Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает абсолютно.
Лорд А.Эктон

Любая шайка может при благоприятной обстановке захватить государственную власть и годами ее удерживать при помощи террора.
М. Алданов

Самой губительной ошибкой, когда-либо сделанной в мире, было отделение политической науки от нравственной.
П. Б. Шелли

Аморальность власти - главная проблема России.
Борис Немцов

По улицам стоят билборды,
Шумит, волнуется столица -
Ведь с них глядят все те же морды,
А хочеться чтоб были лица.
Невидим в яме дирижер,
Но лишь взмахнет своей рукою -
Глядишь - стоит у власти вор,
И пешка стала проходною.
Кто написал сценарий пьесы,
Где наш народ играет «скот»?
А правят нами то балбесы,
То откровенный идиот (И. Чернов)

«Да здравствует власть!» - так называется книга Ж.Зиглера и называется потому, что власть традиционна, вездесуща, необходима, обязательна; потому, что стремление к ней - неотъемлемое человеческое качество; потому, что она необходима везде, где существует несправедливость, а несправедливость тотальна; потому, что она - инструмент принятия решений, средство борьбы за грядущее, результат стремления человека к собственной безопасности. Сопротивляться институту власти - значит восставать против жизни, говорил Дж. Сантаяна.

Надо раз и навсегда перестать описывать проявления власти в отрицательных терминах: она, мол, «исключает», «подавляет», «цензурует», «извлекает», «маскирует», «скрывает, «лжет» или: «политика - неизменно грязное дело». На самом деле, власть - производит. Она творит реальность; она производит области объектов и ритуалы истины. Власть - категория, далеко выходящая за пределы государства: власть - в организации, в семье, во взаимоотношениях полов и людей. Власть возникает всякий раз, когда один пытается подчинить другого. Власть - человеческое качество, мера физического и духовного насилия, атавизм стада и… мера человеческой культуры.

Власть выходит из недр социума, пронизывает все социальное тело и прорастает над ним. Все социальные связи носят властный характер. Власть не может быть локализована - она заполняет мир, она есть «место всех мест». Вездесущность власти означает «встроенность» господства-подчинения в структуру мира. Согласно «новым философам» (Г. Жамбе, Ги Лардро, А. Глюксман), история человечества может быть представлена в виде двух историй - господства одних и подчинения других.

Многие интеллектуалы рассматривают историю власти как смену одних видов саранчи другими, но это опасное заблуждение. Во-первых, не любая власть - саранча. Во-вторых, общество без власти и есть саранча.
Власть - это сила на службе идее, но и идея на службе силы.
Власть - сила, но и контроль над силой.
Власть - экспансия, но и принятие на себя ответственности.

Свобода неотделима от принуждения, власть неотделима от понуждения. Но альтернативы, кроме анархии, нет, а анархия хуже любой власти. Раз существуют человеческие страсти, должен быть и инструмент их обуздания, а лучший инструмент - это власть и право, власть права. Свидетельствует М. Фуко: «Власть вездесуща. Не в том смысле, что она всё охватывает, а в том, что она отовсюду проистекает».
Власть заложена в природе жизни: во врожденной потребности повелевать и повиноваться, что, впрочем, не означает разделения этих функций. Принято считать, что покорность одних украшает других, но это неверно: чтобы властвовать, надо подчиняться. Вся система господства, именуемая иерархией власти, построена по принципу подчинения-властвования. Встроиться в иерархию способен лишь тот, кто ради господства готов к подчинению и даже унижению.

Человек немыслим без воли, сообщество - без власти. Везде, где есть контроль или надзор, есть власть. Власть как способ принуждения, как угроза, как стимул, как средство убеждения, как набор обязательств, как условие порядка и… свободы.
Власть ipso facto, самим условием своего существования, должна быть сильной, ибо бессильная власть - это не просто хаос, но предпосылка к бунту и войне, куда более гибельным, чем власть. «Вооруженные пророки побеждают, безоружные погибают».

Власть многолика, изменчива, разнообразна. Власть неотделима от культуры народа и отправляется не только через лобное место, но и через демократические традиции, либеральные билли о правах, демократические ценности и всеобщее согласие.

Важна не власть, а КАКАЯ власть. Либеральная власть - это идеи и ценности, их эффективность. Этическая ценность власти - в ее культуротворческой способности.

Природа власти и способы борьбы за нее эволюционизируют. Грубость и варварские формы насилия в эпоху Светония, затем - макиавеллизм, затем - Просвещение. Чем культурнее общество, тем чаще физическое насилие уступает иным формам борьбы: избирательные кампании, парламентские дебаты, дискуссии в комиссиях, компромиссы, консенсус, «битва журналов», меритократия, или иерархия достойных, ненасильственное сопротивление…

Самый грозный из мифов - культ власти. Самый опасный - культ безвластия. Бороться надо не с властью, а с «похотью господства», с тиранией, деспотизмом, монопартизмом, тоталитаризмом, племенным варварством тираний и вождей.

Власть - способ обуздания человеческих страстей, а не средство для их разгула. Не хаос против хаоса и не от одного хаоса к другому, а от варварства к культуре, к политической культуре…

Власть не есть добро или зло, она только потенция. Она определяется качеством элит и степенью омассовления. Власть может усилить темный фон бытия, а может гуманизировать общество - дело в количестве запасенного духа и в качестве самого общества.

Мир меняет не характер власти, но ее гуманизация, культивация ее основ. Демократия - не очень удачное слово, дело не в народности, общественности, советах, а в подконтрольности, подзаконности власти, в социальной механике, в прочности и надежности института разделения властей и в степени их рассредоточения.

Воля к власти только многозначительный символ. Она может быть волей к насилию, а может - орудием познания, волей к интерпретации, знаком рангового порядка общественных отношений.

