1. Понятие и общая характеристика таможенных процедур.

Контрольные вопросы

1. Как определяется понятие «таможенная процедура» в юридической литературе и в таможенном законодательстве?

2. Каковы условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта?

3. В чем различия между понятиями «завершение переработки товаров на таможенной территории» и «приостановление переработки товаров на таможенной территории»?

4. Что понимается под таможенным складом?

5. Какова правовая основа специальных таможенных процедур?

Понятие и общая характеристика таможенных процедур.

Понятие таможенной процедуры как совокупности норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами содержится в ст. 4 ТК ТС. Виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (вводится решением Комиссии таможенного союза и определяет требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Товары помещаются под определенную таможенную процедуру по выбору лица. Лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом.

Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления

Правовая основа таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления закреплена в главе 30 ТК ТС и главе 27 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления определены соответственно статьями 210 и 211 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 228 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 210 ТК ТС, выпуск для внутреннего потребления − таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений их пользования и распоряжения.

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдение запретов и ограничений;

3) наличие документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении этих условий, товар приобретает статус товаров таможенного союза.

Если товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенными органами государств - членов Таможенного союза, повторного помещения таких товаров под таможенную процедуру при их ввозе в Российскую Федерацию не требуется.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации и считается исполненной:

1) с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке, в том числе при уплате таможенных пошлин, налогов через электронные терминалы, банкоматы;

2) с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа либо с момента уплаты наличных денежных средств через платежные терминалы, банкоматы;

3) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, − с момента получения таможенным органом заявления о зачете;

4) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, − с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;

5) с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком, иной кредитной организацией либо страховой организацией в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства;

6) с момента зачисления денежных средств на счет Федерального казначейства, в случае взыскания таможенных платежей за счет:

а) товаров, в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги;

б) залога имущества плательщика таможенных пошлин, налогов.

Таможенная процедура экспорта

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 31 ТК ТС и главе 28 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 212 и 213 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 230 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 212 ТК ТС − экспорт − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Законодательством таможенного союза допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.

Срок выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, составляет четыре часа с момента регистрации таможенной декларации при условии представления одновременно с таможенной декларацией всех необходимых документов.

Таможенная процедура таможенного транзита

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 32 ТК ТС и главе 29 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 215 и 216 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 230 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Таможенный транзит − таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося участником таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита. Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 тысяч километров за 1 месяц.

Таможенная процедура таможенного склада

Правовая основа таможенной процедуры экспорта закреплена в главе 33 ТК ТС и главе 30 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру экспорта определены соответственно статьями 229 и 230 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 238 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В соответствии со ст. 229 ТК ТС таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением:

− товаров, срок годности или реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 календарных дней;

− товаров, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза.

Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры. Под таможенную процедуру таможенного склада могут быть помещены иностранные товары в целях приостановления действия таможенных процедур временного ввоза или переработки на таможенной территории.

Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать три года со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. Товары, имеющие ограниченный срок годности и (или) реализации, должны быть помещены под иную таможенную процедуру не позднее чем за 180 календарных дней до истечения этого срока.

Таможенная процедура переработки на таможенной территории

Правовая основа таможенной процедуры переработки на таможенной территории закреплена в главе 34 ТК ТС и главе 31 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»

Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории определены соответственно статьями 239 и 240 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 244 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка на таможенной территории − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.

Срок переработки товаров на таможенной территории определяется лицом, получающим разрешение на переработку товаров на таможенной территории, в пределах 3-х летнего срока, установленного пунктом 1 ст. 243 ТК ТС, и согласовывается с таможенным органом при рассмотрении заявления на получение разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Правовая основа таможенной процедуры переработки вне таможенной территории закреплена в главе 35 ТК ТС и главе 32 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории определены соответственно статьями 252 и 253 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 254 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка вне таможенной территории − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся с таможенной территории таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию таможенного союза.

Срок переработки товаров вне таможенной территории не может превышать 2 года.

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

Правовая основа таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления закреплена в главе 36 ТК ТС и главе 33 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления определены соответственно статьями 264 и 265 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 264 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Переработка для внутреннего потребления − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Срок переработки товаров для внутреннего потребления не может превышать 1 год.

