Функции службы вбирают все элементы управленческих действий: прогнозирование, планирование, организацию и координацию, мотивирование и контроль, а также информирование о состоянии социальной среды. Социальное прогнозирование и планирование предполагает глубокий и разносторонний анализ состояния социальной среды предприятия с учетом обстановки в отрасли, регионе, стран; диагностику и объяснение взаимосвязей элементов социальной ситуации в организации. В результате осуществления данной функции должны быть разработаны сценарии решения назревших социальных проблем. Для осуществления данного вида деятельности необходима достоверная информация о состоянии социальной среды в организации, следовательно, должен осуществляться постоянный мониторинг мнений и настроений в коллективе (социометрическая процедура) и привлекаться достоверные статистические данные о состоянии материальной базы, социально-бытовых и санитарно-гигиенических условий, техники безопасности в отдельных подразделениях и на предприятии в целом.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.
Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с привлечением профсоюзного комитета.
Социальное планирование выступает частью технико-экономического, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи – повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается качество работы и продукции и т.д. Качественная особенность социального планирования, обусловленная самим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о социальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, образовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация может быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы: ………………………………… - непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его общественных организаций, беседы с рабочими и руководителями; ………………………………………………………………
- изучение служебной документации и материалов общественных организаций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей;
- анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работников и их предложений по различным вопросам социальной жизни коллективов; структура анкет и метод обработки данных выбирается по рекомендациям социологических служб; …………………………………………………………………
- анализ и использование опыта планирования социального развития коллективов на других предприятиях, а также литературных данных; …………………………………………………………
- социальный эксперимент, цель которого - проверить возможности осуществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результате анализа собранной информации; ……………………………
- статистический анализ массовых данных. ……………………………………………………….
План социального развития коллективов предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам планируемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела: изменение социально-демографической структуры коллектива; повышение квалификации и образования кадров работающих; основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей. ………………………………………………………………………………………………………..
Разработка плана социального развития коллектива включает в себя четыре этапа.


На первом - подготовительном этапе принимается решение о разработке плана социального развития, формируются рабочие группы, заключаются договоры с организациями, привлекаемыми к разработке плана, уточняется структура плана, составляются календарные графики выполнения работ, определяются программа и методы проведения исследований исходя из конкретных производственных условий; разрабатываются формы рабочей документации, определяется содержание работ и распределяются функции между исполнителями (творческими бригадами), проводятся инструктаж и информирование коллектива.

На втором - аналитическом этапе определяется степень выполнения предыдущего плана социального развития, изучается социальная структура, условия труда, быта и отдыха, уровень заработной платы и др. собранные материалы сравниваются с нормативными данными, достижениями передового опыта науки и техники, что способствует научному обоснованию плана. Собирается первичная социальная информация, проводятся конкретные социологические исследования. Результаты работы данного этапа (выявленные общие тенденции, закономерности) оформляются аналитической запиской.

На третьем - разработочном этапе проектируются мероприятия, предложения и рекомендации, определяются показатели социального развития коллектива, которые должны быть конкретными и реально выполнимыми. Составляется первоначальный вариант (проект) плана по разделам, определяется экономическая и социальная эффективность предлагаемых мероприятий. Эти мероприятия согласовываются с функциональными службами и передаются в рабочую группу, которая формирует сводный проект плана. Последний согласовывается с главными специалистами предприятия и руководителем предприятия.

На четвертом - контрольном этапе разрабатывается система контроля за реализацией плана социального развития, которая включает сложившуюся на предприятии систему учета, контроля и отчетности.

В плане социального развития целесообразно выделить следующие разделы и направления работ:

Совершенствование социальной структуры коллектива. В этом разделе обращается особое внимание на сокращение доли или полную ликвидацию тяжелых и вредных для здоровья работ, на сокращение доли малоквалифицированного труда, на повышение образовательного и квалификационного уровней работников, на изменение (если в этом есть необходимость) половозрастной структуры коллектива. Отдельно рассматривается труд женщин, подростков, лиц пожилого возраста с указанием тех структурных изменений, которые целесообразно провести среди этих категорий трудящихся.

