиты информации, реализующих шифрование, ЭЦП, имитозащиту, защиту от НСД, изготовление ключевой документации и криптографические протоколы.

В целях реализации мероприятий по оптимизации документооборота и совершенствованию делопроизводства с использованием современных информационных технологий в республиканских органах государственного управления, иных государственных организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомах и Мингорисполкоме считаем целесообразным разработать Положение Республики Беларусь, регламентирующее:

  • обмен электронными документами между субъектами хозяйствования,
  • форматы и структуру электронного документа,
  • ведение архивов электронных документов,
  • вопросы обеспечения информационной безопасности и другие.

Кроме того, для обеспечения технологии электронного документооборота в масштабе Республики Беларусь необходимо подготовить ряд руководящих документов:

  • направленных на решение проблемы совместимости средств ЭЦП, шифрования, имитозащиты на уровне данных,
  • устанавливающих требования к инфраструктуре открытых ключей и управлению криптографическими ключами.

Проблемы распространения технологий ЭЦП в Беларуси

Особо следует выделить две проблемы:

  • автоматизированные системы предприятий слабо развиты, то есть не автоматизирован весь цикл создания, обработки, передачи и хранения документов в электронном виде;
  • остро стоит вопрос построения инфраструктуры управления открытыми ключами в СЭД.

В настоящее время вторая из названных проблем требует решения в масштабе всей республики. Данная инфраструктура должна представлять собой систему удостоверяющих центров, в функции которых входит задача регистрации и выдачи сертификатов ОК, а также задача управления и обращения с ними.
Деятельность инфраструктуры должна иметь соответствующее юридическое обеспечение.

Иерархический принцип государственного управления подразумевает и надлежащую структуру создания в перспективе системы удостоверяющих центров для электронного документооборота: от верхнего уровня, через областные центры, и до отдельных ведомств, организаций и конечных пользователей.

В качестве достаточно рациональной модели построения всей совокупности удостоверяющих центров для СЭД с юридическим подтверждением подлинности и целостности документов можно рассматривать комбинированную модель, структурированную по иерархически-сетевому принципу. При этом определяющую роль выполняет совокупность удостоверяющих центров верхнего уровня. Головной удостоверяющий центр обязан удовлетворять самым высоким требованиям по информационной безопасности, поэтому он должен создаваться на базе высших органов исполнительной власти. От надежности защиты этого центра и доверия к нему в большой степени зависит прочность всей системы в целом. Республиканская инфраструктура по управлению ОК подписи должна строиться по иерархическому принципу.

Исходные положения по формированию системы электронного документооборота органов государственной власти и удостоверяющих центров в основном должны базироваться на закрепленных в соответствующих нормативных документах требованиях по обработке документов и использованию информационных ресурсов. Кроме того, в процессе развития систем целесообразно учитывать сложившуюся практику внутриведомственного и межведомственного обмена документами, контроля над их исполнением, а также порядок ведомственного делопроизводства.

Хотелось бы отметить, что процесс создания системы удостоверяющих центров для защищенного электронного документооборота в масштабах государства займет весьма продолжительное время и потребует привлечения значительных финансовых и других ресурсов.

Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» был принят 17 лет назад и был направлен на установление правовых основ применения электронных документов, определение основных требований, предъявляемых к электронным документам, а также правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе является равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.










Под электронным документом в Законе понимается в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность, под подлинным электронным документом – электронный документ, целостность и подлинность которого подтверждаются с применением сертифицированного средства электронной цифровой подписи, использующего при проверке электронной цифровой подписи открытые ключи лица, подписавшего электронный документ. Электронная подпись определяется как электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения его целостности и подлинности.

Подлинный электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно, и имеет одинаковую с ним юридическую силу. Электронный документ, подписанный после отзыва открытого ключа, не имеет юридической силы.

Если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуется, чтобы документ был оформлен в письменной форме, то электронный документ и его копия считаются соответствующими этому требованию. Оригинал электронного документа и его копия имеют одинаковую юридическую силу.

В случае, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь требуются нотариальное удостоверение и/или государственная регистрация документа, а документ создан в электронном виде, нотариальному удостоверению и/или государственной регистрации подлежат электронный документ или его копия.

Электронный документ должен соответствовать следующим требованиям:

  • создаваться, обрабатываться, храниться, передаваться и приниматься с помощью технических, программных и программно-аппаратных средств;
  • быть представляемым в форме, доступной и понятной для восприятия человеком;
  • состоять из двух неотъемлемых частей – информации, составляющей содержание документа, а также электронной цифровой подписи и/или дополнительных данных, необходимых для проверки электронной цифровой подписи и идентификации электронного документа.