Таможенная процедура временного ввоза (допуска)

Правовая основа таможенной процедуры временного вывоза закреплена в главе 37 ТК ТС и главе 34 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза определены соответственно статьями 277 и 278 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 274 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Временный ввоз (допуск) − таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 лет.

Таможенная процедура временного вывоза

Правовая основа таможенной процедуры временного вывоза завидена в главе 38 ТК ТС и главе 35 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза определены соответственно статьями 285 и 286 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 281 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Временный вывоз − таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта.

Таможенная процедура реимпорта

Правовая основа таможенной процедуры реимпорта закреплена в главе 39 ТК ТС и главе 36 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта определены соответственно статьями 292 и 293 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 285 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Реимпорт − таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 ТК ТС, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура реэкспорта

Правовая основа таможенной процедуры реэкспорта закреплена в главе 40 ТК ТС и главе 37 ФЗ «о таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта определены соответственно статьями 296 и 297 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 289 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Реэкспорт − таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура беспошлинной торговли

Правовая основа таможенной процедуры беспошлинной торговли закреплена в главе 41 ТК ТС и главе 38 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли определены соответственно статьями 302 и 303 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 292 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Беспошлинная торговля − таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура уничтожения

Правовая основа таможенной процедуры уничтожения закреплена в главе 42 ТК ТС и главе 39 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения определены соответственно статьями 307 и 308 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 295 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Уничтожение − таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенная процедура отказа в пользу государства

Правовая основа таможенной процедуры уничтожения закреплена в главе 43 ТК ТС и главе 40 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Содержание и условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения определены соответственно статьями 310 и 311 Таможенного кодекса Таможенного союза и ст. 299 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Отказ в пользу государства − таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства − участника таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Специальная таможенная процедура

Правовая основа специальной таможенной процедуры содержится в ст. 202 ТК ТС: и гл. 41 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». В п. 17 ч. 1 ст. 202 ТК ТС дано следующее определение: «специальная таможенная процедура (вводится решением Комиссии таможенного союза и определяет требования и условия пользования и распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами)». Содержание специальной таможенной процедуры и условия помещения под нее товаров регламентированы в ст. 303, 304 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».

Специальная таможенная процедура − процедура, при которой отдельные категории товаров по перечню, установленному Комиссией Таможенного союза, ввозятся в Российскую Федерацию или вывозятся из Российской Федерации с полным освобождением таких товаров от таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенные процедуры - административный режим, действующий в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию, находящихся на ней или вывезенных с нее.

Таможенная процедура определяет права и обязанности лиц, которые ввезли товары, владеют ими или вывезли их. Таможенная процедура определяет, какие товары могут быть помещены под данную процедуру (иностранные товары либо товары таможенного союза), а также обязанность по уплате таможенных платежей и иные ограничения, связанные с конкретной процедурой.

В соответствии с ТК ТС, товары подразделяются на иностранные товары и товары таможенного союза.

Товары таможенного союза - товары, полностью произведенные на территории ТС из товаров ТС, либо частично произведенные с соблюдением установленных требований. Здесь применяется правило определения страны происхождения товара.

Товар считается произведенным в стране (страна происхождения товара), если:

· изменилась одна из первых четырех цифр кода ТНВ.

· добавленная стоимость товара составляет 50 и более процентов по отношению к использованному иностранному сырью.

· выполнены предусмотренные законодательством производственные операции для данного вида товара.

Товары ТС - те, которые полностью или частично произведены на территории и с соблюдением правил таможенного союза. А иностранные товары - это все остальные товары.

Виды таможенных процедур:

· Выпуски для внутреннего потребления

· Экспорт

· Таможенный транзит

· Таможенный склад

· Переработка на таможенной территории

· Переработка вне таможенной территории

· Переработка для внутреннего потребления

· Временный ввоз (допуск)

· Временный вывоз

· Реимпорт - возвращение товаров, которые ранее были вывезены из таможенной территории.

· Реэкспорт - вывоз обратно товаров, которые ранее были ввезены откуда-то.

· Беспошлинная торговля

· Уничтожение

· Отказ в пользу государства

· Свободная таможенная зона

· Свободный склад

· Специальные таможенные процедуры.

Это самая распространенная процедура. Раньше процедура называлась свободное обращение. Процедура выпуска для внутреннего потребления - это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по использованию и распоряжению, если иное не установлено таможенным кодексом.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления :

· уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции и льготы.