С сократических времен понятие «власть» было неразрывно связано с понятием «мудрость». И во все времена вызывало удивление, почему эта связь, столь прочная в теории, легко рвется в жизни. Ответ Бертрана Рассела: «Проблема, состоящая в том, чтобы найти определенное количество избранных «мудрых» людей и предоставить им управление, является, таким образом, неразрешимой проблемой». Человеческие качества не сводятся к воле к власти и насилию. Свидетельство тому - созданная человеком культура. Но сам выбор - культуры или варварства, свободы или тирании - определяется зрелостью народных масс, долей одномерного человека-массы в каждом из нас.

Хотя совсем недавно словосочетание «моральная политика» могло восприниматься как абсурдное, самопротиворечивое, мораль все больше вторгается в политику, навязывая ей нравственные методы решения конфликтов и согласования интересов: Сахаров, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Далай Лама, Мубарак Авад, идеи ненасильственной борьбы, объединенной Европы, союзничества, международной взаимопомощи и т. д.

Я вижу проблему совсем в ином: в степени зрелости общества, в мощи культурных традиций и в степени личной свободы каждого. «Отцы народов» - это только отражения качества самих народов. Одна из причин тоталитаризма заключается в том, что обществу рабов пытались привить идеи господ - «господ земли». Именно поэтому в одной части Европы столетиями шло восхождение от «Хартии вольностей» и средневекового парламента к меритократии, а в другой рабы объявляли себя передовой силой. Одни выращивали свой сад, другие рубили садовников…

Деспотизм впитал в себя худшие пороки человеческой природы. У Фридриха Ницше я обнаружил очень мудрую мысль: «Безумие единиц - исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен - правило». Свидетельствует Н. А. Бердяев: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, то есть возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».

Без знания свойств подсознания, бессознательного и возможностей внушения не понять власти. Внушаемость - важнейшее человеческое качество, можно даже сказать, что человек - это внушаемое животное, а власть - способность к внушению. Но все это относится, главным образом, к низшим, биологическим пластам власти, где власть адекватна умению манипулировать толпой, зажигать разрушительные страсти и вести ее за собой на погром. Внушаемость масс - это их подчиненность языку.

Неразвитое общество так и не создало механизмов по ограничению произвола властей. Это позволяет власти с вызовом демонстрировать различные непорядочные способы по недопущению общественного контроля за своей деятельностью. Против тех, кто пытается протестными акциями привлечь внимание граждан к безнравственности власти, лавиной фабрикуются уголовные дела, а в подконтрольных власти СМИ потоком льется ложь по дискредитации протестных активистов.

Главная причина торжества аморальности власти - политическая отсталость общества, отсутствие у запуганного населения брезгливости к аморальным политикам, неспособность масс распознать обманщиков и лицемеров. Хуже того, развелось огромное количество корыстных адвокатов дьявола, оправдывающих любые подлости. Адвокаты власти прекрасно понимают, что Пол Пот, Гитлер и Сталин и прочие ничтожества тоже руководствовались «государственными интересами», что преступные действия прошлой власти преподносились массам как «благодеяния». Забыв уроки недавней истории и их трагические последствия, нынешние адвокаты дьявола оправдывают власть, не пытаясь даже понять, что же эти «интересы», «цели» и «ценности» из себя представляют. А многотысячные жертвы для них - ничто. Они им не интересны. У них есть собственные интересы, которые они назвали государственными. Ради интересов власти люди, забывшие «фикцию, называемая совестью», готовы оправдать убийства и войны. Это вдалбливают населению через телевизионную пропаганду.

Для победы нравственности власть и государство должны начать с себя, показать всем пример нравственности первыми! Но как, если сегодня именно государство и сама власть являет собой тысячи примеров ужасающей безнравственности, воруя, расхищая, распространяя беззастенчивую ложь? Примеры подлости и безнравственности государства и власти может привести каждый из нас, их бесконечное множество, и они множатся буквально каждый день!

Что такое аморальная власть?

Аморальная власть - это огромное увеличительное зеркало, отражающее состояние социума, средоточие всех самых негативных свойств народа. К тому же издавна известно, что народы сами растят своих тиранов.

У нас сделалось обычаем ругать правительство. Но, стоит правительству позвать нас, мы застегнемся в мундир и явимся; ругаем правительство, и у того же правительства просим места (Л. Н. Толстой). К числу недоразумений или неверных представлений о французской революции относится и то, что полагают, будто народом руководит кучка злодеев. А может быть, эти злодеи использовали настроение нации? (Г. К. Лихтенберг).

Сегодня я вполне могу повторить слова, сказанные некогда Альбером Камю: «Всякий раз, когда я слушаю политическую речь или читаю заявления тех, кто нами управляет, я ужасаюсь - и уже не первый год - оттого, что не улавливаю в словах ни малейшего человеческого оттенка. Вечно все те же слова, несущие все ту же ложь».

Аморальная власть - это жуткий грабеж страны, коррупция, нищета народа, бесправие, бесконечная осознанная ложь, безнаказанность, несменяемость. Невыносимая аморальная власть - это грандиозный отрыв между жизнью власти и жизнью народа, огромный разрыв между жизнью и реальностью. Аморальная власть собирает с нищих гроши, чтобы отдавать богатым миллионы. Аморальная власть - когда люди живут в свинарниках, а она сама во дворцах.

Аморальная власть - это политика с позиции силы, политическая экспансия, политика, осуществляемая по принципу «разделяй и властвуй».

Аморальная власть эксплуатирует не культуру, а животную природу человека -ненависть к врагу или зависть к преуспевающим соседям. Образ врага - внутреннего или внешнего - является непременным средством в арсенале всякого диктатора или тирана.

