Современная педагогическая наука и практика придает ему строгий научно обоснованный характер. Термин «управление» появился в науке и практике не так давно.

Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые.

Под управлением понимаются деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программы и целей.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района.

Основная цель управления - эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата, а также совершенствование процесса принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают.

Сущность управления образованием заключается в поддержании целенаправленности и организованности учебно-воспитательных процессов в системе образования.

Подчиняясь общим закономерностям социального управления, управление образованием имеет специфические особенности, заключающиеся в способах постановки и достижения социально значимых целей в конкретных условиях.

Управление внутри образовательного заведения представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников педагогического процесса как изучения объективных закономерностей этого процесса для достижения оптимального результата.

Его объектом являются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, социальные условия.

Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования. Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.


Одна из отличительных особенностей современной системы образования — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей.

Понятие «педагогический менеджмент» .

В условиях перестройки структур управления в нашей стране особое внимание уделяется менеджменту - управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как особенности менеджмента обусловлены совокупностью факторов, среди которых формы государственного устройства, типы собственности, степень развитости рынка и др.

В теории менеджмента различают три принципиально различных инструмента управления : первый - это организация, иерархия управления, где основное средство - воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ); второй - культура управления (т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, образовательным учреждением, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения); третий - это рынок, рыночные (т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя) отношения. В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается преимущество.

Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления. Менеджмент используется не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы. Современное ПОУ рассматривается как открытая педагогическая система и как особая социально-экономическая организация общества. Обновление системы управления ПОУ может происходить только на основе новых технологий управления его развитием.

Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами ПОУ неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими его возможностями:

Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, в основе которой лежит корпоративный стиль управления, учитывающий природосообразные качества каждого человека и личностно ориентированный подход к деятельности по достижению максимальных результатов;

Обеспечивает возможность развития каждой личности, координацию мотивационной ориентации руководителей и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося ПОУ;

Создает комфортный психолого-педагогический климат для всех участников образовательного процесса.

Педагогический менеджмент имеет свою специфику , так как связан с творческой деятельностью людей. Менеджмент вообще можно понимать, как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, и как сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами.В проекции на образовательный процесс, педагогический менеджмент - это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления, направленный на повышение эффективности образовательного процесса. Можно отметить, что любой преподаватель является, по сути, менеджером учебно-познавательного процесса (как субъект управления им), а руководитель ПОУ - менеджером учебно-воспитательного процесса в целом.

Педагогический менеджмент имеет присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность управляемого субъекта, продуктом труда - информация, орудием труда - язык, слово, речь. Результатом труда менеджера учебно-воспитательного процесса является степень обученности, воспитанности и развития объекта менеджмента - учащихся.

Англоязычное слово «management» имеет три смысловых аспекта : совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного бизнеса; социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством и другие сферы общественной жизни. В русском языке его синонимом принято считать термин «управление»: совокупность принципов, методов, средств и форм руководства предприятием или учреждением. В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы - обучающих и обучаемых.

Хотя менеджмент возник в сфере бизнеса, но сегодня на Западе широко распространено мнение, что менеджмент - это не только управление фирмой, корпорацией и т.д., - многие его постулаты и теоретические позиции пригодны для управленческой деятельности в любой сфере, в том числе, и в образовании.

Менеджмент - это социальное управление организацией. Во многих контекстах понятия «социальное управление» и «менеджмент» практически совпадают.

Менеджмент - это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Управленец-менеджер в своей деятельности опирается на собственное уважение к людям и уважение людей к нему самому, строит свои отношения с людьми в трудовой деятельности на основе доверия и, сам, ориентируясь на успех, создает условия для его достижения всеми.

В современной научной литературе менеджмент раскрывается как:

Процесс постановки и достижения, целей посредством мобилизации труда людей, их интеллекта, мотивов поведения, а также финансовых и технических ресурсов;

Управление бизнесом через филигранную работу с людьми;

Специальный вид управленческой деятельности, вращающейся вокруг человека;

Умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения подчиненных;

Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;

Область человеческого знания, помогающая эффективно осуществлять управленческие функции.