· соблюдение запретов и ограничений. Ограничения и запреты, связанные с ввозом каких- то конкретных видов товаров (обязательное наличие лицензии, например).

· представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие, виды и классификация таможенных процедур......……..6

1.1 Понятие таможенных процедур ………………………………….………6

1.2 Классификация и виды таможенных процедур ……………..………….10

Глава 2. Характеристика таможенных процедур ………………….………..15

2.1 Выпуск для внутреннего потребления…………………………………...15

Заключение ……………………………………………………………….…....24

Список использованных источников………………………………….……...26

Введение

Направление перемещения через таможенную границу;

Цель перемещения;

Статус товаров;

Условия помещения товаров в таможенный режим;

Порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;

Порядок применения таможенных пошлин и налогов;

Другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза.

Отдельные таможенные процедуры определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок представления.

Таможенный кодекс таможенного союза установил в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Вне зависимости от заявленных таможенных процедур лица обязаны соблюдать:

Запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;

Требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.

Правила, регламентирующие таможенные процедуры, обязательны как д я таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Тамож нная процедура выбирается лицом, перемещающим товары, и ожет быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, к к правило, обуслов ен рядом обстоятел ств: учитываются назна ение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на кото р х он закупается, и др.

Таможенные процедуры предназначены для определения статуса товаров и транспортных средств. Таким образом, назначение таможенных процедур заключается в определении действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами.

Однако, указанные действия не должны противоречить целям таможенной политики РФ, установленным ст.2 ТК ТС.

Такими целями являются:

Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля;

Регулирование товарообмена на таможенной территории РФ;

Стимулирование развития национальной экономики и др.

К основным таможенным процедурам относятся следующие:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) международный таможенный транзит.

Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность людей . Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств . Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности».

Вместе с тем ТК ТС предусмотрены общие условия применения таможенных процедур, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного таможенного режима. Такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов).

К принципиальным основам применения таможенных процедур в соответствии с гл. 17 ТК ТС следует отнести:

− обязательность заявления таможенной процедуры – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

− право выбора таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС;

− соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенной процедуры – ст. 158 ТК ТС;

− разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой – ст. 157 ТК ТС;

− обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которым товар выпущен – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

− приостановление действия таможенной процедуры при изменении статуса товара – ст. 162 ТК ТС;

− право изменения таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС (заинтересованное лицо вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную, при условии соблюдения требований изменения и избираемую таможенную процедуру).

Товары попадают под таможенную процедуру при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенной процедуры;

Договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;

Паспорт импортной сделки или паспорт сделки или паспорт бартерной сделки, если при таможенном оформлении требуется представление соответствующего паспорта сделки;

Разрешение Банка России на открытие счета за рубежом или на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, если счет российского лица по договору открыт за рубежом;

Разрешение уполномоченного органа на превышение срока ввоза товаров, работ, услуг, результата интеллектуальной деятельности, если товары ввезены в счет исполнения договора, заключенного при совершении внешнеэкономической бартерной сделки, с превышением срока, установленного законодательством о валютном регулировании и валютном контроле для исполнения текущих валютных операций;

Документы, подтверждающие право на получение тарифных преференций или льготного налогообложения, не вытекающие из содержания или условий заявленного в таможенной декларации таможенного режима, если в отношении декларируемых товаров предоставляются льготы по уплате таможенных платежей;

Предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России или о происхождении товара из конкретной страны, если оно имеется;

Разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, выдаваемые уполномоченными органами, если такие разрешения являются документами, необходимыми для помещения товаров под выбранную таможенную процедуру;

Платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;

Документы, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных платежей и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей, в случаях, установленных законодательством;

Транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) международная перевозка товаров или перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем;

Иные документы и сведения, не вошедшие в приведенный перечень, представление которых таможенным органам требуется в соответствии с иными нормативными правовыми актами ГТК России;

Иные документы и сведения, которые лицо сочтет необходимым представить для целей помещения товаров под выбранную таможенную процедуру;

Документы, запрошенные таможенным органом в письменной форме для осуществления выпуска товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (в том числе необходимые для проведения таможенными органами таможенного контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, определения страны происхождения товаров, подтверждения соблюдения запретов и ограничений и соблюдения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности).