Социальные факторы развития производства и повышения его экономической эффективности. Здесь планируются мероприятия, связанные с техническим перевооружением производства, с внедрением новой техники и технологии. Среди таких мероприятий можно назвать проектирование прогрессивных форм организации и оплаты труда, снижение его монотонности. Насыщение производства высокопроизводительной техникой обостряет проблему высвобождения работников и обеспечения занятости персонала предприятия. Целесообразно использовать различные формы занятости: неполный рабочий день, режимы гибкого рабочего времени, надомный труд для женщин и пенсионеров и др. Важно, чтобы в плане нашли отражение вопросы преодоления инфляции, повышения работникам реальной заработной платы. В условиях роста технической вооруженности предприятия следует всячески поддерживать обучение без отрыва от производства. Необходимо предусмотреть также меры по стимулированию рационализации и изобретательства.

Улучшение условий труда и быта работников. В плане нужно особо выделить участки и подразделения с неблагоприятными условиями труда, для которых необходимо предусмотреть меры по оздоровлению производственной среды, по замене оборудования, являющегося источником повышения вредности и опасности, или по надежной изоляции такого оборудования. Предусматриваются также мероприятия по соблюдению санитарно-технических норм, стандартов безопасности труда, по организации на предприятии хорошо оборудованных бытовок, пунктов приема пищи, стирки спецодежды, ремонта обуви, по доставке рабочим через столы заказов продуктов и промышленных товаров и др. Особо выделяются вопросы обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, местами отдыха и др.

Воспитание дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы. Мероприятия этого раздела плана разрабатываются на основе анализа ценностных ориентаций работников и должны быть направлены на стимулирование высокой трудовой и производственной дисциплины, на развитие различных форм вовлечения трудящихся в дело совершенствования производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом. …….
Источники финансирования мероприятий плана социального развития разнообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от характера мероприятий они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов банка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт.

План:

    Принципы планирования.

    Стратегический маркетинг как инструмент планирования.

    Формирование рыночной стратегии предприятия.

    Нормирование ресурсов.

4.1. Принципы планирования

В функциональной подсистеме системы производственного менеджмента планирование является вторым, после маркетинга, компонентом.

На основе нормативов конкурентоспособности товаров фирмы, стратегий ее технического, организационного и социального развития, спрогнозированных по результатам исследования рынка и его сегментации, разрабатываются стратегия фирмы и отдельные ее компоненты. Подробно методика разработки стратегии фирмы излагается в курсе "Стратегический менеджмент" /32/.

В "Производственном менеджменте" подробно изучается структура и порядок разработки бизнес-плана как конкретизация стратегии фирмы. Таким образом, качество бизнес-плана определяется качеством стратегии фирмы. В свою очередь качество и стратегии фирмы и бизнес-плана определяются глубиной и количеством примененных при планировании научных подходов (см. п. 1.2.) и принципов планирования.

К принципам планирования считаем целесообразным отнести следующие:

    преемственность стратегического и текущего (тактического) планов;

    социальная ориентация плана;

    ранжирование объектов планирования по их важности;

    адекватность плановых показателей;

    согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;

    вариантность плана;

    сбалансированность плана (при условии обеспечения по важнейшим показателям резерва);

    экономическая обоснованность плана;

    автоматизация системы планирования;

    обеспечение обратной связи системы планирования.

Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов планирования.

Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы. Количество плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии фирмы. Чем меньше горизонт планирования, тем, в соответствии с пирамидой показателей, больше количество плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии фирмы, они могут быть только более жесткими и выгодными фирме в текущий момент.

Социальная ориентация плана предусматривает решение наряду с техническими и экономическими проблемами проблем обеспечения соответствия международным требованиям показателей экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития коллектива.

Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы. При разном уровне конкурентоспособности товаров приоритеты распределения ресурсов определяются по методике, изложенной в курсе "Стратегический менеджмент".

Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением при прогнозировании альтернативных плановых показателей количества учтенных факторов, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды (см. п. 1.8) и исследованием влияния этих факторов на плановые показатели.

Вариантность плана обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям следует обеспечить резерв.

Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов. Подробно этот принцип планирования рассматривается в курсе "Разработка управленческого решения".

Автоматизация системы планирования - один из принципов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу информации лицу, принимающему решение.

Принцип планирования - обеспечение обратной связи системы планирования - предполагает возможность лица - потребителя планов ("выход" системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) планов их разработку.

Выполнить рассмотренные принципы планирования очень трудно, это могут позволить себе только крупные фирмы, имеющие квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому количество выполняемых принципов планирования определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и выполняемых услуг, положением и устойчивостью фирмы. Отметим, что в условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие: сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода упреждения прогнозов), повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.

Каждое государство, заботясь о перспективах своего населения, постоянно планирует и реализует всевозможные программы социального развития. Важным в этом процессе является то, чтобы средства и методы, используемые в социальном развитии общества, соответствовали его нуждам и потребностям.

В связи с этим возникает необходимость научной обоснованности, системе критериев социальных потребностей в государстве или определенном регионе. Все социальные преобразования должны проходить проверку на эффективность и целесообразность. Обеспечить такую обоснованность может социальное планирование.

Социальное планирование - форма регулирования социальных процессов в обществе, связанных с жизнедеятельностью населения. Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов экономического и социального развития, повышение социально-экономической эффективности.

Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:

  • - социальную дифференциацию, социальную структуру;
  • - качество и уровень жизни населения, в т. ч., уровень реальных доходов в целом и по социальным группам;
  • - качество и уровень потребления;
  • - обеспеченность жильем, его комфортность;
  • - обеспеченность населения важнейшими видами благ и услуг;
  • - развитие образования, здравоохранения, культуры;
  • - определение объема данных услуг, предоставляемых населению на платной и бесплатной основе, и др.

Социальное планирование, начиная с середины 50-х гг. XX в., являлось важнейшим элементам индикативного планирования в странах с развитой рыночной экономикой, а с конца 70-х начала 80-х гг., в связи с переходом этих стран от индикативного планирования к программно-целевым методам регулирования социальное планирование стало важнейшей составной частью стратегических общегосударственных программ.

Примером может служить пятилетний план развития Франции, пятилетний план развития Японии, которые по существу являются общей концепцией социально-экономического развития страны.

Большой опыт социального планирования был накоплен в СССР, однако планирование носило в тех условиях директивный характер.

Социальное планирование имеет многоуровневый характер: общегосударственный, региональный, уровень предприятия (фирмы).

Социальное планирование сосредоточенно на техническом процессе решения социальных проблем.

Основу этой модели, которая опирается на программное развитие, представляет рациональный, тщательно спланированный и контролируемый процесс изменений, предназначенный для обеспечения услугами членов общества или определенного территориального органа.

Так как планирование является и наукой, и деятельностью, то метод нужно понимать не только как способ осуществления, но и как способ разработки программ или задач.

Общие методы планирования характеризуются тем, на какие объективные законы развития общества опираются возможные способы реализации целей, на что они направлены и в каких организационных формах воплощаются.

Долгое время ведущим методом планирования являлся балансовый, который возник как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов. В настоящее время на первый план выходят методы, связанные с существованием рыночных отношений, когда особенно важно видеть социальные последствия принимаемых решений, уметь согласовывать интересы всех участников преобразований, предоставив им благоприятные условия для проявления творческой активности.

Научность социального планирования во многом зависит от использования нормативного метода. Его требования служат основой для составления показателей социального развития на различных уровнях социальной организации общества. Именно нормативы позволяют осуществить расчеты и обосновать реальность плановых заданий, определить ориентиры для развития многих общественных процессов.