В науке менеджмент рассматривается и в значении «вида деятельности», и в значении «области знания».

Современный менеджмент - это специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления предприятием, как и от собственных усилий и отдачи людей.

П. Друкер определяет и задачи менеджмента:

1) Сплотить людей вокруг общих целей предприятия, - иначе никогда из толпы не создать коллектива.

2) Развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять.

3) Ни на минуту не останавливать развитие людей.

4) Поскольку навыки и профессиональная подготовка людей, различны, и сотрудники выполняют разнообразные виды работ, постольку их деятельность должна строиться на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности.

ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ.

"Государственно-общественный характер управления образованием" В Законе РФ "Об образовании" провозглашён принцип: "демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений". Таковы два типа управляющего взаимодействия основных субъектов социума: государства и гражданского общества в определении и проведении образовательной политики, и решении целей и задач управления в сфере образования. Различие типов взаимодействия, хотя они и связаны, зависит от доминирования в них первых или вторых структур. Государственно-общественное управление имеет вертикальное строение и однонаправленные связи, находится под контролем государства, диктуя условия нижестоящим организациям (к числу которых относят и школу). Это чётко прослеживается в текстах Закона, где во всех статьях обосновываются цели, задачи, функции государства в отношении образовательных учреждений - механизмы государственного управления.

Однако в Законе присутствует (хотя и рассматривается в гораздо меньшем объёме и как соподчинённая часть) общественная составляющая. Например, говорится о праве образовательных учреждений создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы - т.е. общественные структуры). Подчёркивается, что законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, а это значит, что на сферу образования распространяются все гражданские права и свободы. Да и как реализовать другой принцип, провозглашённый в Законе - принцип свободы и плюрализма, если не опираться на общественную составляющую управления? С другой стороны, общественные структуры управления остаются неразвитыми и отчасти поэтому, отчасти из-за простого нежелания этого партнёрства со стороны государственных структур, закон работает далеко не в полную силу. Значит ли это, что требуется специально и дополнительно "прописать" (т.е. "разрешить использовать") право общественности на участие в управлении? Думается, что в этом нет необходимости.

Потребность есть в другом - в создании самой общественностью практической базы своего участия во всех делах школы. Государственные структуры мешать этому не в праве. Гражданские сообщества просто должны быть настойчивее, активнее и целеустремлённее. Образование как социально-культурный процесс и школа как социально-культурный институт - средоточие, как интересов государства, так и гражданского общества. Школа - одновременно и частица общественной жизни, и элемент структуры, подвластный государственному контролю. В условиях развития демократии и расширения практики соуправления школа будет всё больше опираться на общественные организации и сообщества. Это поможет совершить переход от политики патронажа и доминирования государственного над общественным к их конструктивному оппонированию и взаимодействию.

Государство, поддерживая в системе управления образованием дружественного оппонента в лице родительского сообщества, должно будет заботиться о реальном обеспечении тех прав, полномочий, прерогатив, которые определены в существующих документах. Это - стратегическая задача. Тактическая задача - обеспечить возможность школ самостоятельно решать проблемы взаимодействия субъектов образования с учётом собственных условий и кадровых особенностей. Задача демократизации управления в результате конструктивного диалога школы, гражданского общества и государства состоит в том, чтобы связать всех субъектов в единой "упряжке" совместных действий на основе их реальной заинтересованности в развитии образования. Такая связь осуществляется в каждой школе на основе её самостоятельного определения и выбора модели соуправления (действия её органов, в работе которых участвуют все субъекты реализации образовательной политики).

Механизмом изменения станет не комплекс особых разрешительных (со стороны государства) норм и положений, а конкретное (материальное или финансовое) поощрение со стороны государства тех школ, в которых продуктивное взаимодействие субъектов образования наиболее развито. Итак, общественно-государственное управление - управленческая деятельность, осуществляемая структурами гражданского общества - добровольно сформировавшимися объединениями, ассоциациями и организациями граждан, проводящих общественную образовательную политику на основе демократических процедур самоуправления и соуправления. Эти объединения учреждаются по желанию самих граждан, свободны от правительственного контроля и могут на него воздействовать.