Приведенный перечень документов, представляемых таможенному органу, не является исчерпывающим. Пункт 5 предусматривает представление документов, подтверждающие сведения по таможенной стоимости, которые, в свою очередь, включают в себя, например, при осуществлении поставки по договору купли-продажи или иному договору, когда, по мнению декларанта, возможно применение метода по стоимости сделки с товарами, 1) учредительные документы декларанта; 2) договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; 3) счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформу (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара; 5) биржевые котировки, если ввозится биржевой товар; 6) транспортные (перевозочные) документы; 7) страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки; 8) счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки; 9) копию грузовой таможенной декларации и декларации таможенной стоимости, принятых по первой поставке по контракту, или по поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений или соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров); 10) другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

При декларировании товаров, например для авиационной промышленности, ввозимых на таможенную территорию России, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений необходимо представить следующие документы:

Лицензии, выдаваемые Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

Разрешение, выдаваемое органами системы государственного надзора за связью, на ввоз радиоэлектронных средств (высокочастотных средств);

Заключение, выдаваемое Министерством обороны Российской Федерации об отнесении либо неотнесении продукции, предлагаемой к ввозу, к продукции военного назначения;

Санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Необходимо принять во внимание, что часть документов, сопровождающая ввезенный товар, требует перевода с иностранного языка, так как таможенное оформление производится на русском языке. Нередко поступившие документы содержат ошибки, что требует их исправления.

Как показывает практика, сбор перечисленных выше документов требует значительного времени (до трех с половиной месяцев).

Помещение товаров с учетом их предназначения для внутреннего потребления связывается с уплатой таможенных пошлин, налогов. В соответствии с п. 1 ст. 329 ТК ТС при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. Но по завершении процедуры внутреннего таможенного транзита товары, как правило, помещаются на временное хранение, представляющее собой процедуру, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 99 ТК ТС). Таким образом, в случае помещения товаров для временного хранения на склад временного хранения или в зону таможенного контроля, период времени, в течение которого должны быть уплачены таможенные пошлины, сборы, продлевается на срок временного хранения товаров, определенный ст. 103 ТК ТС. Такое правило содержится в п. 2 ст. 129 ТК ТС, согласно которому если срок, указанный в п. 1 данной статьи, недостаточен декларанту для сбора необходимых документов и сведений, по его мотивированному обращению в письменной форме таможенный орган продлевает срок подачи таможенной декларации. Продление срока подачи таможенной декларации не должно приводить к нарушению срока временного хранения. (В существующей редакции п. 1 ст. 329 ТК ТС противоречит ст. 99 ТК ТС. Следует учитывать, что в соответствии с рекомендуемым правилом 14 гл. 1 Специального приложения G по просьбе заинтересованного лица и по причинам, убедительным для таможенного органа, первоначальный срок временного хранения может быть продлен.)

Заключение

Перемещение товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу производится в соответствии с заявленными таможенными процедурами. Понятие "таможенная процедура" служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.

При таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" товары и транспортные средства, ввезенные на территорию России, остаются на ней. Товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления является основной таможенной процедурой.

Таможенная процедура "экспорт" означает, что товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории России, вывозятся с ее территории без обязательства об обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и выполнения иных требований и условий, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. При помещении товаров под эту таможенную процедуру производится освобождение от уплаты внутренних налогов, предусмотренных действующим российским законодательством о налогах и сборах, а если они уже уплачены - их возврат или возмещение. Как правило, процедура экспорта используется при выполнении контрактов по поставкам отечественной продукции за рубеж. Экспорт стимулирует поступление валюты в страну, развитие конкурентоспособных производств.

Таможенная процедура "международный таможенный транзит" означает, что иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о регулировании ВЭД. Под эту таможенную процедуру могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Ввоз транзитных товаров на таможенную территорию РФ косвенно оказывает благоприятное воздействие на отечественную экономику, поскольку стимулирует активность в тех ее областях, которые так или иначе связаны с осуществлением перевозок.

, защиты права собственности и других интересов.

Список использованных источников

Нормативные акты

1. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (в ред. Протокола от 16.04.2010)

2. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. – система ГАРАНТ.

3. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. – система ГАРАНТ.

4. Таможенное право: учебник для вузов . Под общ. ред. Андриашина Х.А.- система ГАРАНТ.

