Сборник может быть полезен руководителям и специалистам организаций при подготовке и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В сборнике даны представления об опасных и вредных производственных факторах на рабочих местах, оценке условий труда по классам, оценки травмоопасности рабочих мест, о сертификации работ по охране труда. Также представлена нормативно-справочная база для проведения аттестации рабочих мест.

Это первая книга в России о том, как при помощи 5S организовать эффективное рабочее место в офисе. Система 5S - это инструмент, позволяющий оптимизировать и поддерживать комфортную и производительную рабочую среду. Помимо этого система 5S полезна при подготовке к сертификации по стандартам ISO 9000 и 9001. В книге представлен пошаговый план внедрения системы 5S с шаблонами форм, контрольных листов и другими необходимыми материалами. Знания, почерпнутые из этой книги, с успехом можно использовать в банках, страховых, консультационных и других компаниях сферы услуг, государственных, социальных и образовательных учреждениях. Предлагаемые советы об организации эффективного рабочего места столь универсальны, что книгу можно рекомендовать широкому кругу читателей.

Издание посвящено бухгалтерскому и налоговому учету материально-производственных запасов. На конкретных примерах (с проводками и расчетами) в соответствии с ныне действующими требованиями рассматриваются способы определения фактической себестоимости материалов, учета расходов на их приобретение, в том числе транспортно-заготовительных расходов, расходов на приобретение материальных ценностей при заключении договора в условных единицах, при изготовлении материалов собственными силами и т.д. в различных ситуациях. Наши рекомендации помогут вам выбрать оптимальный способ списания материалов в производство, правильно отразить в учете их продажу, списание материалов по результатам инвентаризации (в том числе в случае хищения) и многое другое. Рассмотрено документальное оформление различных операций с товарно-материальными ценностями. Материалы подготовлены с использованием системы ГАРАНТ. Издание адресовано широкому кругу читателей, бухгалтерам и...

В книге изложены общие сведения о метрологии, измерительных инструментах, лабораторном оборудовании общего назначения и математической обработке результатов испытаний. Описаны методы и аппаратура для стандартных испытаний главнейших строительных материалов и изделий. Сведения о методах испытания каждого материала предваряются кратким описанием его основных технических свойств и объяснением выбора принятой методики испытаний. Все методы испытаний и основные свойства материалов даны в соответствии с действующими ГОСТами. Второе издание дополнено описанием испытаний кровельных материалов. Для студентов строительных специальностей вузов. Может быть использовано в качестве справочного пособия для строителей-практиков, строительных лабораторий.

Содержатся статистические данные о состоянии и динамике развития мировой экономики и ее отдельных регионов, а также материалы, характеризующие степень влияния некоторых государств на развитие мирового хозяйства. Таблицы сгруппированы в соответствии с учебными программами по ряду экономических дисциплин: экономическая теория, макроэкономика, международные отношения, внешнеэкономическая деятельность и т.д. Сборник составлен на основе материалов наиболее известных международных организаций и экономических институтов (ООН, МВФ, Всемирного Банка и т.д.), Госкомстата России и других государственных учреждений. Для преподавателей, аспирантов, студентов вузов и старшеклассников, изучающих экономические дисциплины.

Рассмотрены порядок и правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (МПЗ) сельскохозяйственных производств, их отдельных видах (материалах, животных на выращивании и откорме, готовой продукции, товарах). Пособие отражает требования вступивших в силу новых нормативных документов и изменений, регламентирующих учет МПЗ. Многочисленные практические примеры учат правильному заполнению форм первичных документов, применяемых при учете движения МПЗ. Предназначено всем категориям заинтересованных пользователей - бухгалтерам, руководителям хозяйствующих субъектов, аудиторам, преподавателям, студентам высших учебных заведений и практикам.

Предлагаемая книга - сборник документов и материалов, освещающих процесс реформирования российской денежной системы в первой половине 20-х гг. XX в. Денежная реформа, осуществленная в трудных условиях послевоенной разрухи, известна своими позитивными результатами, а обретенный в ходе ее проведения опыт не утратил актуальности и в современных условиях. Сборник подготовлен на основе документов и материалов, хранящихся в фондах РГАСПИ, РГАЭ и ГАРФ. В научный оборот вводятся малоизвестные и не публиковавшиеся ранее документы. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей и студентов вузов, на всех, кто интересуется политической и экономической историей России 20-х гг. прошлого века.