При общественно-государственном управлении получают распространение культурно-образовательная автономия школы и ценности:

· признания широкого круга прав и свобод детей и взрослых в сфере образования и их обеспечения;

· участия детей и взрослых в различных органах школьного соуправления и местного самоуправления;

· признания их права участвовать в обсуждении, инициировании предложений и принятии решений в сфере образования в рамках деятельности органов школьного соуправления и местного самоуправления;

· свободного выражения мнения, которое всегда учитывается;

· регулярной смены (ротации и кооптации) представителей всех субъектов образования в органах самоуправления и соуправления. Доминирование общественно-государственных форм управления создаёт условия для:

· проявления высокой активности членов сообщества и их заинтересованного участия в деятельности;

· самоорганизации сообществ;

· действия процедур, как прямой демократии (непосредственного участия членов школьного сообщества в решении основных вопросов и претворении решений в жизнь), так и представительной демократии (основанной на выборах). Государственная и общественная составляющие управления имеют свои сильные и слабые стороны. Сравним их (см. таблицу ).

Государственная составляющая управления - плюсы: Финансирование и обеспечение развития материально-технической базы сферы образования. Использование ресурсов для решения задач развития образования.

Минусы : Авторитаризм управленческой позиции. Бюрократизм в принятии и исполнении решений. Ставка на административный нажим и давление на общественную инициативу, стремление ограничить её роль и снизить её значение. Тенденции к разрастанию и бюрократизации структуры управления. Использование государственного ресурса при определении и проведении образовательной политики. Попытки разграничения (ограничения) функций и соблюдение властной иерархии. Непринятие по зиции меньшинства.

Общественная составляющая управления-плюсы : Независимость действий органов самоуправления и соуправления. Широкая социальная основа участия общественности (родителей) в соуправлении и деятельности школы. Практика открытых и публичных обсуждений и принятия решений. Поощрение инициативы. Учёт мнения меньшинства.

Минусы: Недостаточные ресурсы и возможности финансирования проектов развития.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

  • федеральном;
  • региональном;
  • муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения. Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает. При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования. В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

Педагогический менеджмент - комплекс принципов, методов организации, форм и технологий, приемов управления образовательным и учебно-воспитательным процессом, направленные на повышение его эффективности.

Можно сформулировать ряд целей педагогического менеджмента, адекватных реалиям современного российского общества: - первая цель формулируется как идея всестороннего развития личности и она актуальна всегда, а не только на данном этапе социально-экономических преобразований в нашей стране. Идея всестороннего развития будет более понятна и реалистична, когда она подкреплена соответствующими задачами, работающими на достижение именно такого развития в гармонии с личностными мотивами, целями и ожиданиями, как отдельного индивида, так и общества в целом;

- вторая цель формулируется на основе идеи воспитания гражданина-патриота России . Патриотизм в данном случае понимается как доминирование приоритета российских ценностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении к ценностям других народов и цивилизаций.

- третья цель заключается в необходимости избегания крайностей при формировании, как коллективизма, так и индивидуализма в личности . В России никогда не было ориентации на формирование жесткого индивидуализма в его крайних, эгоцентристских формах. В нашей стране во главу угла всегда ставилась идея соборности и помощи человека человеку.

- четвертая цель формулируется через понимание идеи устойчивого развития общества как саморазвивающейся и целенаправленной системы. Несмотря на эпизодические потрясения и революции, взрывающие общество в отдельные периоды его развития, оно все же не деградирует, а прогрессирует. Идея развития, совершенствования и саморазвития общества на основе непрерывного поступательного движения вперед всех его индивидов находит подтверждение при всех идеологических и социальных системах.

- пятая цель формулируется как идея быстрой адаптации личности к реальным условиям конкретного социума . Инвариантность, поли функциональность и многоцелевая направленность современных педагогических систем позволяют реализовать все вышеуказанные цели воспитания более полно, качественно и эффективно.