5. Шавшина В.П., Столпинская Т.Г. О таможенных процедурах. // "Налоговый вестник", N 2, 3, 4, 5, 6, 7 февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2010 г.

6. Шестакова М.П. О таможенных процедурах. // "Право и экономика", N 9, 10, сентябрь, октябрь, 2010 г.

7. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие, М., 2003г. (учебное пособие).

8. Давыдов Ю.Г. Таможенное право в вопросах и ответах: Учебное пособие, М. 2009г.

9. Кущенко В.В. Особые режимы внешнеэкономической деятельности: Учебно-практическое пособие, М. Книжный мир, 2008г.

10. Специальные таможенные процедуры, Благовест, 2010, 112,Таможенный альманах (альманах).

11. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. - Проспект – 2009

12. Вайпан В.А. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации от 28 мая 2009 г. № 61-ФЗ. Юридический Дом "Юстицинформ"

13. Драганов В.Г., Рассолов М.М. Таможенное право общ. и особ. ч. - М.:ЮНИТИ - 2009.

14. Егиазарова В. Правовое регулирование таможенных процедур // Налоговый вестн. - 2010. - № 1.

15. Егорова Т.А., Мурина О.Л., Терещенко Л.К. Обзор практики рассмотрении

16. Федеральным арбитражным судом Московского округа споров, связанных с таможенным законодательством // Ваш налоговый адвокат. - 2009. - № 1.

17. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учеб. Пособие. М., 2009


Н.И. Матузов, А.В. Малько. Правовые режимы: вопросы теории и практики. - Правоведение, 2009, № 1, С.47

Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 2008, С. 201

Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 2008, с. 201

Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. – 2-изд., перераб. и доп. – М. Зерцало М, 2009. –С 247

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие, виды и классификация таможенных процедур......……..6

1.1 Понятие таможенных процедур ………………………………….………6

1.2 Классификация и виды таможенных процедур ……………..………….10

Глава 2. Характеристика таможенных процедур ………………….………..15

2.1 Выпуск для внутреннего потребления…………………………………...15

Заключение ……………………………………………………………….…....24

Список использованных источников………………………………….……...26

Введение

Таможенная процедура (режим) в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Содержание таможенных процедур включает:

    направление перемещения через таможенную границу;

    цель перемещения;

    статус товаров;

    условия помещения товаров в таможенный режим;

    порядок применения ограничений, установленных законодательством о регулировании ВЭД;

    порядок применения таможенных пошлин и налогов;

    другие требования и условия, предусмотренные Таможенным кодексом таможенного союза.

Отдельные таможенные процедуры определяют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов, особенности их уплаты и устанавливают льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, их виды, условия и порядок представления.

Таможенный кодекс таможенного союза установил в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Вне зависимости от заявленных таможенных процедур лица обязаны соблюдать:

    запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД;

    требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом.

Правила, регламентирующие таможенные процедуры, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Таможенная процедура выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменен другим. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др.

Таможенные процедуры предназначены для определения статуса товаров и транспортных средств. Таким образом, назначение таможенных процедур заключается в определении действий, совершаемых с товарами и транспортными средствами.

Однако, указанные действия не должны противоречить целям таможенной политики РФ, установленным ст.2 ТК ТС.

Такими целями являются:

    обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля;

    регулирование товарообмена на таможенной территории РФ;

    стимулирование развития национальной экономики и др.

К основным таможенным процедурам относятся следующие:

    выпуск для внутреннего потребления;

  1. международный таможенный транзит.

Глава 1. ПОНЯТИЯ, ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ процедур

1.1 Понятие таможенных процедур

Рассмотрение различных видов таможенных процедур, условий и особенностей их функционирования в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности невозможно без выявления и анализа правового фундамента, на котором строится вся система административно-правовых режимов. Самым общим понятием в этой системе выступает правовой режим, как основа любой регламентированной законом деятельности.

Так, например, И.И. Матузов и А.В. Малько в содержательной статье по данному вопросу рассматривают правовой режим как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. Это система условий и методов осуществления правового регулирования, как бы «распорядок» действия права, это – функциональная характеристика права  .

Вместе с тем, Д. Н. Бахрах под правовым режимом понимает совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующие определенную деятельность людей  . Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности (режим наркотических, автотранспортных средств, культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов. Понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Последнее означает права и обязанности субъекта, связывает их с какими-то лицами, а правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.