Рассмотрены основные закономерности протекания металлургических процессов при осуществлении операций сварки и наплавки, в том числе особенности поведения расплавленного металла при сварке электродами с различным типом покрытий. Отмечена важнейшая роль шлаковой системы в формировании структуры и свойств металла шва и показано, что для анализа шлаковых систем необходим расчетный механизм, позволяющий определить термодинамическую активность отдельных компонентов шлака. Приведены базовые сведения по термодинамике и химической кинетике металлических растворов, необходимые для лучшего понимания основного материала. Рассмотрены расчетные термодинамические методы, используемые для исследования межфазного взаимодействия при сварке. С позиций термодинамики рассмотрены вопросы поведения металлов-модификаторов, в том числе редкоземельных металлов, основных металлов-раскислителей, применяемых в практике производства сварочных материалов, и проведены соответствующие расчеты. Приведены...

Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления Моббинг - это отнюдь не новшество, это просто описание старого факта эскалации конфликтов на работе новым термином, что позволяет по-новому взглянуть на проблему. Формы моббинга разнообразны: постоянная критика, игнорирование вплоть до полной изоляции, завышенные или заниженные требования, бессмысленные или вредные для здоровья задания, угрозы и сексуальные домогательства на рабочем месте... Обо всем этом рассказывает данная книга: от истоков конфликтов - до их последствий, от способов предотвратить моббинг - до возможностей его преодолеть. Примеры из жизни показывают атмосферу, в которой оказываются жертвы моббинга, и выявляют те переживания и мысли, которые помогают им, в конце концов, выйти из замкнутого круга. Книга будет полезна психологам и социологам, социальным работникам и практикам, и, прежде всего, менеджерам и специалистам по персоналу.

Работодатель (медицинская организация) в соответствии с п. 4 ст.72, п. 3. ст.73, п. 8 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях» направляет медицинских работников на повышение квалификации без отрыва от работы в свое структурное подразделение (институт усовершенствования врачей), имеющее лицензию на образовательную деятельность, и в сторонние организации. Необходимо ли заключение с такими работниками ученических договоров, и обязан ли в данном случае работодатель выплачивать работникам стипендию, если они получают заработную плату в полном размере?

Ответ

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Данному праву корреспондирует обязанность медицинской организации обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 79 Закона N 323-ФЗ).

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).

Читайте о приказе о направлении на повышение квалификации , чтобы не совершать ошибок.

Обычно, при направлении медицинских работников на повышение квалификации ученический договор с ними не заключается, т.к. затраты на обучение в подобной ситуации с работника взыскать в судебном порядке не получится.. Такое направление просто оформляется приказом, оформленным на основании заявления работника и путевки (при наличии).

В табеле учета рабочего времени дни, приходящиеся на профессиональное обучение без отрыва от работы, отмечаются в обычном порядке как рабочие.

В случае совмещения работы и обучения (частичного освобождения от работы) - в табеле учета рабочего времени отмечается фактически отработанное время.

При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).

Если работник обучается без отрыва от работы, то есть не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей на срок обучения, то ему должен выплачиваться установленный трудовым договором заработок в полном объеме.

В том случае, когда работнику в связи с обучением установлен режим неполного рабочего времени, заработная плата начисляется ему пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая ст. 93 ТК РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: Трудовой кодекс РФ

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Выплаты работникам

Повышение квалификации сотрудников

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610 (далее — Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абзацу 3 пункта 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена частью 4 статьи 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абзацами 4-7 пункта 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно пункту 41 Типового положения

Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.03.2014 N 245

повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно статье 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно пункту 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»).

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277.

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно письму Минфина России от 16.05.2002 № 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации, в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т. п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора. Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в приказах Минобразования РФ от 10.07.2003 № 2994 и от 28.07.2003 № 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах — один остается у работника, другой — в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору. К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно части 2 статьи 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения.