У аморальной власти цель одна - захватить власть и быть у власти как можно дольше. Ради этого она готова на всё, ибо понимает, чем может окончиться для нее утрата власти…

Аморальная власть почти всегда вершится чужими руками, питается выгодой и личным или групповым интересом, умением скрывать мысли («все договоры скреплены задней мыслью»), государственным шулерством и плутовством. Вероятность интоксикации в аморальной политике близка к 100%. Иными словами, это всегда политика тотального оболванивания и обмана народа (Ленин, Сталин, Гитлер, Мао, большинство лидеров арабских стран). В аморальной политике преуспевают волки, которые не упускают случая показаться перед народом в овечьей шкуре.

Мишель Монтень так характеризовал неправедную власть: «За привилегиями, должностями и прочей мирской мишурой они гонятся вовсе не ради служения обществу, а скорее ради того, чтобы извлечь из общественных дел выгоду для себя. Бесчестные средства, с помощью которых многие в наши дни возвышаются, ясно говорят о том, что и цели также не стоят доброго слова».

Формула политического аморализма или этика причинения зла может быть сформулирована в виде каламбура: «В конце концов ничто так не похоже на добродетель, как большое преступление».

И внес бы я в политику мораль,
да мне морали бесконечно жаль.

Нынешняя власть больше не стеснятся демонстрировать вакханалию своей аморальности: самодурство, безграничное воровство, нерасследуемые преступления, политические убийства, посадки оппонентов, людоедский закон в отношении детей-сирот, постоянный полицейский и судебный произвол. Глобальность и всепроникаемость сегодняшней политики превращают хитроумие Фуше или изощренность Ришелье в мелкий расчет мелких провинциальных мошенников.

Жить в такой среде, где аморальность становится нормой, могут далеко не все, оттого - голосование ногами, утечка мозгов.

Джон Мильтон:

Но разве есть предел
Падения для мстительной алчбы
И честолюбья? Жаждущий достичь
Вершины власти должен быть готов
На брюхе пресмыкаться и дойти
До крайней низости…
Здесь наша власть прочна,
И мне сдается, даже в бездне власть -
Достойная награда. Лучше быть
Владыкой Ада, чем слугою Неба!

Принципы политики проверяются по результатам. Конечно, и с плохой политикой можно продержаться какое-то время, но уцелеть с плохой политикой невозможно. Вырождение следует за всеми деспотическими режимами, основанными на насилии, поскольку насилие неизбежно притягивает нравственно неполноценных людей. Время доказало, что на смену известным тиранам приходят подлецы (А. Эйнштейн).

И последнее: политический аморализм автокаталитичен. Когда власть захвачена безнравственными людьми, исторический опыт показывает, что появляться новым лидерам неоткуда, кроме как только из окружения диктатора. А чтобы в нем изначально оказаться, они, по определению, должны быть законченными мерзавцами. Таковыми были «соратники Сталина», укокошившие «любимого вождя» во время его трапезы в ночь на 1 марта 1953 года. Да и граф Клаус фон Штауффенберг, который почитается сегодня в ФРГ как герой Сопротивления, был убежденным нацистом…

Альюрехт Хаусгофер:

Когда почуял деспот Ши Хуан-ди,
Что ополчиться на него готово
Духовное наследие былого,
Он приказал смести его с пути.
Все книги он велел собрать и сжечь,
А мудрецов - убить.
На страх народу
Двенадцать лет, властителю в угоду,
Вершили суд в стране огонь и меч.
Но деспоту настало время пасть.
А те, кто выжили, учиться стали,
И мыслили, и книги вновь писали.
И новая пришла на смену власть.
Китай расцвел. И никакая сила
Ни мудрецам, ни книгам не грозила.

ВО ЧТО ЗАБАВЫ ПУТИНА ОБХОДЯТСЯ РОССИИ

По официальным данным правительства РФ общие прямые переводы из России в Крым составляют 310,6 млрд руб. Согласно данным сайта госзакупок, на мост через Керченский пролив в 2015-2017 годах потрачены 172,1 млрд руб., не считая расходов по множеству менее крупных контрактов, сопровождающих этот проект. Вместе с уже подсчитанными бюджетными расходами (310,6 млрд) общая сумма денег, которые Россия направила на развитие Крыма, составляет 482,7 млрд руб.
https://oleg-leusenko.livejournal.com/1269125.html

Это явно заниженное значение расходов, потому что президент Американского совета по внешней политике Илан Берман и научный сотрудник этого совета Аманда Азинерав своей статье для издания Forbes приводят цифру крымских расходов РФ около 650 млрд долларов.

Поддержала Россией вооруженных формирований в Донбассе составляет от 85 до 165 млрд рублей в год (максимальная оценка достигает грандиозной цифры 390 млрд рублей в год).

Скоротечная война с Грузией в 2008 г. навесила на российский бюджет содержание двух непризнанных никем кроме РФ республик – Абхазии и Южной Осетии, бюджеты которых формируются из российских дотаций – суммарно более 130 млрд. рублей ежегодно. Только маленькая Южная Осетия с момента признания ее независимости (2008г.) получила от России около 65 млрд.рублей.

Аналогичная финансовая помощь выделяется и Приднестровью. Более того, «гуманитарный» газ для Тирасполя за годы независимости Приднестровья обошелся Москве примерно в 390 млрд. рублей.
https://www.svoboda.org/a/29073239.html

В марте 2016 года, президент Владимир Путин сообщил, что первые шесть месяцев военной операции в Сирии обошлись бюджету России в 33 млрд рублей (в среднем 156 млн рублей в день). А по оценкам экспертов на войну в Сирию уходит около 100 млрд. рублей в год. На начало марта 2018 года бюджетные расходы на сирийскую кампанию составили от 172,3 млрд до 245,1 млрд рублей.
https://politua.org/2017/06/14/22390/
https://www.rbc.ru/story/5630d4d19a79471fa99932bf

Даже считая по минимуму, получаем годовую стоимость «русского мира» в 690 млрд. рублей. В пересчете на пенсии 45,687 миллионам российских пенсионеров (2017 г.) получаем добавку в 15000 рублей (!!!).