Можно выделить общие задачи менеджмента, которые применимы и к педагогическому менеджменту:

сплачивать людей вокруг общих целей предприятия, чтобы создать коллектив

развивать в каждом сотруднике предприятия его потребности и по возможности их удовлетворять

ни на минуту не останавливать развитие людей

выстраивать производственную деятельность на основе коммуникации между работниками и на их индивидуальной ответственности

разрабатывать комплексные способы и средства оценки эффективности функционирования предприятия.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Социально-педагогическая система

Система образования. Основные проблемы управления школой. Структура системы образования. Образование и Образовательная политика РФ. Педагогика.

К данному материалу относятся разделы:

Социально-педагогические системы, понятие и виды. Школа как социально-педагогическая система

Основные характеристики педагогической системы

Организационная структура образовательного учреждения. Структура школы как социально-педагогической системы. Структура материально-учебной базы школы

Нормативно-правовая база деятельности школы

Структура общешкольного коллектива. Организационная культура, организационные ценности, философия и миссии школы. Организационная структура внутришкольного управления

Имидж образовательного учреждения. Организационная культура образовательного учреждения

Государственно-общественный характер системы образования. Государственная образовательная политика РФ

Органы управления образованием: федеральные органы управления, органы управления образования субъектов РФ, муниципальные органы управления образованием РФ. Их компетенции

Общественные органы управления. Их компетенции

Педагогический менеджмент. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы

Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности:

– теория управления в образовательном учреждении

– система управления образовательным учреждением, связанная с необходимостью поиска путей его развития непринятия стратегических и оперативных решений;

– управление образовательной деятельностью;

– комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития

Процесс управления – это совокупность последовательных действий для достижения определенного результата, например максимального удовлетворения образовательных потребностей населения, при котором управленческий цикл разбивается на ряд относительно самостоятельных видов деятельности, сменяющих друг друга в строго определенной последовательности.

Педагогический анализ – относительно обособленный этап познавательной управленческой деятельности, суть которого – творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях.

Функции: Целеполагание – определение желаемого результата в нормативной форме – выражается в установлении перспектив удовлетворения образовательных потребностей, развития личности, ее адаптации к современным условиям.

Планирование как этап управления занимает центральное место в системном управлении образованием, определят главное содержание, развитие всей системы и неразрывно связано со всеми другими стадиями управления. В рамках принятой стратегии формируется программа, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению целей. В программах могут быть указаны процедуры (способы) и нормативы (количественные и качественные меры) осуществления действий, а также ожидаемых результатов. На основе программ создается план достижения поставленных целей.

Организация – это этап управления, направленный на обеспечение выбора лучших путей выполнения плановых и творческих заданий, определение совокупности действий, ведущих к образованию взаимосвязей между частями целого: инструктаж, координация, объединение людей, совместно реализующих программу или цель.

Контроль – один из этапов управления, состоящий в выявлении отклонений величины фактических параметров управляемой системы от нормативов, служащих критериями оценки (цели, законодательные нормы), в измерении, оценке результатов выполнения программы. Из-за различных ограничений, всегда существующих во внешней среде или в самой системе, поставленные цели достигаются редко.

Виды контроля – государственный (особая роль принадлежит органам суда, прокуратуры, государственным комитетам, инспекциям) и общественный контроль (через систему созданных организациями и учреждениями общественных органов (комитеты, советы) и через профсоюзные организации).

Менеджмент – это управление, базирующееся на человекоцентристком подходе, предполагающем не прямолинейное воздействие, а создание условий для комфортного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Педагогический менеджмент - управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях.

Регулятивно-коррекционная функция педагог наблюдает, оценивает результаты образовательного процесса. Оперативная корректировка способов и методов обучения, обеспечивающих учащемуся успех в познании и освоении учебной информации.

Мотивационно-целевая функция заключается в том, чтобы все участники педагогического процесса четко выполняли работу в соответствии с поставленной им задачами, обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей в конкретной образовательной ситуации.

Планово-прогностическая функция направлена на разработку и реализацию конкретной программы, государственных образовательных стандартов.