Документы об образовании

Согласно пункту 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено пунктами 1-3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных приложением № 1 к постановлению Госкомвуза России от 27.12.95 № 13 и пунктом 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, — в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах (образец ниже). В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в раздел V «Повышение квалификации» личной карточки работника (форма № Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в пункте 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма № Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9 или Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма № Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены приказом Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. — для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.


Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.
  • Сотруднику установлен рабочий день с 9.00 до 17.30. Он приказом руководителя направлен на повешение квалификации без отрыва от работы. Обучение будет проходить с 18.00 до 21.00. Как оплачивать это время? Какой код ставить в табеле учета рабочего времени?

    Отвечает Нина Максимова, эксперт
    В данной ситуации при обучении если сотрудник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством. То есть, обучение в вечернее время должно быть учтено и оплачено как сверхурочная работа. В табеле эти часы отмечают кодом С. Расчет оплаты сверхурочных часов производится в общем порядке – формулы для расчета приведены в тексте подробного ответа.

    Как заключить ученический договор


    Как оплатить обучение сотрудника, если с ним заключен и трудовой, и ученический договор

    Выплаты в такой ситуации зависят от того, как происходит обучение: с отрывом от работы или без.

    С сотрудником дополнительно к трудовому договору можно заключить и ученический.

    Если сотрудник учится с отрывом от работы, то за ним сохраняется средняя зарплата. А за период обучения положена стипендия. Ее размер определяют ученическим договором, и он не должен быть ниже федерального МРОТ . Выплачивать одновременно зарплату и стипендию нельзя. Поэтому оплатить обучение следует в размере средней зарплаты.

    При этом если для обучения сотрудник едет в другую местность, то работодатель обязан оплатить также его командировочные. Соответственно, когда сотрудник работает и учится в одной местности – командировочные не выплачивайте.

    Если сотрудник учится без отрыва от работы, то за время обучения он получит стипендию, предусмотренную ученическим договором, а за время работы – зарплату, предусмотренную трудовым договором, пропорционально отработанному времени. Возможность совмещать обучение и работу на условиях неполного рабочего времени прямо предусмотрена в части 2 статьи 203 Трудового кодекса РФ.

    Такие правила предусмотрены статьями , и Трудового кодекса РФ.

    Из статьи Журнала «Зарплата», № 10, октябрь 2010 Повышение квалификации сотрудников

    Формы повышения квалификации и гарантии работникам

    Согласно пункту 41 Типового положения повышение квалификации может проводиться:

    • с отрывом от работы;
    • без отрыва от работы;*
    • с частичным отрывом от работы;
    • по индивидуальным формам обучения.

    Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно статье 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

    Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

    И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

    В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

    Размер доплаты

    В законодательстве предусмотрен минимальный размер доплат за сверхурочную работу . Первые два часа работы нужно оплачивать не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном (). Минимальный размер доплаты определяйте исходя из тарифной ставки (сдельной расценки) без учета премий и компенсаций. То есть применяйте правила, аналогичные тем, что предусмотрены в Трудового кодекса РФ (письмо Минздрава России от 2 июля 2014 г. № 16-4/2059436).

    В коллективном или трудовых договорах с сотрудниками можно установить любые доплаты. Главное, чтобы они не были меньше минимальных компенсаций (в полуторном размере за первые два часа работы и в двойном – за последующие). Об этом сказано в Трудового кодекса РФ.

    Учет сверхурочной работы

    Количество часов, отработанных сотрудником сверхурочно, определяйте по табелю учета рабочего времени.

    Расчет доплат при повременной оплате

    При повременной системе оплаты труда доплату за сверхурочную работу рассчитывайте по следующим формулам.

    Если сотруднику установлена часовая ставка:

    Если сотруднику установлена дневная ставка:

    Если сотруднику установлен месячный оклад:

    Из книги: Оплата сверхурочной работы

    Учет внеплановой работы сверх нормальной продолжительности рабочего дня (смены)

    Работодатель ведет в течение месяца ежедневный учет времени, отработанного и не отработанного работником, в табеле учета рабочего времени.

    Компания может использовать унифицированную форму табеля учета рабочего времени, утвержденную постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (формы № Т-12 и Т-13), или разработать собственный вариант.