Но это сущая мелочевка по сравнению с расходами на вооружения и национальную оборону, где расходы определяются не миллиардами, а триллионами. Только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых видов оружия будет потрачено свыше 660 миллиардов рублей за три года. Действующая госпрограмма вооружений на 2011-2020 годы подразумевает обновление Вооруженных сил России по меньшей мере на 75 процентов за десять лет. Расходы на перевооружение в 2016 году обошлось российским налогоплательщикам в 1,5 трлн руб, при 479 и 564 млрд руб выделенных соответственно на здравоохранение и образование.
https://lenta.ru/news/2012/10/25/nuclear/

Россия заняла первое место в мире по государственным затратам на пропаганду. Россия стала тратить на пропаганду в 2 раза больше, чем США. Суммарная господдержка проправительственных СМИ в достигла рекордных 48,65 миллиардов рублей в 2012 году. Однако, рекорд долго не продержался и достиг 61 миллиард рублей, выделенных из госбюджета России на поддержку СМИ в 2016 году.

К этому можно было бы добавить помощь союзничкам типа Мадуро (по данным Министерства экономического развития РФ, накопленные российские инвестиции в Венесуэлу составляют более 4,1 миллиарда долларов), неведомые расходы на Ына, вагнеровцев, фабрики троллей и т.д.
А вот Алексей Леонидович Кудрин недавно озвучил, сколько денег Россия должна тратить на борьбу с бедностью. По словам Кудрина, за последние шесть лет число бедных в России увеличилось на 3 млн человек, достигнув 20 млн человек.
https://www.business-gazeta.ru/news/403772

Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий.

В их составе выделяются следующие:

) власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответствующей долей ответственности;

2) разделение труда - предполагает соблюдение определенного предела в специализации работ, не допуская их дублирования;

) дисциплина обязательна для всех - каков руководитель, таков и коллектив. Количество недостатков руководителя умножается на количество подчиненных;

4) единство распоряжения - управленческое воздействие должно исходить от одного лица;

) подчиненность индивидуальных интересов работников общим интересам фирмы;

) справедливость вознаграждения - справедливость оценки труда со стороны работодателя и работника;

) устойчивость кадров - стабильность кадров признак хорошего руководства.

) порядок во всем - материальный (каждая вещь на своем месте) и социальный (каждый работник на своем месте);

) единство руководства - проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия;

) корпоративный дух - нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др.

Современные литературные источники, не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами:

2) обеспечение цели, результата и средств его достижения;

) комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;

) единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;

) контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;

) многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;

) индивидуальный подход к каждому участнику коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;

) заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;

) ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;

10) гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи.

В современных условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета объективных факторов экономического общества.

Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления.

Применительно к низовым звеньям называют следующие принципы: определённая самостоятельность низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров.

Все принципы управления следует рассматривать в их взаимосвязи и взаимной увязке.


Двенадцать принципов Эмерсона. Основным направлением работ Эмерсона было посвящено увеличению производительности труда управленцев.

Он справедливо полагал, что главной причиной, по которой расточаются человеческие и природные ресурсы, является неправильная организация. Эмерсон сформулировал 12 целей, не потерявших своей актуальности и на сегодняшний день:

1. Четко поставленные цели. Грамотно ориентированные и согласованные между собой цели персонала, принимающих участие в производственном процессе дают возможность добиться эффективных результатов.

2. Здравый смысл. В основе работы любой организации должна присутствовать рационализация производства, а решаемы в организации проблемы должны осуществляться на базе здравого смысла.

3. Компетентная консультация. В каждой организации должен существовать отдел, занимающийся выработкой рекомендаций, касательно совершенствования управления по всем подразделениям.

4. Дисциплина. Необходимость в существовании инструкций, знаемых и выполняемых каждым работником.

5. Справедливое отношение к работникам. Персонал должен быть обеспечен хорошими условиями труда, регулярным повышением квалификации и заработной платы. Персонал должен подвергаться тщательному отбору с учетом внутренних склонностей и способностей человека.

6. Постоянный, точный, полный, надежный, быстрый учет. Высокая эффективность в производственной деятельности может быть достигнута только при ведении учета.

7. Диспетчирование. Данная цель представляет из себя часть планирования. Как показала практика, лучшим будет диспетчирование не планированной работы, чем не диспетчировать планированную работу.

8. Нормы и расписания. Нормирование дает возможность определения резервов производительности и проводить работы по сокращению потерь.

9. Нормализация условий. Нормализация условий требуется при планировании работ для исполнения полного и точного учета.

10. Нормирование операций. Нормирование операций необходимо для стандартизации производства с целью его автоматизации.

11. Письменные стандартные инструкции. Создание сборника стандартных письменных инструкций необходимо для письменного закрепления успехов, достигнутых на предприятии.

12. Вознаграждение за производительность. Если на предприятии будет отсутствовать стимулирование персонала, то это приведет к снижению производительности.

Следующий прорыв, произошедший в науке об управлении и управленческих решениях представлен трудами Анри Файоля (1841 - 1925).

Файоль возглавлил на грани банкротства крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции и покинул ее одним из самых мощных и процветающих французских концернов.

Сочетание гигантского практического опыта с творческой мыслью, а также с имеющимися возможностями для проведения экспериментов в сфере управления организацией стало значительной вехой, повлиявшей на развитие управленческой мысли.

Файоль в своих трудах не ограничивал себя производственными рамками, он также распространял собственные идеи на все организации, которые является управленческим объектом.

Он сформулировал четкое определение понятию управления. Управлять – значит вести организацию к ее цели, извлекая при этом максимальные возможности из всех ресурсов, которые имеются в ее распоряжении.