Организационно-исполнительская функция организует деятельность педагога и обучаемого в группе, распределяет полномочия и закрепляет за ними функции их совместной деятельности.

Информационно-аналитическая функция позволяет анализировать результаты учебной деятельности, фактическое состояние дел и обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов, методов менеджмента учебной информации.

Вопрос № 16. Основные принципы управления.

С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы :

- принцип сотрудничества (переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям. Требования: считайтесь с человеком как с активным фактором, а не с пассивным элементом педагогической системы)

- принцип личного стимулирования (обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе);

- принцип консенсуса (перевод людей от конфронтации к сотрудничеству. Требования: в основе консенсуса должна лежать объективная оценка точек зрения членов коллектива);

- принцип уважения и доверия к человеку (основополагающий принцип управленца, мотивация педагогического коллектива. Требования: создавайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения; создавайте обстановку, в которой человек может проявить себя, раскрыть свои возможности);

- принцип социальной справедливости (такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими. Требования: стремитесь равномерно распределять не только учебную, но и общественную нагрузку; недопускание конфликтов в коллективе);

- принцип коллективного принятия решения (один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями. Требования: Коллективно принимаются решения играющие существенную роль в жизнедеятельности коллектива);

- принцип горизонтальных связей (обеспечивает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом. Требования: горизонтальные связи необходимо формировать целесообразно, имея программу на длительное время);

- принцип постоянного обновления (перевод коллектива из режима функционирования в режим развития. Требования: любые крупные изменения необходимо заранее готовить, создавая в коллективе определенный психологический настрой).

Вопрос № 17. Основные функции управления

Функции пед управления

1. Педагогический анализ (изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспитательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние)

2. Целеполагание (постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом общества.)

3. Планирование (Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы)

4.Контроль (наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой)

5. Регулирование (создает условия для обеспечения функционирования управляемых систем в установленных для данной системы параметрах, заданиях, планах, программах, регламентах.)

Вопрос № 18. Государственно-общественный характер управления образованием.

Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Выбор прав и свобод личностью делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.
Государственный характер системы образования означает прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации "Об образовании", принятом в 1992 г. В соответствии с законом сфера образования в Российской Федерации провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической, политический, международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение материальных, финансовых проблем системы образования. Организационной основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти - Федеральным Собранием РФ на определенный промежуток времени.

Государственно-общественное управление образованием развивается на основе принципов, предполагающих открытость и демократичность, взаимодействие и согласованность, участие и соуправление. Кроме того, можно выделить основные признаки государственно-общественного управления: совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами; процедура принятия решения государственным органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности; делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности.

Современная Россия – страна с рыночной экономикой, а, как известно, в рыночной экономике система образования включается в сферу социальных услуг. Конечно, государство заботится о воспитании и образовании своих граждан, поддерживает его законодательно и экономически, укрепляет и всемерно развивает, но образовательно-воспитательная система, как и любая другая, функционирует но рыночным законам. Школы, вузы больше не являются только государственными учреждениями, какими они были раньше. В рыночной экономике система образования производит и распространяет образовательные (воспитательные) услуги, которые предоставляются учебно-воспитательными заведениями всех форм собственности. Цель рыночной деятельности современных школ, их главная рыночная функция – удовлетворять разнообразные запросы потребителей. Это новое в нашей жизни явление нужно отчетливо себе представлять, приступая к рассмотрению вопросов педагогического менеджмента.

Основная цель любого производства, присутствующего на рынке со своей продукцией (товарами или услугами), – извлечение прибыли. Услуги, в том числе и педагогические, имеют вполне реальную и, кстати, очень высокую рыночную стоимость. Их оплачивают физические лица (потребители), корпоративные заказчики (фирмы, производства и т.д.), государство. Когда говорят о бесплатном образовании, то имеют в виду лишь тот факт, что конкретный гражданин не вынимает из кармана собственные деньги, расплачиваясь за предоставленную услугу: за него это делает государство. Чем богаче государство, чем больше оно заботиться о своем будущем, тем больше денег вкладывает в воспитание и образование своих граждан. Интеллект – главное богатство любой страны. Нефть, лес и руда, конечно, важны, но без силы ума они ничего не значат. Интеллектуальные общества в избытке способны иметь все необходимое даже при самых скудных природных запасах, как, например, Япония. Нищенствуют богатые природными ресурсами государства, растерявшие свою интеллектуальную элиту.