Аналитический метод соединяет в себе анализ и обобщение. Его сущность сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс расчленяется на составные части и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

Все большее значение приобретает метод вариантов, суть которого заключается в определении нескольких возможных путей решения социальных задач при наличии возможно более полной и достоверной информации. Его разновидностью является метод вариантных приближений: вначале на базе имеющихся исходных данных определяется возможный путь в порядке первого приближения, а затем производятся последовательные уточнения. Применение этого метода связано с поиском оптимального варианта решений той или иной социальной задачи, с правильным выбором приоритетов.

Комплексный метод представляет собой разработку программы с учетом всех главных факторов: материальных, финансовых и трудовых ресурсов, исполнителей, сроков.

Его применение предполагает соблюдение следующих требований: определение темпов и пропорций развития социального процесса, его статистической и динамической модели и выработка основных показателей плана.

В социальном планировании все шире стал применяться проблемно-целевой метод, который обычно связан с решением ключевых неотложных задач общественного развития вне зависимости от ведомственной их принадлежности.

Широкое признание получил социальный эксперимент, в ходе которого уточняется механизм действия объективных законов и особенности их проявления на базе одного или нескольких социальных институтов. Полученные выводы помогают скорректировать ход развития планируемого процесса, проверить на практике прогнозируемые положения и выводы.

Важное место в социальном планировании занимают экономико-математические методы. Такое название в известной форме условно. В действительности речь идет о количественном анализе при использовании уже перечисленных выше методов планирования. Математические методы не отменяют социальный анализ, а опираются на него и в свою очередь влияют на дальнейшее его совершенствование.

В настоящее время количественный анализ опирается на такие методы, как линейное программирование, моделирование, многофакторный анализ, теория игр и т. д.

Но всем этим формально-логическим количественным процедурам отводится роль специфического инструмента, необходимого для решения различных задач.

В теории и методологии планирования важно уметь применять количественные характеристики. Ведь формальная логика (и математика соответственно) - средство получения новых знаний.

Но практическая реализация этих знаний требует не только истинности в математическом значении, но и правильной интерпретации результатов. Только на основе комплексного использования этих методов планирования с помощью количественного анализа возможна выработка оптимального решения. Количественный анализ всегда необходимо сопоставлять со здравым смыслом, чтобы не было абсолютизации количественных характеристик. Таким образом, количественный анализ и экономико-математический инструментарий играют важную, но не самодовлеющую роль в планировании. Они нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, в постоянном соотнесении их результатов с социальными целями общества.

Как нам известно, сущность государства проявляется в его функциях, которые являются основными направлениями деятельности государства. Функции органов власти делятся на внутренние (хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирование меры производства и потребление, охрана всех форм собственности, правопорядка, природы и окружающей среды, борьба с преступностью, защита прав и свобод граждан и др.) и внешние (борьба за мир и мирное сосуществование, содружество с другими странами, защита родины, суверенитета и независимости государства, участие государства в гуманитарных международных, культурных связях и др.). Социальное планирование можно отнести к разряду внутренних функций, так как оно одновременно способствует реализации прав и свобод граждан, а также формирует хозяйственно-организаторскую систему на всех уровнях.

Социальное планирование имеет свои объекты и субъекты.

Субъектом социального проектирования (т. е., тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Главным субъектом социального управления является государство. Таким образом, социальное планирование - это одна из управленческих функций государства.

Объектом социального проектирования (т. е., где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

  • 1. человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • 2. различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
  • 3. разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

В широком смысле объектами и субъектами социального планирования выступает вся совокупность людей социума, которая не является однородной массой. Еще одним важным доказательством того, что социальное планирования является значимой функцией органов власти, то, что ему присуща комплексность, которая достигается только на уровне действия структур власти. Это потребует объединения усилий как специалистов субъектов управления, так и представителей науки (от социологов и экономистов, правоведов, политологов и др.). Скоординировать действия всех субъектов социального планирования может государство в лице законодательных и исполнительных органов власти.