Он выделял шесть сфер деятельности предприятия, нуждающихся в управлении, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1– Сферы деятельности предприятия, которые нуждаются в управлении

Файоль выразил принципы управления, которые на его взгляд не абсолютными, обладали гибкостью и требовали для своей реализации творческого подхода.

Файоль полагал, что для того, чтобы в совершенстве овладеть искусством управления недостаточно обучаться только тонкостям, присущим инженерной подготовки. Требуется обучится профессиональному умению управления или, говоря другими словами, учиться профессиональному менеджменту.

Файоль сформулировал следующие принципы организации управления предприятием, приведенные на рисунке 2:

Рисунок 2 – Принципы организации управления предприятием

1. Власть неотделима от ответственности. Руководители, отдающие распоряжения и приказы, обязаны нести полную ответственность за последствия, которые наступают после этого.

2. Разделение труда при специализации. Для каждого вида труда, будь то управленческий, или технический, характерным является его разделение. Это дает возможность производить больший объем продукции более высокого качества при тех же затрачиваемых усилиях.

3. Единство распоряжения. Персонал должен получать приказы от одного непосредственного начальника. Является очевидным, что данный принцип противоречит так называемому принципу Тейлора, в которым выражается мысль о необходимости многофункционального подчинении. Хотя, на мой взгляд, эти принципы скорее дополняют друг друга.

4. Дисциплина. В представлении Файоля дисциплина понималась как уважение соглашений, которые рассчитаны на то, чтобы обеспечивать повиновение и различные виды проявления внешнего уважения. Дисциплина является обязательной как для руководителей, так и для для рядового персонала.

5. Единство руководства. Файоль полагал, что для успешного функционирования организации необходим единственный руководитель, имеющий один общий план для совокупности всех операций, которые преследуют общую цель.

Другими словами, в всяком деле уместна только одна голова, которая отвечает за достижение поставленных целей. Коллективной имеет место быть только выработка корректирующих рекомендаций.

6. Подчинение индивидуальных интересов общим. Интерес отдельного работника или всего персонала в целом не должен превалировать над интересами общего дела. Если руководитель заметил появляющиеся расхождения внутри рабочего коллектива, то он обязан обеспечить принятие единого для всех решения.

7. Вознаграждение. Файоль также полагал, что выплачиваемое сотрудникам вознаграждение должно быть справедливым, в том понимании, что оно должно удовлетворять и самого работника, и его работодателя.

8. Централизация. Высокоэффективное производственное предприятие обеспечивается путем сочетания централизованного управления с разделением труда.

Степень централизации может варьироваться в зависимости от величины предприятия и специфики области деятельности. Зачастую в маленьких организациях степень централизации намного выше, чем в более крупных.

9. Иерархия. На каждом предприятии должна существовать четкая заданная цепочка начальников – от более высокого уровня к менее высокому. Нарушать данную цепочку без видимой необходимости не стоит. Однако, если она каким-то образом наносит вред, то в таком случае ее целесообразно укорачивать.

10. Порядок. Файоль полагал, что всему нужно определить свое собственно место и, соответственно все должно находится на своем месте. Другими словами, необходимо добиваться четкой расстановки сил и четкого их взаимодействия в процессе достижения общей цели.

11. Справедливость. Преданность, как и лояльность общему делу рядовых сотрудников должны обеспечиваться хорошим справедливым отношением со стороны стоящего над ними руководства.

12. Устойчивость персонала. Как правило, высокая текучесть кадров, способствует недостаточно эффективной деятельности предприятия. В предприятиях, поддерживающих высокоэффективную деятельность, состав работников обычно стабилен.

13. Инициатива. Инициатива зачастую способствует более полной и широкой реализации потенциала персонала в деятельности предприятия. Файоль активно призывает руководствующее звено по возможности поступаться реализацией своей собственной инициативы в пользу проявляемой инициативы сотрудника, стоящего рангом ниже.

14. Корпоративный дух. При управлении предприятием Файоль категорически советует воздерживаться от принципа "разделяй и властвуй". Так как он гораздо более целесообразным представляет принцип коллективизма в повседневной деятельности фирмы, который обеспечивает стремление всего коллектива к достижению общей цели.

При изучении управления как науки ключевой вопрос «Что такое менеджмент?» - является вполне законным.

Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира. Исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни.

Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также власть, и «сфера полномочий».

Итальянское слово manneggiare возникло в Средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское manegerie.

Английское слово manege впервые появилось в 1561 году, слово - manager - в 1588 году и слово management - в 1589 году, причём все они первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности.

Согласно Краткому оксфордскому словарю английского языка слово management впервые стало использоваться в своём современном значении в 1670 году и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевающему умение «владеть» мечом или управлять лошадью.

Практика явления, которое мы сегодня называем «менеджмент», возникла очень давно, и считалась божественным даром. Так Апостол Павел в «Первом послании к коринфянам» писал о том, что Господь дал иным дары исцелений, управления, знание разных языков. Таким образом, управление ставиться в один ряд с даром исцеления и способностям к языкам. Практика управления возникла-то давно, но вот наука управления, именно то, что мы называем «менеджмент», возникла недавно.

Как уже указывалось, практика управления организацией так же стара, как и сама организация. Исторически управление организациями из века в век становилось всё более чётким и сложным, а сами организации всё более сильными и устойчивыми. Но, как говориться, даже в греческой грамматике есть исключения. Есть исключения и здесь. Наиболее ярким примером в этом отношении являются теологические организации, например Римская католическая церковь, управление которой не менялось на протяжении тысячелетий.

Коснёмся основных вех развития менеджмента от практики к науке.