Как управляется образование в рыночной экономике? Каковы задачи, содержание, функции педагогического менеджмента? Разобраться в этих вопросах весьма непросто, ведь законы рыночного мира постигаются путем проб и ошибок.

Характерное для рыночного словаря понятие "менеджмент", которое в педагогике начали использовать совсем недавно, многозначно. Менеджмент (от англ, to manage – управлять) – это:

  • умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей;
  • функция, вид деятельности, содержание которой составляет руководство подчиненным в пределах организации;
  • область знаний, которая помогает осуществлять функцию управления;
  • способ, манера общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки.

В общем смысле под педагогическим менеджментом понимается процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Менеджмент – это управление (планирование, регулирование, контроль, руководство, организация) педагогическим производством. Это совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей. Педагогический менеджмент – "это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности" .

Этих определений вполне достаточно, чтобы сознательно подойти к анализу вопросов управления в образовательных и воспитательных системах, а в том, что они нуждаются в управлении, сомнений нет. Выше мы рассмотрели зависимость эффективности (продуктивности) дидактического и воспитательного процессов от качества управления и вышли на фиксацию закономерной связи: чем выше качество управления, тем выше продуктивность процесса. Следовательно, совершенствуя управление во всех областях и по всем направлениям педагогической системы, мы повышаем уровень ее функционирования и в конечном счете обеспечиваем прирост продуктивности.

Менеджмент в сфере услуг, в том числе педагогических, имеет ряд отличий от производственной сферы. Среди главных особенностей сферы услуг выделяют:

  • 1) высокий уровень взаимодействия с клиентами – персонал учебно-воспитательных заведений напрямую обслуживает своих потребителей;
  • 2) необходимость дифференциации и даже индивидуализации услуг – выполнение индивидуальных, микрогрупповых или групповых заказов;
  • 3) желание потребителей получать относительно небольшие объемы услуг;
  • 4) низкие барьеры поступления;
  • 5) определение мощности производства по пиковым опросам;
  • 6) зависимость функционирования от поведения потребителей;
  • 7) проблематичность (а часто и невозможность) создания запасов;
  • 8) сложность определения параметров качества;
  • 9) необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями;
  • 10) сложность определения эффективности работы персонала;
  • 11) наличие ряда местных регуляторов, существенно влияющих на ход и результаты учебно-воспитательного процесса.

Системный характер педагогического менеджмента обусловлен тем, что образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции. Педагогическую систему можно определить как упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов. Каждый элемент (компонент) педагогической системы представляет собой весьма сложное образование и также может рассматриваться как самостоятельная система. Таким образом, педагогическая действительность представляет собой множество иерархически связанных между собой по вертикали и горизонтали систем, которые могут быть выделены по разным критериям и направлениям. Ту часть системы, которую хотят исследовать досконально, выделяют и рассматривают как относительно самостоятельную, чтобы глубже разобраться в процессах, происходящих в ней.

Системной природе педагогических процессов соответствует системный характер педагогического управления. Каждой системе соответствует свой уровень менеджмента: чем больше система, тем выше уровень управления. По вертикали (подчинению), например, выделяют следующие системы и соответствующие им уровни управления:

  • государственная система образования и воспитания в целом – уровень государственного менеджмента;
  • региональные образовательно-воспитательные системы – уровень регионального менеджмента;
  • областные (районные) сети образовательно-воспитательных учреждений – областной, районный уровень менеджмента;
  • учебные заведения и соответствующий им уровень менеджмента;
  • подразделения учебно-воспитательных заведений и соответствующий им уровень менеджмента.

По горизонтали также можно выделить многие структурные части (направления), требующие квалифицированного управления, например:

  • учебные занятия;
  • самостоятельная (внеаудиторная) работа;
  • профессионализм преподавателя и т.д.