    Если выбор сделан в пользу унифицированной формы, сверхурочную работу за пределами продолжительности рабочей смены в табеле отражают буквенным кодом «С» или цифровым кодом 04. Эти условные обозначения проставляют в верхней строке, а в нижней указывают количество часов работы, соответствующей условному коду.

    Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

    9939 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

    Задать вопрос


    обучение без отрыва от производства

    Отправляют на обучение по ТБ после отработанной смены. Смена с 8-00 до 16-30, обучение с 18-00 до 22-00 плюс дорога, итого на межсменный отдых около 6 часов, обучение 4 раза в неделю, 80 часов, больше месяца!

    Ответы юристов

    Лучший ответ

    Исаева Елена Владимировна (20.04.2014 в 12:35:51)

    Ввиду нарушения действиями работодателя Вашего права на отдых (раздел 5 ТК), Вы вправе обратиться в суд за прекращением нарушения Ваших прав. для этого необходимо составить , в составлении которого я могу Вам помочь, если необходимо.

    Лучший ответ

    Николай Николаевич (20.04.2014 в 12:40:20)

    Здравствуйте, уважаемый Сергей!

    Вам необходимо обратиться с заявлением в инспекцию по труду, в котором подробно изложить ситуацию на работе. По Вашему заявлению сотрудники инспекции должны будут проверить предприятие, выявить нарушения , принять меры по их устранению. Чтобы не попасть в немилость работодателя необходимо обращаться в инспекцию по труду коллективно. У Вас в организации процесс обучения выстроен крайне неудобно, обычно обучение по технике безопасности осуществляется во смены (1час -1,5 часа) и на рабочем месте, работодатель обязан выделить соответствующее помещение, где будет проводится обучение, находящееся на территории организации.

    Морозов Игорь Владимирович (20.04.2014 в 12:32:24)

    Либо терпите и учитесь, либо жалуйтесь государственному инспектору труда. Ст. 203 ТК РФ указывает: "Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством".

    Олег Эдуардович (20.04.2014 в 12:50:05)

    Добрый день.

    В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

    Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

    Я бы написал жалобу в трудовую инспекцию Вашего города, уверен, что это поможет.

    Желаю удачи!

    Зубков Сергей Васильевич (20.04.2014 в 13:55:58)

    Уважаемый Сергей. В соответствии со ст.198 ТК РФ работодатель - (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору. При этом время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени. В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством (ст.203 ТК РФ). Таким образом выясните, изучив свой трудовой договор, какая продолжительность рабочего времени установлена лично для вас для выполнения трудовой функции. Но в любом случае она не должна превышать 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).

    Удачи. Сергей. Мой ответ - ваш отзыв.

    Ольга Михайловна Елсукова (20.04.2014 в 15:38:05)

    Добрый день, Сергей. Часть 5 ст. 196 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя создавать работникам, проходящим профессиональную подготовку, необходимые условия для совмещения работы с обучением. Под созданием проходящим обучение работникам необходимых условий для совмещения работы с обучением следует понимать предоставление им более льготных условий труда, обеспечивающих непрерывность и полноценность учебного процесса, успешное сочетание трудовой деятельности и обучения. Режим их труда и отдыха, подлежит корректировке в соответствии с потребностями учебного процесса.

    Присоединяюсь ко всему вышесказанному коллегами и предлагаю следующий вариант. В Вашем случае лучше всего решить этот вопрос с работодателем. Скорее всего, был приказ о направлении Вас на обучение. На основании этого приказа напишите заявление, чтобы Вам откорректировали в соответствии с учебным планом следующего содержания (примерно): "Руководителю ___ от кого ___ Заявление. Приказом № __ от __ я был направлен на обучение (куда, сроки, все что указано в приказе). Обучение проводится по следующим дням ___ с 18-00 до 22-00. Общая продолжительность рабочего и учебного времени составляет более 40 часов в неделю, что противоречит действующему трудовому законодательству и трудовому договору, заключенному со мной. Прошу Вас решить вопрос по сокращению рабочего времени в дни, когда проходит обучение." Напишите в двух экземплярах, один руководителю, на другом штамп или подпись в получении. За Вами должны сохранить средних заработок. Если после этого никакой реакции не последует, тогда прямая дорога в инспекуию по защите . Удачи Вам в решении вопроса.