Электронная цифровая подпись , в соответствии с беларусским законодательством, является аналогом собственноручной подписи и может применяться как аналог оттиска печати или штампа.предназначена для:

  • удостоверения информации, составляющей общую часть электронного документа;
  • подтверждения целостности и подлинности электронного документа.

Удостоверение информации , составляющей общую часть электронного документа, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей лиц, подписывающих электронный документ. Подтверждение же целостности и подлинности электронного документа — путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей лиц, подписавших электронный документ.

Для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах и их владельцах создана государственная система управления открытыми ключами (ГосСУОК) , которая представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих центров и регистрационных центров . Полномочия по регулированию в сфере функционирования ГосСУОК осуществляется Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь (ОАЦ).

ГосСУОК предназначена для обеспечения возможности получения всеми заинтересованными организациями и физическими лицами информации об открытых ключах проверки электронной цифровой подписи и их владельцах в Республике Беларусь и представляет собой систему взаимосвязанных и аккредитованных в ней удостоверяющих центров (УЦ) и регистрационных центров (РЦ).

Поставщики услуг в ГосСУОК, выполняющие функции удостоверяющих центров и регистрационных центров, должны иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по технической и/или криптографической защите информации в части составляющих данный вид деятельности работ. ГосСУОК строится как иерархическая инфраструктура открытых ключей и состоит из корневого удостоверяющего центра (КУЦ) и подчиненных ему республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) и регистрационных центров. К конечным пользователям ГосСУОК относятся физические и юридические лица, которые являются владельцами сертификатов открытых ключей (СОК) и/или доверяющими сторонами.

Сертификат открытого ключа (СОК) физического лица , издаваемый республиканским удостоверяющим центром (РУЦ), должен содержать:

  • идентификатор РУЦ;
  • информацию, однозначно идентифицирующую лицо, которое является владельцем открытого ключа (фамилия, имя, отчество, идентификационный номер);
  • назначение СОК;
  • значение открытого ключа;
  • срок действия СОК;
  • идентификационный номер СОК.

Владельцы сертификатов открытых ключей (СОК)(физическое или юридические лица) обязаны:

  • гарантировать, что вся информация, предоставляемая для издания ключей, является полной и точной;
  • использовать личный и открытый ключи только для выработки и проверки электронной цифровой подписи, а также в соответствии с ограничениями, о которых уведомляется владелец;
  • хранить в тайне личный ключ;
  • обеспечивать защиту личного ключа от случайного уничтожения или от модификации/изменения;
  • отозвать открытый ключ в случае, если тайна соответствующего ему личного ключа нарушена;
  • не использовать личный ключ, если соответствующий ему открытый ключ отозван или срок действия этого открытого ключа истек.

Функции оператора удостоверяющего центра (КУЦ) и республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) в Беларуси осуществляет республиканское унитарное предприятие «Национальный центр электронных услуг» .

Центр атрибутных сертификатов республиканского удостоверяющего центра (РУЦ) на основании сертификата открытого ключа физического лица может издавать атрибутные сертификаты , в которых определяются права владельца открытого ключа. Например, право подписи документов от имени юридического лица, право доступа к информации.

В настоящее время сертификаты открытых ключей, издаваемые Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» (РУП «НЦЭУ») применяются в таких системах , как:

  • Система межведомственного электронного документооборота (СМДО) при подключении ведомственных СЭД;
  • Общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС) для работы с Единым порталом электронных услуг;
  • Единая информационная система государственной статистики Республики Беларусь (ЕИСГС) для обеспечения возможности представления респондентами государственной статистической отчетности;
  • Автоматизированная информационная система «Взаимодействие» Министерства юстиции Республики Беларусь для регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей;
  • Автоматизированные информационные системы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, в том числе Портал «Электронные счета-фактуры» для подачи налоговых деклараций, подписания электронных счетов-фактур и работы с порталом Министерства;
  • Информационная система электронного декларирования таможенных органов Республики Беларусь;
  • Информационная система «Уведомительное декларирование соответствия» для регистрации в Республике Беларусь деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза в электронной форме;
  • Единый портал финансового рынка для предоставления информации о финансовом рынке неограниченному кругу лиц;
  • Ведомственные автоматизированные информационные системы для подготовки и отправки отчетности в Департамент финансового мониторинга Комитета государственного контроля;
  • Автоматизированная информационная система оператора электронного документооборота ООО «Современные технологии торговли» в части электронных товарно-транспортных и товарных накладных;
  • Программное обеспечение республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» в части предоставления документов, подтверждающих осуществленные страхователями страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • Информационный ресурс «Единая информационная база данных контролирующих (надзорных) органов, включающая сведения о проверяемых субъектах и об отнесении их к соответствующим группам риска исходя из критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок» (АИС КНО).

До конца 2016 года на использование СОК будут переведены автоматизированные информационные системы следующих министерств и ведомств.