Первый уровень планирования — это планирование социального развития трудовых коллективов. К середине 80-х гг. в стране насчитывалось примерно 100 методик по составлению таких планов. При всем их многообразии основные требования, определяющие логику и структуру плана, были связаны с ведущей целевой установкой — побуждением человека к творческой работе, обеспечением максимума благоприятных условий для его трудовой жизни.

Накопленный опыт свидетельствует, что на этом уровне наиболее действенными оказались планы, которые базировались на следующих принципах .

Первый из них может быть выражен следующей формулой: что и в какой степени работник способен сделать для успешного развития производства и как он сам будет изменяться под влиянием научно-технического и социального прогресса.

Второй заключается в том, что действенность плановсоциального развития зависит от условий, которые может создать коллектив для человека, конкретные преимущества, которые он может получить в процессераспределения материальных и духовных благ. Суть проблемы — в обеспечении единства усилий, предпринимаемых государством по повышению уровня жизни работников, и возможностей, которыми располагает конкретное производство или регион. Важнейшим аспектом реализации этого принципа являетсясовершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилениюзаинтересованности людей в конечных результатах труда.

Третий принцип заключается в том,чтобы процессы взаимодействия человека с производственной организацией,городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не протекали стихийно, а направлялись его осознанной деятельностью, его участием в управлении делами общества.

На региональном уровне социальное планирование представляет собой особую форму целенаправленного регулирования социальных процессов на уровне республики, области (края), экономического района и других административных единиц. Для решения задач эффективного функционирования всего общественного организма огромное значение приобретает выравнивание уровней социального развития в территориальном разрезе и особенно регулирование миграционных потоков, рациональное использование трудовых ресурсов, развитие национальных отношений, распределение и потребление культурных ценностей.


Как показал опыт, главной целевой установкой для регионального социального планирования является создание благоприятных условий для трудовой и повседневной жизни.

При анализе особенностей планирования по экономическим районам необходимо иметь в виду, что каждый из социальных процессов — развитие наций, повышение уровня жизни народов, миграция населения, совершенствование системы образования — требует нахождения того, что характеризует его сущность и специфику в данном регионе. Кроме того, при изучении социального процесса уточняется, что отличает его от аналогичных процессов в других районах страны. Одним из основных условий становится оптимальное сочетание отраслевого и регионального планирования в интересах эффективного функционирования общества.

Особенностью регионального планирования по экономическим районам является также соблюдение принципа системности , определяемого совокупностью показателей. Кроме того, проблемы, стоящие перед республикой или областью, не всегда по своей актуальности совпадают с общегосударственными.

Условия и содержание труда, профессионально-квалификационная подготовка работников, престижность сфер приложения труда, структура рабочего и свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей — эти общие и специфические социальные процессы являются объектами социального планирования еще одного уровня — уровня отдельных сфер общественной жизни, связанного с профессиональным разделением труда. Плановое их развитие, будь-то шахтерский или учительский труд — это залог обеспечения рационального взаимодействия человека и общества.

Главной производительной силой предприятия является человек, персонал. Своим трудом работник создает материальные и духовные ценности. Чем выше человеческий капитал и потенциал его развития, тем лучше он работает на благо своего предприятия. Работники предприятия, тесно связанные между собой в процессе трудовой деятельности, не только создают новый продукт, выполняют работы и оказывают услуги, но и формируют новые социально-трудовые отноше­ния. В деловых рыночных отношениях социально-трудовая сфера становится ос­новой жизнедеятельности как отдельных работников, так и отдельных профес­сиональных групп, целых производственных коллективов. Сочетание личных и производственных мотивов деятельности работников является одной из важней­ших задач как социального планирования, так и в целом всего производственного менеджмента.

Социально-трудовые отношения — это комплекс отношений между наемны­ми работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и обще­ства в целом достигаемый на основе социального партнерства.