Первый вклад в его развитие, вероятно, сделали шумеры, которые около 7 тысяч лет назад (5000 г. до н.э.) начали письменно регистрировать факты. Второй шаг был совершён через тысячу лет (в 4000 г. до н.э.), когда египтяне признали необходимость планирования, организации и контроля. Следующий шаг совершён ещё через тысячу лет, когда, опять-таки египтяне, признали необходимость «честной игры» и доверительных бесед - «облегчи свою душу». Ещё через тысячу лет (2000 г. до н.э.) египтяне признали необходимость письменных запросов и использование рекомендаций «штаба» (создание самого штаба в современном смысле слова принадлежит Александру Македонскому). Через 200 лет после этого вавилонский царь Хаммурапи признал необходимым использование свидетелей, письменных документов для контроля, установил минимальную заработную плату, а также признал недопустимым перекладывание ответственности.

В 600 г. до н.э. царь Навуходоносор признал необходимым контролировать производство и стимулировать труд через зарплату.

Навуходоносор II, царь Вавилонии (605-562 гг. до н.э.) в 587 г. (по др. данным 586 г.) разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увёл в плен большое число жителей Иудеи. При нём сооружены так называемые Вавилонская башня и висячие сады.

В 500 г. до н.э. Менциус провозгласил необходимость стандартов и систем; в это же время китайцы признали необходимой специализацию.

В 400 г. Сократ высказал мысль об универсальности менеджмента, а древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (его основное сочинение «Греческая история» в 7томах) определил менеджмент как особый вид искусства. В это же время по указанию персидского царя Кира проводились исследования мотивации.

Изучением научных методов труда и рабочего ритма впервые занялись греки в 350 г. до н.э.

Вкладом Иисуса Христа в менеджмент явилось признание единоначалия (цезарю - цезарево) и анализ человеческих отношений (одно из них золотое правило: не делай другому то, чего ты не желаешь для себя).

Римскому императору Диоклетиану (внедрившему в 3в. неограниченную императорскую власть в Риме) принадлежит идея делегирования полномочий. Делегирование - передача задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность за них.

В 900 г. Альфараби, которого уважительно называли Вторым (Первый Аристотель) сформулировал требования к руководителю, а персидский философ Газали в 1100 г. сформулировал требования к менеджеру.

В 1340 г. генуэзец, математик Пачоли предложил двойную бухгалтерию. В 1395 г. ди Марко предложил учитывать издержки производства. В 1410 г. братья Сорансо предложили использовать журналы доходов и гроссбухи.

Следующий шаг в развитие менеджмента сделали венецианцы в 1436 г. С этого времени для контроля стали использовать чеки, присваиваться инвентаризационные номера, контролироваться товарные запасы и себестоимость; тогда же начали использовать метод конвейера.

Существенный вклад в развитие управленческой мысли внёс итальянский государственный деятель Макиавелли (1469-1527 гг.). Он, в частности, говорил: «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он сумел распознать способности и удержать их преданность».

Макиавелли отмечал также: «Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если помощник больше заботиться о себе, чем о государстве, и во всяком деле ищет себе выгоды, он никогда не будет хорошим слугой государю».

Научный менеджмент появился в конце XIX начале XX века, когда американец Джозеф Вартон разработал его первый систематический курс для преподавания в колледже. Но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 году в связи с публикацией Фредериком Тейлором (1856-1915 гг.) книги «Принципы научного управления» и организацией Х.Персоном первой научной конференции по менеджменту. Системой Тейлора так называемой «научной системой выжимания пота» восторгался Ленин. Так возникла школа научного управления.

Ф. Тейлор предложил использовать систему материальных стимулов, главным из которых была награда, которая «для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы». Таким образом, Ф.Тейлор использовал старый принцип: кто даёт сразу, тот даёт дважды.

Для поддержания у работников постоянного ожидания награды Тейлор предложил прогрессивную оплату труда.

В основе тейлоризма лежали такие принципы, как: плата человеку, а не месту; установление расценок на основе точного знания, а не догадок; единобразие расценок. Благодаря этому повысилась производительность труда, подешевели товары, рабочие получили более высокую заработную плату, у них появилась заинтересованность в интенсивной работе, сотрудничестве с предпринимателями и т.п.

Саму награду Тейлор не сводил только к денежным выплатам, а рассматривал довольно широко. К ней он относил различного рода социальные уступки со стороны предпринимателей - организацию рабочих столовых, детских садов, вечерних курсов и т.п. Всё это считалось «средством для создания более умелых и интеллектуальных рабочих»,средством которое вызывает у рабочих «доброе чувство по отношению к хозяевам».

Тейлор рассматривал работников не как людей, не как личности, а как наиболее эффективное средство поставленных задач. Используя наблюдения, замеры, анализ, он разбивал работы на простейшие конкретные задания, подбирал работникам в соответствии с их способностями посильные задания, максимально эффективно организовывал график и последовательность выполнения операций.

Одним из видных последователей Тейлора был Г.Эмерсон (1853-1931 гг.), разработавший комплексный, системный подход к организации управления. Широко известна его книга «Двенадцать принципов производительности». Вот эти принципы:

Точно поставленные цели;

Здравый смысл;

Компетентная консультация;

Дисциплина;

Справедливое отношение к персоналу;

Оперативный, надёжный, полный, точный, и постоянный учёт;

Диспетчеризация;

Нормы и расписание;

Нормализация условий;

Написанные стандартные инструкции;

Вознаграждение за производительный труд.

Русские внесли определённый вклад в копилку мировых управленческих идей. Первым и оригинальным вкладом России в менеджмент был широко известный, не потерявший (для некоторых) своего значения и сегодня «Домострой». Для своего времени это был классический пример менеджмента.

К теоретикам менеджмента вполне можно отнести и В.И.Ленина в своём произведении «Очередные задачи Советской власти» он предлагает основополагающие принципы менеджмента: единоначалие, дисциплина, власть и ответственность, подчинение частных интересов общим, централизация, заинтересованность в труде (мотивация).