Отдельно выделим управление педагогическими проектами – относительно обособленными направлениями (частями) деятельности, которые выполняются с определенной целью. На уровне школы или вуза ими могут быть, например:

  • научные исследования преподавателей;
  • научные исследования студентов;
  • учебные занятия;
  • всевозможные воспитательные дела;
  • издательские проекты;
  • строительные проекты;
  • обмены студентами, преподавателями;
  • экзаменационные сессии;
  • проведение каникул;
  • развлекательные мероприятия и т.д.

Для управления подобными проектами сегодня все чаще назначаются специально подготовленные менеджеры, которые ведут проект от начала до конца. Должность проект-менеджера становится востребованной и в учебно-воспитательной сфере.

Известно два основных подхода к управлению педагогическими системами – системный (или научный ) и ситуационный (или ручной). При системном подходе учитывается вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, ориентированные на достижение цели в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, а наиболее эффективным признается метод, который максимально отвечает возникшей ситуации. Из этого следует, что в менеджменте присутствует значительная доля творчества, искусства руководителя.

В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. В педагогической системе такую роль выполняет коммуникационный компонент: даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения. В числе других постоянных компонентов педагогических систем выделим:

  • цели (смысл) функционирования системы. Главная цель, как известно, – формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях;
  • содержательное наполнение процессов и сопроцессов. Здесь сосредоточено все, что будет присутствовать в процессе для достижения целевой функции;
  • организацию (формы и методы) процесса. Этот компонент объединяет все, относящееся к функционированию системы (протеканию процессов);
  • побуждение (мотивацию) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов;
  • продукты (результаты) функционирования системы, и прежде всего контроль их количества и качества.

Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента заключается в том, чтобы связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта.

Содержание и функции менеджмента на уровне учебно- воспитательного заведения

От общих положений перейдем к конкретным примерам и попытаемся отчетливо представить себе содержание и функции менеджмента на уровне школы или вуза, работающих в рыночных условиях. На рынке они продают образовательные услуги. В этих учреждениях, так же как и везде, где предоставляются услуги, потребитель желает получить именно то, что ему необходимо. Например, в вузе он желает приобрести специальность, повысить свой образовательный уровень, приобщиться к ценностям культуры и т.д. Услуга должна быть предоставлена в установленные сроки, быть качественной и желательно недорогой. Функции менеджера, предоставляющего от своей фирмы (школы или вуза) услуги, состоит в том, чтобы:

  • 1) найти потребителей услуг (в большинстве стран рыночной ориентации нет закона об обязательном образовании);
  • 2) подобрать персонал необходимой квалификации, нанять специалистов, способных предоставить качественную услугу;
  • 3) свести в одном месте (в университете, школе, в аудитории, классе) потребителей услуг и исполнителей заказа;
  • 4) запустить процесс и обеспечить его всеми необходимыми средствами;
  • 5) стимулировать, контролировать и своевременно корректировать течение процесса, добиваясь нужного качества;
  • 6) получить прибыль, распределить ее на оплату труда и развитие производства.

Такова упрощенная модель функций менеджмента в рыночной системе образования (воспитания), функционирующей на уровне школы (вуза). Из нее нетрудно вывести главные задачи педагогического менеджмента:

  • постановка целей, задач;
  • планирование процесса;
  • ресурсное обеспечение процесса;
  • обеспечение высокой мотивации участников;
  • контроль и коррекция процесса;
  • анализ результатов.

Данный состав задач будет повторяться в каждом новом цикле, поскольку процессы воспитания и образования имеют циклический характер. На следующем цикле должны быть учтены и устранены недостатки, выявленные в предыдущем цикле. Если этого не сделать, качество педагогических услуг улучшаться не будет.

Показатели эффективности деятельности менеджера везде и всюду одинаковы: выполнение договорных обязательств, высокое качество продукта на уровне последних достижений научно- технического и социального прогресса.

  • Симонов В. П. Педагогический менеджмент. М., 1997. С. 3.