Социальное партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работни­ков, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов. Социальное партнерство предполага­ет:

  • согласование между партнерами распределения доходов, так и соци­ально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений
  • переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулиро­вания возникающих между сторонами противоречий и разногласий
  • наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социаль­ных партнеров на различных уровнях
  • участие наемных работников в управлении предприятиями
  • снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон

Социальные процессы на предприятии должны управляться, эти целям служит социальное планирование или планирование социального развития тру­довых коллективов. Социальному планированию на предприятии должно предше­ствовать комплексное социологическое исследование трудового коллектива, це­лью которого может быть изучение социальной структуры работников, выявление ее слабых звеньев и направлений совершенствования. Изучению подлежат во­просы отношения людей к труду, факторы привлекательности и непривлекатель­ности труда на предприятии в целом и в каждом его подразделении.

Особое внимание необходимо уделять:

  • изучению степени содержательности труда
  • его условий и уровня оплаты
  • текучести кадров
  • дисциплины труда
  • ценностных ориентаций в коллективе

Планирование социального развития коллектива предприятия выступает как метод управления социальными процессами в жизни коллектива.

Основной задачей плана социального развития коллектива является разра­ботка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и каче­ства условий трудовой деятельности.

Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с при­влечением профсоюзного комитета.

Социальное планирование выступает частью общего планирования на предприятии, так как в ходе составления плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи — повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается ка­чество работы и продукции и т.д.

Качественная особенность социального планирования, обусловленная са­мим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о со­циальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, обра­зовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе. Такая информация мо­жет быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные ме­тоды:

  • непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его об­щественных организаций, беседы с рабочими и руководителями
  • изучение служебной документации и материалов общественных органи­заций, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей
  • анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работ­ников и их предложений по различным вопросам социальной жизни кол­лективов
  • структура анкет и метод обработки данных выбирается по ре­комендациям социологических служб
  • анализ и использование опыта планирования социального развития кол­лективов на других предприятиях, а также литературных данных
  • социальный эксперимент, цель которого - проверить возможности осу­ществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результа­те анализа собранной информации
  • статистический анализ массовых данных

План социального развития коллективов предприятий, как правило, состав­ляется в виде перспективного на пятилетку с разбивкой заданий по годам плани­руемого периода. Типовая структура плана социального развития коллектива предприятия включает четыре раздела:

  • изменение социально-демографической структуры коллектива; повыше­ние квалификации и образования кадров работающих
  • основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укрепле­нию здоровья работников
  • улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий рабо­тающих и членов их семей

В целях обеспечения выполнения заданий по всем пунктам плана устанав­ливаются конкретные задания, сроки и лица, ответственные за выполнение; вы­деляются необходимые средства; коллектив мобилизуется на выполнение запла­нированных мероприятий и работ; вводится контроль за реализацией заданий плана. Мероприятия этого плана включаются в оперативно-календарные планы соответствующих производственных подразделений и отделов, которые несут от­ветственность за их выполнение наравне с планами производства.

Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом.

Источники финансирования мероприятий плана социального развития раз­нообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от характера ме­роприятий они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов бан­ка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт.

Параллельно с планом социального развития коллектива многими предпри­ятиями разрабатываются так называемые социальные паспорта. Этот опыт целе­сообразно использовать и в ИГиТ. Социальный паспорт предприятия представля­ет собой совокупность показателей, отражающих состояние и перспективу соци­ального развития. В нем характеризуются:

  • социальная структура коллектива предприятия
  • его функции
  • условия труда
  • обеспеченность работников жильем, детскими дошкольными учрежде­ниями, подразделениями социальной инфраструктуры на самом пред­приятии

В паспорте отражаются внутриколлективные отношения, социальная актив­ность работников и другие вопросы. Данные из социального паспорта использу­ются при разработке плана социального развития.

В дополнение к планам социального развития могут разрабатываться спе­циализированные социальные программы, такие, например, как «Здоровье», «Женский труд», «Молодежь», «Жилье», «Условия труда» и др.

Планирование социального развития трудовых коллективов обеспечивает рост социальной эффективности, которая, наряду с экономической эффективно­стью, является важнейшей предпосылкой и условием благополучия предприятия и его работников.