    Седченко Сергей Николаевич (20.04.2014 в 15:39:47)

    Здравствуйте,Сергей.

    Действия работодателя незаконны.ст. 203 ТК РФ рассматривает профессиональную подготовку и переподготовку на основе ученического договора наравне с работой по трудовому договору, определяя, что время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

    2. По соглашению между работником и работодателем в ученическом договоре должно быть предусмотрено время, в течение которого работник проходит обучение, а также должен быть решен вопрос о соотношении времени обучения и рабочего времени.

    Ученический договор может содержать условие о том, что работник на срок действия ученического договора:

    Полностью освобождается от работы в организации;

    Освобождается от работы частично с установлением ему неполного рабочего времени;

    Проходит обучение без отрыва от работы.

    Необходимо обратить внимание на несогласованность текста ч. 1 ст. 198 ТК, где предусматривается переобучение без отрыва от работы, и ч. 2 ст. 203 ТК, предусматривающей различные варианты сочетания рабочего и учебного времени в зависимости от договоренности между работником и работодателем.

    Очевидно, что если работодатель согласится на полное или частичное освобождение работника от основной работы во время ученичества, то он это делает в интересах производства и при этом не нарушает интересов работника.

    В ст. 185 КЗоТа РФ 1971 г. было предусмотрено, что теоретические занятия и производственное обучение проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.

    Действующий ТК устанавливает общий предел времени ученичества, не разделяя его на время теоретических занятий и приобретения практических навыков. Естественно, что весь процесс обучения (его теоретическая и практическая части) не должен выходить за установленные пределы времени, отведенного на ученичество.

    3. Часть 3 ст. 203 содержит гарантии для лиц, обучающихся новым профессиям или проходящих переобучение. Основная цель этих гарантий - не отвлекать обучающихся от их основной задачи в период действия ученического договора. В этот период работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

    Мой ответ, Ваш отзыв.Если необходима помощь по защите Ваших трудовых прав,обращайтесь. С уважением, Сергей Николаевич.

    Кроме того, на основании части второй ст. 203 ТК РФ работнику, обучающемуся без отрыва от производства, может быть установлен режим неполного рабочего времени, то есть он может совмещать работу с обучением. Укажите на это Вашему работодателю! Попробуйте мирно отстоять свои права. Скажите, что работодатель нарушает трудовое законодательство!
    Частью первой ст. 199 ТК РФ установлены обязательные для включения в ученический . К ним, в частности, относятся: указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
    Работодателем должны быть созданы необходимые условия для совмещения работы с обучением (часть пятая ст. 196 ТК РФ).
    Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).
    Если работник обучается без отрыва от работы, то есть не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей на срок обучения, то ему должен выплачиваться установленный трудовым договором заработок в полном объеме.
    В том случае, когда работнику в связи с обучением установлен режим неполного рабочего времени, начисляется ему пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая ст. 93 ТК РФ).
    В соответствии со ст. 199, ст. 204 ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного минимального размера .
    Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

    Организация направляет работников на курсы повышения квалификации с отрывом от работы с 8.30 до 14.00. График работы в обычное время - с 9.30 до 18.00. Работодатель утверждает, что работники должны будут трудиться до 19.00, чтобы отрабатывать хотя бы четыре часа в день (с 15.00 до 19.00). Таким образом, будет занято время с 8.30 до 19.00. Правомерно ли это? Как оформить направление на курсы?

    Согласно п. 7 Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610 , целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

    Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Порядок и периодичность прохождения работниками повышения квалификации устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ и п. 7 Положения).

    Работодатель проводит повышение квалификации работников в самой организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования.

    Повышение квалификации работников в образовательном учреждении проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения (п. 41 Положения).

    Основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть план обучения и приказ руководителя о направлении на курсы (см. письмо Минфина России от 16.05.2002 № 04-04-06/88). Если работник направляется для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, дополнительно оформляются служебное задание и командировочное удостоверение (ст. 187 ТК РФ и п. 6 и 7 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»).

    При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением. На это указано в п. 7 Положения.

    В табеле учета рабочего времени повышение квалификации с отрывом от работы условно обозначается буквенным кодом «ПК» или цифровым кодом «07». На это указано в постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».