Говоря о вкладе русских нужно вспомнить Александра Капитоновича Гастева, Керженцева и И.Ансоффа. А.Гастев был поэт и учёный, организатор Центрального института труда (1920г.). Он оставил публицистический труд «Как надо работать» (1921 г.) и другие работы по рациональной организации культуре труда, выдвинул концепцию «узкой базы», «узкого места», с «расшивки» которого менеджер должен начинать любое совершенствование производства.

Второй школой считается административная или классическая школа.(1920-1950гг.). Создателем классической школы считается Г.Файоль, главная идея которого - рациональное построение организации как иерархической структуры. Необходимо, считал автор, чёткое определение следующих функций управления:

Техническая, связанная с осуществлением технологического процесса;

Коммерческая (закупка сырья и материалов, продажа готовой продукции);

Финансовая (поиск денежных средств и эффективное их использование);

Защитная (защита собственности и личности);

Бухгалтерская (инвентаризация, ведение счетов, сбор статистических данных);

Административная (воздействие на работников).

Обобщая свои наблюдения, Г.Файоль сформулировал основные принципы административного управления.

Власть неотделима от ответственности.

Разделение труда при специализации (однако, у этого процесса есть предел, за которым эффективность резко падает).

Единоначалие и централизация. Единство руководства по принципу «один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

Единство распорядительных функций.

Дисциплина, обязательная для всех и предполагающая взаимное уважение руководителей и подчинённых.

Подчинение индивидуальных интересов общим.

Справедливость, обеспечиваемая преданностью персонала и объективностью вознаграждения.

Иерархия, предполагающая минимизацию управленческих ступеней и полезность горизонтальных связей.

Порядок, в основе которого принцип «каждому своё место и каждый на своём месте».

Постоянство персонала, ибо текучка - следствие плохого управления.

Инициатива, требующая от руководителя всемерного поощрения и подавление собственного тщеславия.

Корпоративный дух, т.е. общность интересов работников и коллективизм в труде.

Вознаграждение.

Уже в 30-е годы XX века крупное машинное производство довело интенсивность использования физических возможностей человека до предела. Наступил черед активизации интеллектуальных ресурсов личности. Поскольку умственной деятельностью управлять сложнее, чем физической. Необходимо было искать новые подходы, помогающие «разбудить» людей. Этот шаг сделала так называемая школа человеческих отношений (1950 г. по настоящее время).У её истоков стоял Фоллет (1880-1949 гг.). Последователи этой школы исходили из того, что непосредственными мотивами деятельности людей лишь частично служат потребности, удовлетворяемые с помощью денег. При благоприятном морально-психическом климате люди очень отзывчивы на заботу со стороны руководства, удовлетворены своим положением, и, если им создать соответствующие условия, они автоматически будут трудиться более производительно.

Теория человеческих отношений была дополнена поведенческой концепцией, наиболее видным сторонником которой был Дуглас Макгрегор. Сторонники концепции ставили перед собой цель помочь людям наиболее полно раскрыть свои потаенные способности и за счёт этого повысить производительность труда. Раскрыть потаённые способности человека, по мнению сторонников концепции, можно путём применения достижений наук о человеческом поведении, прежде всего психологии.

После широкого внедрения ЭВМ возникла количественная теория управления. Её приверженцы на основе конкретных заданных значений переменных разрабатывали модели различных ситуаций: математически описывали их, искали внутренние взаимосвязи и определяли пути оптимального решения проблемы. Иногда такой подход называют количественным. Это и есть так называемая школа науки управления. Особенность сторонников школы научного управления состоит в том, что они считают, что вознаграждения материально-технического характера не обязательно ведут к усилению мотивации.

В 1964 г. в США Б.Хендерсоном была создана международная консультационная компания, получившая название Бостонская консультационная группа (БКГ). На протяжении последних 30-35 лет ей принадлежит ведущая роль в создании теории стратегии бизнеса. Ею была вы двинута концепция матрицы БКГ (матрица Рост/Доля рынка) и кривой опыта. Кроме того, БКГ была разработана теория конкуренции, основанная на времени и сохранении клиента. Выдвинутые БКГ идеи увеличили багаж полезных знаний о бизнесе больше, чем работы любых школ менеджмента.

Первой возникла школа научного управления (1885–1920 гг.), иначе это направление называют «тейлоризм», по имени основателя Фредерика Тейлора.

Тейлор в своей теории управления исходил из того, что труд каждого отдельного работника должен оплачиваться по результату, и отрицал наличие антагонистических противоречий между трудом и капиталом.

Центральным моментов в теории Тейлора было утверждение необходимости рационализировать методы производства в интересах повышения эффективности производства и всеобщего процветания.

Основные положения научной школы управления:

1. Весь объем работы должен разбиваться на мелкие операции. Для контрольного (эталонного) выполнения операции назначаются самые сильные и квалифицированные рабочие. Показатель их выработки фиксируется посредством хронометража, а затем устанавливается как норма, обязательная для всех. Наравне со временем выполнения трудовых операций определяется минимальное время, необходимое для неизбежных производственных перерывов и отдыха. Таким образом, устанавливается самый рациональный способ выполнения работы.

2. Использование системы стимулирования труда с применением материальных и моральных поощрений.

3. Отделение управленческих функций от фактического выполнения работы.

Слабой стороной этой школы является чрезмерное упрощение понимания мотивации труда, недостаточное знание психологии людей. Тейлор утверждал, что людей необходимо заставлять работать, они сами этого хотят, но в то же время, они не желают принимать на себя ответственность, не терпят перемен и им нельзя доверять.

Школа менеджмента Тейлора положила начало оперативному планированию производственного процесса.