Правовой режим – это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств  . Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает известную степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности».

1.2 Понятие таможенной процедуры

Таможенная процедура является основной категорией российского таможенного законодательства. С ее помощью определяется конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цели перемещения), условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории, а также права и обязанности бенефициара таможенной процедуры.

В узкоспециальном значении, используемом в российском таможенном законодательстве, это понятие обозначает «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами» (ч. 22 ст. 11 ТК ТС).

Однако не все таможенные процедуры имеют определенный период действия и соответственно требования, предъявляемые к товарам в процессе нахождения под конкретной таможенной процедурой. Существуют, например процедуры, которые не содержат каких-либо требований и ограничений при нахождении в них, так как товар после оформления выпускается в свободное обращение либо покидает таможенную территорию РФ, то есть «уходит» из-под таможенного контроля  .

Вместе с тем ТК ТС предусмотрены общие условия применения таможенных процедур, которые должны соблюдаться вне зависимости от выбора конкретного таможенного режима. Такие условия имеют значение правовых принципов или институциональных принципов таможенного права (применительно к институту таможенных режимов).

К принципиальным основам применения таможенных процедур в соответствии с гл. 17 ТК ТС следует отнести:

    обязательность заявления таможенной процедуры – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

    право выбора таможенной процедуры в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС;

    соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров под таможенной процедуры – ст. 158 ТК ТС;

    разрешительный порядок выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой – ст. 157 ТК ТС;

    обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которым товар выпущен – п. 1 ст. 156 ТК ТС;

    приостановление действия таможенной процедуры при изменении статуса товара – ст. 162 ТК ТС;

    право изменения таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС – п. 2 ст. 156 ТК ТС (заинтересованное лицо вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную, при условии соблюдения требований изменения и избираемую таможенную процедуру).

Товары попадают под таможенную процедуру при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

Таможенная процедура - это процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих в себя порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров в ст. 202 ТК ТС устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории ТС или за ее пределами).

Сущность таможенных процедур состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующую процедуру.

С помощью таможенных процедур определяются:

· конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ в зависимости от их предназначения (цели перемещения);

· условия нахождения и использования товаров на (вне) таможенной территории РФ;

· права и обязанности лица (в том числе участника ВЭД), выбравшего ту или иную таможенную процедуру;

· в некоторых случаях требования к товарам и правовому статусу лица, перемещающего их через таможенную границу РФ.

Каждая из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур перемещения товаров, а также отдельно взятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупность требований, обусловленных: порядком таможенного оформления товаров; производством таможенного контроля товаров; особенностями уплаты таможенных пошлин, налогов.

Независимо от вида отдельной таможенной процедуры в ТК ТС содержатся условия применения таможенной процедуры, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любой из существующих процедур.

К таким условиям отнесены:

1) обязательность заявления таможенной процедуры. Любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одной из предусмотренных ТК ТС таможенных процедур. Конкретная таможенная процедура фиксируется при декларировании;

2) право выбора любой таможенной процедуры. Каждый участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенную процедуру при условии соблюдения всех её требований;

3) обязательность соблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования, установленные в целях валютного контроля, обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленной таможенной процедуры;

4) обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой. Для получения разрешения на помещение товара под таможенную процедуру таможенному органу представляются только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, предусмотренную ТК ТС. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом. Выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой возможен только после того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий, предусмотренных ТК ТС для помещения товара под избранную таможенную процедуру, а в отдельных случаях и требований таможенного органа о принятии мер по обеспечению уплаты таможенных платежей;

5) обязательность соблюдения условий и требований избранной таможенной процедуры, в соответствии с которой товар был выпущен;

6) право изменения выбранной таможенной процедуры на иную в соответствии с ТК ТС. Каждый участник ВЭД вправе в любое время изменить избранную таможенную процедуру на иную при условии соблюдения требований изменяемой и избираемой таможенных процедур;

7) обязательность приостановления действия таможенной процедуры при изменении статуса товара. В случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил, например в качестве вещественного доказательства, действие таможенной процедуры в отношении этого товара приостанавливается.

Действие таможенной процедуры также приостанавливается при помещении иностранного товара под таможенную процедуру таможенного склада, например, процедура временного ввоза приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад.

Начало действия таможенной процедуры при ввозе товаров - момент пересечения таможенной границы РФ. При вывозе товаров таможенная процедура начинает действовать с начала таможенного оформления, с момента их размещения в зоне таможенного контроля.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5:

В Законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г. № 15У-ФЗ говорится: «В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины» (ст. 14).

Это означает, что экспортные и импортные таможенные пошлины являются инструментом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Регулирование с помощью таможенных пошлин, взимаемых при ввозе или вывозе товаров или только при ввозе, является наиболее распространенной и общепринятой формой таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Величина (или ставка) таможенной пошлины при ввозе определяет степень закрытости или доступности внутреннего рынка для иностранных товаров. Сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом, поэтому регулирование с помощью тарифа называется таможенно-тарифным регулированием внешней торговли.

Основным документом таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в Российской Федерации является Закон «О таможенном тарифе» № 5003-1, принятый 21 мая 1993 г. Верховным Советом РСФСР.

В Законе дается определение понятиям «таможенная пошлина», «таможенный тариф», рассматриваются основные цели таможенного тарифа, порядок установления ставок таможенных пошлин и их виды, порядок и цель определения страны происхождения товара, различные тарифные льготы и случаи их предоставления, методы определения таможенной стоимости товара.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Величину ставок таможенных пошлин определяет Правительство РФ.

Таможенный тариф РФ - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее - ТН ВЭД СНГ, или просто ТН ВЭД).

Основные цели таможенного тарифа:

рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию и вывоза товаров с этой территории.

Существуют отдельно импортный таможенный тариф с импортными таможенными пошлинами и отдельно экспортный таможенный тариф с экспортными таможенными пошлинами.

Таможенный тариф имеет три колонки: 1) код товара по ТН ВЭД СНГ; 2) краткое наименование товара; 3) ставка пошлины в процентах от таможенной стоимости.

Таможенный тариф определяется при помощи позиционирования товара на основе справочника «Товарная номенклатура» внешнеэкономической деятельности.

Ставки таможенных пошлин, начисляемые в процентах от таможенной стоимости товаров, называются адвалорными; начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров называются специфическими; сочетающие оба названных вида таможенного обложения называются комбинированными (ст. 4 Закона РФ «О таможенном тарифе»).

В импортный таможенный тариф могут быть включены пошлины, изменяющиеся в зависимости от времени года.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - это условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, преду­сматривающее предоставление договаривающимися государствами друг другу всех прав преимуществ и льгот в отношении таможенных пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство.

РНБ - главный принцип, положенный в основу деятельности Всемирной торговой организации. Он создает равные условия для конкуренции во внешней торговле, служит механизмом укрепления и расширения торговых связей, базой которых должны быть принципы равноправия и взаимной выгоды. Исключением из РНБ являются режимы ассоциированных стран и замкнутых экономических группировок, при которых страны предоставляют друг другу большие льготы, чем при режиме наибольшего благоприятствования.

Российская Федерация имеет режим РНБ в торгово-полити- ческих отношениях почти со 130 странами мира и двумя сообществами: Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии. В Европе - это 35 стран, включая Литву и Латвию и исключая Эстонию, с которой этого режима нет.

Если режима наибольшего благоприятствования нет или страна происхождения товара не установлена, то базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза.

Одной из форм тарифного регулирования является предоставление тарифных льгот, или преференций.

Тарифная льгота, или преференция - это предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара или транспортного средства, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления определенного количества товара, ввоз (вывоз) которого в пределах этого количества освобождается от пошлин или облагается пониженными пошлинами (еще это называется установлением тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара).

Таможенные платежи

Состав таможенных платежей - один из важнейших вопросов, связанных с ведением ВЭД. Под таможенными платежами понимают все виды платежей, осуществляемых участниками ВЭД таможенным органам, среди них:

Таможенная пошлина; -НДС;

сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление их действия;

сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление его действия;

таможенные сборы за таможенное оформление; -таможенные сборы за хранение товаров;

таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

плата за информирование и консультирование;

плата за принятие предварительного решения; -таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам; -другие налоги, взимание которых возложено на таможенные

органы РФ.

Изменение размера таможенных платежей зависит: -от очередных изменений нормативной базы расчетов (введение новых размеров ставок таможенных пошлин, акцизов, НДС и т.д.);

от изменения курса рубля по отношению к свободно конвертируемой валюте (СКВ).