В 1920–1950 годы возникла и развивалась классическая (административная) школа менеджмента . В рамках этой школы исследовались процессы управления организацией в целом, а не отдельными производственными операциями. Основателем административной школы управления является француз Анри Файоль.

Он утверждал, что производственное предприятие выполняет шесть функций:

1) техническая деятельность (производство);

2) коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен);

3) финансовая деятельность (использование капитала);

4) деятельность, направленная на обеспечение безопасности (защита собственности и персонала);

5) бухгалтерский учёт (проверка фондов, балансовые отчеты, учет затрат);

6) управленческая деятельность (планирование, координация, контроль).

Анри Файоль сформулировал 14 всемирно известных принципов управления:

1. Разделение труда.

2. Власть, неотделимая от ответственности.

3. Дисциплина, обязательная для всех.

4. Единство распорядительства (т.е. приказы отдает только один руководитель).

5. Единство руководство (единоначалие).

6. Подчинение индивидуальных интересов общим.

7. Справедливое вознаграждение.

8. Правильное соотношение централизации и децентрализации.

9. Властная вертикаль (иерархия соподчинения).

10.Порядок – место для всего, и все на своем месте.

11.Справедливость, основанная на объективности.

12.Стабильность персонала.

13.Инициатива.

14.Корпоративный дух (т.е. единение персонала).

Все эти принципы были научно обоснованы и доказаны, применяются в настоящее время.

Примерно в это же время начала формироваться еще одна школа менеджмента – школа человеческих отношений . Школа возникала как оппозиция тейлоризму. Основоположники этой школы развернули управленческую теорию в сторону человека, в социальную сторону производственного процесса. Возглавил школу Элтон Мэйо.

Основные положения теории Э. Мэйо:

1. Четко разработанные трудовые операции и высокая зарплата не всегда приводят к росту производительности труда.

2. Внутренние силы в коллективе могут превзойти усилия руководителей.

3. Поведение человека на работе и результаты его труда во многом зависят от социальных условий и отношений между рабочим и менеджером.

4. Рабочий по своей природе – не ленив, если ему создать определенные условия, он будет проявлять усердие и инициативу.

5. Менеджер должен быть лидером и в своей работе учитывать сложившиеся условия.

Таким образом, произошло смещение центра исследований в менеджменте на человека и его поведение.

3. Поведенческие концепции А. Маслоу, Д. МакГрегора,
Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда, В. Врума

Наиболее известные и часто применяемые поведенческие концепции принадлежат американским учёным Абрахаму Маслоу и Дугласу МакГрегору, Фредерику Герцбергу, Дэвиду МакКлелланду.

Создавая теорию мотивации А. Маслоу исходил из того, что люди имеют множество потребностей, которые можно объединить в пять групп:

1. Физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых).

2. Потребность в безопасности, защищенности, уверенности в будущем (оформление страхового полиса, поиск хорошей работы и т.п.).

3. Социальные потребности – это чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство привязанности и поддержки.

4. Потребность в уважении, в признании собственной значимости, компетентности.

5. Потребность самовыражения (реализация своих потенциальных возможностей, рост и развитие как личности).

Все эти потребности А. Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры, подчеркивая тем самым, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей нижних уровней (рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

Иерархические уровни пирамиды не являются дискретными, так как для того, чтобы следующий, более высокий уровень начал определять поведение человека, не обязательно на все
100 % должны быть реализованы потребности более низкого уровня пирамиды Маслоу.

В экономически развитом уровне первичные потребности (физиологические и в безопасности) имеют относительно небольшую значимость для большинства людей. В то же время потребности вторичные служат сильным мотивирующим фактором в поведении людей.

Теория Маслоу используется в управлении для определения мотивации работников к труду. Руководители могут способствовать мотивации работников к трудовой деятельности различными методами (таблица 6.1).

Полагая, что классификация потребностей, предложенная Маслоу, не полна, Д. МакКлелланд дополнил ее и ввел понятия потребностей власти, успеха и причастности.

Теория потребностей Д. МакКлелланда представляет собой другую модель мотивации, ориентированной на потребности высших уровней.

Согласно этой теории, людям свойственны три потребности: власть, успех, причастность. Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Они не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. Мотивировать таких людей нужно достижением коллективных целей.

Потребность успеха реализуется в процессе трудовой деятельности. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Эти качества должны быть учтены при мотивации их трудовой деятельности.

Потребность в причастности развита у людей, заинтересованных в налаживании дружеских отношений, в оказании помощи другим, в возможности социального общения. Чтобы развить мотивацию к труду, руководители не должны ограничивать межличностные отношения и контакты.

Таблица 6.1 – Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды 3. Проводите с подчиненными периодические совещания 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок
Потребности в уважения
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности
Потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

Теории мотивации, базирующиеся на потребностях, определяющих поведение людей, называются содержательными . Теории, опирающиеся на восприятие и ожидания, связанные с конкретной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения, называются процессными .

Теория ожиданий (большой вклад в ее развитие внес Виктор Врум) основывается на утверждении, что человек стремится к достижению цели, только если он ожидает от этого определенных результатов для себя (вознаграждения).

Мотивация, таким образом, складывается из трех факторов: соотношения усилий или затрат (З) и полученных результатов (Р), соотношение результатов (Р) и ожидаемого вознаграждения (В), валентности (ценности вознаграждения или поощрения). Соотношение этих факторов схематически показано на рисунке 6.2.

Ожидаемая ценность вознаграждения
Мотивация

З – Р Р – В Валентность

Мотивация = З – Р Р– В валентность

Рисунок 6.2 – Модель мотивации В. Врума

Теория справедливости утверждает, что люди субъективно оценивают соотношение вознаграждения и затраченных усилий и сравнивают их с тем, что имеют другие работники за подобный труд.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, в которой утверждается, что результативность труда порождает удовлетворенность трудом, а не наоборот.

ТЕМА 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА