Благодаря привлекательному внешнему виду витрины покупатели обращают внимание на ассортимент продукции и заходят внутрь с желанием что-то приобрести.

А поскольку ювелирные изделия не относятся к предметам первой необходимости, то здесь идет очень ожесточённая борьба за клиентов. Часто покупка украшений происходит именно по принципу «Нравится, хочу зайти внутрь». В итоге именно красивая обертка (витрина) позволяет увеличить прибыль магазина.

В попытке сэкономить и доверить украшение витрины продавцу вместо опытного мерчендайзера можно добиться прямо противоположной цели. Но давайте ближе к делу.

Основные критерии

Оформление витрин ювелирного магазина следует выполнять по правилу – не перегружать ее изделиями! Если разместить небольшое количество колец и сережек, каждое из них будет восприниматься как нечто уникальное.

Такой инсталляции уделяют больше внимания, чисто психологически кажется, что предмет, который выставлен в гордом одиночестве, более ценный.

Заграницей ассортимент витрины ювелирных салонов меняется еженедельно. По сути это делается даже не для того, чтобы полностью заменить ассортимент товара, а, чтобы привлечь внимание к самому факту обновления.

Чтобы витрина привлекала и продавала, оформляя ее следует придерживаться ряда правил. Правильная витрина отличается:

  1. идеальной цветовой гаммой;
  2. продуманным освещением, которое актуально в любое время суток;
  3. выкладкой ювелирных украшений по всем правилам композиции.

Теперь более подробно о правилах композиции, инсталляций бывает всего три типа:

  • «3-5-8» – на витрине располагают большие украшения, средние и небольшие предметы сразу;
  • лестница – все предметы располагают на разной высоте;
  • ряд – украшения расположены по прямой линии.

При этом наиболее дорогие и ценные украшения располагаются в центре, немного ниже уровня глаз могут находиться второстепенные объекты. Между ними достаточно свободного пространства, экономить место не стоит!

Закрытый тип витрины

В дорогих ювелирных салонах обычно используется закрытый тип витрин, чтобы посетители внутри были защищены от любопытных глаз. В таком случае важно уделить достаточно внимание заднику витрины, который оббивается бархатом подходящей цветовой гаммы. Дополнительно устанавливаются точечные светильники.


Единство стиля – вот чего нужно добиваться при выкладке товара. Если разложены классические серьги и украшения, то и дизайн витрины должен соответствовать стилю – строгий декор и никаких ярких вывесок.

В психологии считается, что обилие цветов вызывает у человека подсознательную тревогу. Так что в подборе цветовой гаммы витрины ювелирного нужно пользоваться принципом 80/20 – т.е. 80% изделий подчиняются одному цвету, а оставшиеся 20% следует подбирать по принципу контраста, что вместе будет смотреться очень гармонично.

Полезный материал :

Особенно хорошо драгоценности выглядят в обрамлении декора из натуральных камней, цветов и т.д. Но не злоупотребляйте, обилие декора отвлекает внимание от самих украшений. Каждое изделие должно смотреться привлекательно, на нем должны быть видны все переливы и блеск драгоценных металлов.

Выигрышно смотреться ювелирным изделиям поможет подсветка: мягкая, идентичная дневному свету, которая не слепит клиентов.Яркий свет от ламп не поможет продавать, наоборот – это неудачное решение.

Никакой прямой направленности на сами украшения, драгоценные камни могут начать выгорать под таким светом! Светильники устанавливают таким образом, чтобы свет падал сверху и чуть сбоку, а тени от изделий ложились назад.


Ознакомьтесь с предложениями банков

Карта с кэшбэком в Росбанке Оформить карту

Подробнее о карте

  • Кэшбэк до 7% - на выбранные категории;
  • Кэшбэк 1% - на все покупки;
  • Бонусы, скидки на товары и услуги от VISA;;
  • Интернет-банкинг – бесплатно;
  • Мобильный банк – бесплатно;
  • До 4 разных валют на 1 карте.
Карта от ПромсвязьБанка Оформить карту

Подробнее о карте

  • До 5% кэшбэка;
  • Снятие наличных без комиссии в банкоматах партнерах;
  • Интернет-банкинг – бесплатно;
  • Мобильный банк – бесплатно.
Карта от Хоум Кредит Банка Оформить карту

Подробнее о карте

  • До 10% кэшбэк у партнеров;
  • До 7% годовых на остаток по счету;
  • Снятие средств в банкоматах без комиссии (до 5 раз в месяц);
  • Технология Apple Pay,Google Pay и Samsung Pay;
  • Бесплатный интернет-банкинг;
  • Бесплатный мобильный банк.

Подробнее о карте

  • Кэшбэк до 10% от заправок на АЗС
  • Кэшбэк до 5% от счетов в кафе и ресторанах
  • Кэшбэк до 1% от всех остальных покупок
  • До 6% годовых на остаток
  • Обслуживание карты - бесплатно;
  • Бесплатный интернет-банкинг;
  • Бесплатный мобильный банк.
Карта от Тинькофф банка

Важно при этом придерживаться некоторых принципов выкладки ювелирного товара.

1. Принцип соответствия типа выкладки формату магазина и стоимости изделий
Чем ближе формат магазина к масс-маркету, тем больший процент общей площади демонстрации будет занимать массовая выкладка: 80% планшетной выкладки товаров массового производства и 20% композиционной — в отделах дорогостоящих товаров с драгоценными камнями. Такое соотношение рекомендуется для магазинов массовых продаж. И наоборот, 80% композиционной выкладки и 20% планшетной (обручальные кольца, цепи, браслеты) характеризуют экспозицию салона класса люкс, предлагающего изделия высокой ценности. В брендовых салонах и дизайнерских бутиках встречается 100% композиционной выкладки, так как каждое изделие по-своему является уникальным и требует особой подачи.

Принцип прост: чем более дорогостоящие, неповторимые, эксклюзивные изделия вы демонстрируете, тем эффективнее будет применение композиционной выкладки. И наоборот, наличие планшетной выкладки визуально подает сигнал покупателю, что магазин предлагает товары по доступным ценам.


Какова же роль такого жесткого следования закону соответствия формату? Покупателю с первого взгляда ясно, что за магазин перед ним. Таким образом формируется поток целевых покупателей. Кроме того, при применении этого закона покупатель легко ориентируется, в каком месте торгового зала находятся дешевые товары массового спроса, а где представлены дорогие эксклюзивные изделия.


2. Пространство любой витрины читается покупателем слева направо (в арабских странах, наоборот, справа налево — будьте внимательны, анализируя выкладку в экзотических странах!)
В «горячих» зонах — центре и правом верхнем углу — следует выставлять особо продвигаемые группы товаров. В самую «холодную» зону витрины — левый нижний угол — необходимо ставить товары приоритетного спроса, изделия, привлекающие внимание своим дизайном, крупные по размеру товары, информационные таблички.


Рис. 1. Расположение в «горячей» зоне особо продвигаемых товаров (товарных остатков в качестве «солиста». Остальное пространство занято планшетной выкладкой


Рис. 2. Расположение «солиста» в «прохладной» зоне, в «горячей» зоне — планшет с особо продвигаемой группой товаров. Остальное пространство — планшетная выкладка

3. Закон деления экспозиционных площадей

Каждая товарная группа в витрине должна иметь четко очерченные границы, окруженные свободным пространством (пустотой).

Избыточное количество товара в торговой витрине не дает возможности выделить свободное пространство для демонстрации товарных групп выразительно и раздельно, а желание показать все сразу уничтожает ясность выкладки. Важно соблюдать баланс экспозиции и пустоты, помня о том, что переполненные витрины — это самое неприятное зрелище, которое мы можем представить покупателю. Взгляд просто теряется в визуальном хаосе! Пустота — вот инструмент, при помощи которого мы можем успокоить и сконцентрировать взгляд покупателя. Обратите внимание, что этим очень активно пользуются салоны высокой ювелирной моды: чем дороже изделие, тем больший процент пустоты оставляют вокруг него. И мы видим витрины, в которых представлено лишь несколько, а то и одно уникальное изделие, которое чувствует себя на витрине, как королева на троне!


4. Самая эффективная выкладка — проста
Простые решения воспринимаются человеческим подсознанием как самые верные. Помните фразу «Все гениальное просто»? Это правило работает и при создании выкладки.
Выкладка должна быть ясной, простой, с четко выявленным центральным смысловым элементом, чтобы зрителю было понятно, какое изделие здесь является главным. Важно, чтобы продавец мог легко попасть в глубину витрины, а покупатель ясно видел все уголки витрины. Изделия не должны перекрывать друг друга, важно соблюдать принцип читаемости каждого украшения.

5. Чем дороже изделие, тем выше его ставят в своей товарной группе
Самые дорогие изделия ставят, как уже говорилось раньше, в смысловой центр витрины, выше других изделий, для этого используют дополнительные подставки и подиумы, иногда даже контрастного цвета. В вертикальных витринах и нишах дорогие изделия ставят на уровне глаз. Именно они формируют образ магазина, так как находятся в зонах наиболее активного восприятия.

6. Все ювелирные изделия экспонируются на демонстрационном оборудовании
Смысл использования демонстрационного оборудования заключается в том, чтобы максимально выигрышно показать все изюминки драгоценности. Приподнимая изделие на оборудование, мы подчеркиваем его ценность, придаем ему особенное значение. Именно поэтому выкладка ювелирных изделий на дне прилавка или полки абсолютно недопустима!

Место информационных табличек — левый нижний угол витрины или зоны витрины.
Декоративное наполнение витрины не должно быть слишком сложным, достаточно одного, максимум двух декоративных элементов для выполнения функции импульсного привлечения внимания.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС-ЦЕНТР «6 КАРАТ»
ПРЕДСТАВЛЯЕТ
«СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ВЫКЛАДКИ ЮВЕЛИРНЫХ УКРАШЕНИЙ»


1. Основные принципы и преимущества качественной выкладки ювелирного товара.

2. Виды выкладки и принципы работы с ней:

— композиционная; — планшетная; — смешанная.

3. Базовые основы выкладки. Проектирование выкладки — алгоритм работы.

Выкладка — это разработанный индивидуально для каждого магази-на способ показа товара на специальном демонстрационном обору-довании с целью привлечь внимание покупателей к изделию и далее продать его. Хорошая выкладка производит мгновенное впечатление и устанавливает глубокий гипнотический контакт покупателя с това-ром! Результаты заметны практически сразу, покупатели хорошо видят товар, им удобно ориентироваться в ассортименте и они реагируют на сигналы, которые заложены к выкладке.

1. Витрины, полки шкафов, где выставлены ювелирные изделия, следует протирать каждое утро, перед тем, как выставить товар;

2. Планшеты следует периодически очищать от загрязнений с помощью спиртосодержащих моющих средств; также каждый раз, когда с планшета снимается ценник (если он был наклеен на нем), планшет также следует очистить от тех следов, которые он может оставить;

3. Изделия также имеют свойство загрязняться, поэтому загрязненные изделия должны быть периодически, чиститься с помощью специальных чистящих средств, для серебра и золота (позолоченные изделия из серебра чистить в таких растворах нежелательно, их лучше очистить с помощью фланелевой тряпочки);

4. В отделах товар должен быть представлен по товар-ным категориям. Товарная категория — это совокупность товаров, ко-торые имеют общее назначение, например категория «цепи», «кольца», «комплекты серьги+кольца», «обручальные кольца» и т. д. Некоторые товарные ка-тегории хорошо дополняют друг друга и могут быть представлены не-далеко друг от друга, например цепи и браслеты или цепи и подвески;

5. Среди огромного количества разрозненных изделий, оказывает-ся, можно найти объединяющие моменты и сгруппировать изделия, тем самым прекратить хаос в витринах и порадовать глаз покупа-теля стройной и логичной подачей товара. Т.е. в магазине необходимо сортировать алмазку, изделия с цирконами, цветными камнями (например: серьги сортируем алмазку, цирконы, сваровски, конго, детские, продевки, висячие…). На планшете, представляющем подвески в виде крестов, знаков зодиаков, иконок, должны быть представлены подвески только этих категорий, фантазийные подвески необходимо выставлять в отдельный планшет;

6. На уровне витрины выбираем главную товарную группу или из-делие, которое становится центральным элементом витрины, так на-зываемым «солистом». «Солисты» визуально представлены наиболее выгодно и имеют приоритет для продажи. Центральная группа может быть составлена из самых дорогих товаров, сформированных в гарни-тур по дизайну и назначению (например, колье и группа колец и серег-партнеров). Также «солист» может быть представлен из товарных остат-ков, которые требуется срочно продать;


7. Индивидуальные подставки использовать для выкладки изделий со вставками из драгоценных, полудрагоценных камней, комплектов, или для выставки других изделий с целью привлечения внимания покупателя.

8. Формат магазина близок к масс-маркету, поэтому больший процент об-щей площади демонстрации будет занимать массовая выкладка. 80 % планшетной выкладки товаров массового производства и 20 % — ком-позиционной — в отделах дорогостоящих товаров с драгоценными камнями.

- необходимо организовать правильную композиционную выкладку.

Требования к композиции:

Целостность по форме и цвету:

Наличие доминанты — композиционного центра. Полезное пра-вило построения композиции — работать от центра, главной группы или «солиста»;

Уравновешенность.

Для аккуратности и упорядоченности использовать симметричную выкладку, можно комбинировать с рядной композицией. Индивидуальные подставки с изделиями со вставками из полудрагоценных камней, имеющие меньший размер, выставить на передний план, а подставки с большим размером на задний план, а также сгруппировать их по комплектам;

9.

10. Изделия выставлять аккуратно, симметрично друг к другу;

11. Все бирки изделий должны быть аккуратно заправлены;

12. Все изделия должны быть выставлены на планшетах, или если они отсутствуют, то возможно выставить изделия в футляры (они должны быть одного цвета, серебро лучше смотрится в синих футлярах);

13. В случае если на планшетах типа-полоски выставленные кольца занимают не весь планшет, рекомендуется выставлять кольца в шахматном порядке, или объединить их в один планшет.

На одной полоске должно быть выставлено три кольца, максимум четыре:

14. Цепи, имеющие большую длину следует располагать так, чтобы они не закрывали ценники с ценой изделий;

15. Кольца выкладывать по размерам. Группировать изделия по типу (масса изделия, содержание и тип вставок, либо отсутствие их), например: пусть сначала на планшете будут располагаться изделия одного размера без вставок, затем изделия со вставками из циркона и фианита, и дальше изделия со вставками из цветных камней и т.д;

16. Выкладка обручальных колец осуществляется по артикулу, она должна иметь следующий вид: кольца выставляются по размерам (в порядке возрастания);

17. При выкладке цепей рекомендуется формировать отдельные план-шеты по длине изделий. Особенно хочу заострить ваше внимание на том, что внутри планшета можно выделять товарные группы по типу плете-ния; внутри товарных групп цепи выкладываются слева направо, начи-ная с более тонких моделей с постепенным переходом к более крупным;

18. Выкладка цепей и браслетов осуществляется следующим образом: браслеты крепятся на планшет за один крючок, а цепь на 2а крючка; нельзя вешать цепи и браслеты за замки, т.к. это ведет к их поломке.

Внизу, в левом углу клеится ценник, содержащий информацию о размере изделия, ниже клеятся ценники с перечеркнутой ценой и ценник с реальной ценой товара, все ценники должны быть наклеены на одном уровне ;

19. Цену со скидкой зачеркивать в одном направлении:

20. Пространство планшета читается покупателем слева направо. Самая легко читаемая «горячая» зона - центр и правый верхний угол планшета. Самая «холодная» зона - левый нижний угол, поэтому туда нужно ставить изделия нестандартного дизайна, крупного размера, или информационные таблички о размере и весе изделия. Таблички с указанием «585» и скидкой, на полке следует также размещать в левом нижнем углу;

21. Недопустимо остав-лять пробелы или заполнять пустоты товарами из других товарных групп и категорий. Пустые ячейки в планшетах закрывать изделиями (не обязательно выставлять весь ассортимент товара, можно закрыть образовавшиеся пустоты в планшете товаром, имеющимся в запасах); При экстремально малом количестве товара использовать композиционную выкладку;

22. Штампованные браслеты выставлять на витрине отдельно от остальных;

23. Для того, чтобы задействовать верхние полки шкафов, на них можно выставить некоторые планшеты с цепями, грудки с колье, крупные серьги (серьги-конго, серьги с жемчугом) и т.д.;

24. Комплекты рекомендуется выделять из общей массы путем выставки их в отдельный планшет или на индивидуальные подставки (в случае нехватки индивидуальных подставок, комплекты выставлять в футлярах, они должны быть одного цвета);

25. Индивидуальные подставки, имеющие меньший размер, выставлять на передний план, а подставки с большим размером на задний план;

26. Можно сформировать отдельную полку в шкафу, на которой будет выставлен мужской ассортимент товаров из серебра или золота;

27. Не допускать, чтобы элементы декора перекрывали вид на ювелирные изделия; Декоративное наполнение витрины не должно быть слишком сложным, достаточно одного, максимум двух декоративных элементов для выполнения функции импульсного привлечения внимания;

28. Чем ниже полка, на которой стоит планшет, тем больше угол наклона должен у него быть:

Организация приемки ювелирных товаров по количеству и качеству

Порядок и сроки проведения приемки, а также правила ее документального оформления определены в инструкциях ""О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству"", ""О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству"". Данные инструкции применяются только в случаях, когда это предусмотрено договором купли-продажи (поставки) и когда иной порядок приемки не установлен стандартами, техническими условиями или другими обязательными правилами.

При приемке ювелирных товаров обращают внимание на общие к ним требования: внешний вид, форму, размер, качество монтировки, пайки и отделки, исправность замочков, булавок и шарнирных соединений, правильность закрепления ювелирных вставок, целость камня, четкость клейм Инспекции пробирного надзора на изделиях из драгоценных металлов.

Кроме того, обращают внимание на специфические признаки, характерные для той или иной группы ювелирных изделий, например: при приемке предметов сервировки стола - на гравировку, четкость рисунка, качество эмалевого покрытия, чеканку; при приемке изделий из янтаря - на качество обработки поверхности, подбор бусин по размеру и тону, правильность их формы, прочность закрепки янтарных изделий на металлическом или деревянном каркасе;

Для приемки товаров по качеству применяют соответствующий инвентарь и инструмент: для ювелирных товаров - весы технические и к ним разновесы граммовые и миллиграммовые, лупы 4-, 6- и 10-кратные, каратомер, кольцемер, штангенциркуль, миллиметровую линейку, замшу или фланелевую тряпочку;

При приемке используют действующие ГОСТы, отраслевые стандарты, технические условия, технические описания и другую нормативно-техническую документацию (НТД).

Помещение, в котором проводят приемку по качеству, должно быть достаточно освещенным дневным светом, а в вечернее время - искусственным. Рабочий стол должен быть гладким или покрытым линолеумом.

В продаже ювелирных украшений одну из ключевых ролей играет правильное представление их на витрине. Это дорогостоящий товар, предмет роскоши, который покупают, как привило в подарок к знаменательным датам или торжественным событиям. Поэтому эффектный внешний вид товара и красиво оформленная витрина имеют большое значение.

Итак, давайте рассмотрим основные привила выкладки ювелирных украшений в магазине:

1) В магазине должно быть хорошее освещение, чтобы покупатель имел возможность хорошо рассмотреть украшения. Свет должен быть рассеяным и холодным, не слепить глаза посетителям и при этом хорошо освещать витрину.



2) Так как украшения имеют небольшой размер, важно чтобы покупатель мог их рассмотреть.

3) Чтобы не вводить покупателя в заблуждение, необходимо размещать украшения с драгоценными и недрагоценными камнями на разных прилавках. Это же правило касается изделий из золота, серебра и платины. Каждая выкладка должна иметь табличку с названием камня, металла и пробы украшений. Бижутерия должна располагаться отдельно от изделий из драгоценных металлов.

4) Бирки с ценами не должны закрывать само изделий. Чтобы они не мешали, их можно снять. В этом случае рядом с каждым украшением следует разместить ценник.

5) Важно правильно подобрать подставки и презентуары для украшений учитывая их размер. Высокие подставки следует ставить в глубине прилавка, а более низкие и плоские – ближе к покупателю. Это обеспечит хороший обзор всех изделий.

6) Украшения должны выглядеть ярко и эффектно. Для этого лучше всего использовать контрастную подложку черно или любого темного цвета.
7) Цепи нужно разделять на группы в зависимости от длины и типа плетения.

8) Кольца необходимо располагать на планшетах в по размеру внутри каждой группы. Перстни с крупными камнями следует размещать на отдельных презентуарах.

9) Новинки и комплекты должны располагаться на отдельных стендах. Презентация комплекта должна быть в виде треугольника: высокое изделие (цепочка, ожерелье) должно быть в центре композиции и немного в глубине, более мелкие и низкие элементы (серьги, кольца, броши, браслеты) по бокам и ближе к покупателю.

10) И, конечно, в каждом успешном ювелирном магазине должно быть зеркало, чтобы покупатели могли примерять понравившееся украшение.

Мысль и образ неразлучны

В Украине так сложилось, что повсеместно продвигаются изготовители ювелирных украшений, но никак не магазины. В результате получается, что покупатель, вдохновленный рекламой производителя и его изделий, не может понять, где же эту красоту можно купить. А между тем, имиджеориентированные покупатели готовы проехать пол города, чтобы попасть в магазин, где они смогут приобрести полюбившееся украшение. На наш взгляд, именно ювелирные бутики должны стать пионерами в формировании имиджа ювелирного магазина как такового. Магазину, равно, как и производителю, стоит тщательно выбирать каналы коммуникации. Украшение - не бытовая вещица, которую можно купить просто по пути домой в любом магазине. Безусловно, в случае с ювелирными магазинами стоит помнить, что самая действенная реклама та, которая передается из уст в уста. Итак, наш покупатель, вдохновленный журнальным глянцем и наслушавшись советов своих подруг, доходит до ювелирного магазина. Что же его там ожидает?

В ювелирном магазине, как ни в каком другом, огромное значение на восприятие ювелирных изделий имеет дизайн. Достойное представление ювелирных изделий - необходимое условие для эффективной работы магазина. Внешний антураж необыкновенно важен. Особенно, если прислушаться к мнению психологов. Дело в том, что человек всегда ощущает некоторое чувство дискомфорта, тратя деньги в магазине. Иногда даже возникает ощущение некоторой вины за покупку. Особенно, если это покупка дорогостоящего товара. Задача ритейлера снизить это чувство вины. Интерьер ювелирного магазина должен убеждать покупателя в правильности выбора и создавать комфортные условия.

Существует два подхода в оформлении ювелирных магазинов: традиционное камерное, в стиле бутика и современное с использованием смелых дизайнерских находок. Совершенно не обязательно в точности копировать стиль прошедших эпох во всех деталях. Достаточно взять за основу один из элементов и на его основе вывести свой неповторимый образ. Этот неповторимый элемент может прослеживаться в индивидуальных формах светильников, узорах на портьерах, ручках на дверях, ножках столиков.

XIX-XX века подарили миру много неповторимых и популярных поныне течений в искусстве, способных поменять нашу повседневность на праздник. Современные светодизанеры и архитекторы магазинов воссоздают атмосферу, используя законы жанра и современные технологии. Одним из необычных и запоминающихся можно назвать стиль «Ар нуво» («Модерн»), появившийся на рубеже XIX-XX веков. Интерьеры в стиле модерн богаты на таинственные орнаменты из металла и цветных камней. В замысловатых светильниках среди зарослей диковинного декора можно встретить и таинственные создания - тропических бабочек и химер.

«Ар деко» - стиль 20-30-х годов - наполнит торговый салон негой и изысканностью. Выбирая для магазина стиль «Ар деко», можно добиться фантастических эффектов с помощью простых геометрических фигур. Светильники выполнены в виде шаров, кубов и египетских пирамид, что одновременно просто и эффектно. Чуть позднее, в 70-х годах интерьеры покорились новой стилистике - «Бионике». Футуризм, насмешка над всем «правильным».

Почему мы говорим сегодня о стиле? Потому что само по себе ювелирное изделие - вещь тонкая и дорогая, а посему требовательная. В зарубежных странах в силу экономических и социальных причин уже сложилось особое отношение к ювелирному искусству. Например, в Париже есть площадь Vendomе, на которой расположились ювелирные бутики. Все гости города высоко ценят этот центр ювелирного искусства и с удовольствием включают его посещение в свой маршрут. Нетрудно предположить, что открыть свой ювелирный магазин невероятно трудно не только на самой площади, но и на прилегающих улочках.

Проще всего думать, что красота ювелирного украшения - его лучший продавец. Это глубокое заблуждение. Чтобы работать с ювелирными изделиями, нужно разбираться в направления и течениях в искусстве, поскольку украшения являют собой отпечаток той или иной эпохи. Современные ювелиры продолжают создавать новые образы, технологии и текстуры. Ежегодно в свет выходят все новые подборки провокационных тем, призванных поражать и соблазнять.

Чьими устами глаголет истина

Торговле принадлежит ведущая роль в информировании покупателей о тех или иных новинках и свойствах металлов и камней, развеивать укоренившиеся мифы. Мы сейчас употребляем слово «миф» не как синоним к слову «легенда», а как заблуждение. Например, многие до сих пор считают, что белое золото изначально выглядит блестящим и белоснежным. На самом деле это далеко не так. На самом деле «настоящий» снежно-белый цвет золото приобретает после нанесения родиевого покрытия. Укоренившийся стереотип заставляет изготовителей намеренно покрывать ювелирные изделия специальным родиевым покрытием. В действительности же белое золото имеет массу оттенков - от мягкого и теплого серебристого, нежно-розового до холодного металлически серого с желто-коричневыми вариациями. Таким образом мы видим неоспоримое влияние устоявшихся взглядов и вкусов покупателей на ювелирную промышленность.

Стереотипы тормозят развитие новых технологий, препятствуют раскрытию многогранности и глубины металлов и камней. Было бы очень хорошо, если продавец ювелирного магазина знал свойства и историю драгоценных металлов. Даже в нашем примере с белым золотом продавец, а вместе с ним и ювелирный магазин приобретут значимость, если покупатель получит объяснение такой необыкновенной популярности этого благородного металла. Известно, что мода на белое золото берет начало в 20-х годах ХХ века. В то время технологам удалось внедрить в производство золотые сплавы с широким спектром белого цвета. Эти сплавы стали достойной альтернативой дорогостоящей и весьма популярной платине.

Мы также убеждены в том, что покупатели по достоинству оценят сведения о современных технологиях в получении необычных фактур ювелирных изделий. Например, встречаются поверхности, которые абсолютно точно копируют кору дерева, поеденную влагой, матерчатую ткань или морскую раковину. Заинтересованный покупатель с удовольствием послушает рассказ продавца о том, что такие оттиски делают с помощью расплавленного воска, который действительно выливают на кору дерева, ракушечник, листья растений, старые грампластинки и другие интересные поверхности. Если же воск лить очень тонкой струйкой, то получится фантастический эффект запутанных нитей. Посещение ювелирного магазина - это своего рода прогулка по галерее искусств, духовное обогащение, приобщение к миру прекрасного.

Безусловно, то, о чем мы сейчас говорили - глубокая подготовка персонала, - в большей степени применяется в ювелирных салонах, нежели в ювелирном масс-маркете. Но, в любом случае, ювелирные украшения помогают человеку утвердиться в собственной индивидуальности. Поэтому квалифицированное обслуживание в ювелирных магазинах служит мотивацией в осуществлении покупки дорогостоящего товара, а также притупляет (или снимает полностью) чувство вины перед семьей и детьми за то, что была потрачена немалая сумма денег на приобретение колечка или сережек.

Улочки-шкатулочки

Прогулка по торговой улице ювелирного магазина должна быть неспешной. На этой улице не может быть толчеи. Чтобы облегчить работу продавцу-консультанту, товар должен быть выложен в логической последовательности. Если же ритейлер захотел рискнуть и «раскинуть пасьянс» из витрин на карте магазина, ему придется позаботиться о высокой подготовке персонала, способного моментально ориентироваться в ситуации и незамедлительно возникать в нужном месте, нужное время и с нужным разъяснением.

Ввиду высокой стоимости украшений, в торговом зале их размещают в закрытых витринах либо застекленных нишах.

Витрина - основной коммуникатор ювелирных изделий с покупателями. В большинстве ювелирных магазинов мира торговля дорогостоящими украшениями осуществляется через прилавок. Витринное стекло должно обладать антибликовыми свойствами. Немаловажный вопрос - безопасность. Именно поэтому нужно позаботиться о том, чтобы стекло было бронированным толщиной 8 мм (реже 6 мм). Оптимальная глубина витрины - 50-60 см. Более глубокие витрины заставят покупателей наклоняться. Товар необходимо выкладывать многоступенчато. Стоимость витрин зависит от множества нюансов. Например, от материала, из которого они изготавливаются (дерево, металлические элементы, ударопрочное стекло), наличия дополнительных аксессуаров (столбики-подставки под колье, скульптурные руки-держатели колец и др.). Если сравнивать стоимость прилавков для обычного супермаркета и ювелирного салона, то разница окажется ощутимой. Например, для ювелирного магазина площадью 25 кв.м. покупка десяти прилавков может обойтись в $10000-25000 в то время, как покупка такого же количества прилавков для супермаркета не превысит $2000.

Если дизайн-концепт магазина позволяет использовать несколько цветов для прилавков, то изделия из серебра лучше смотрятся на фоне прилавка теплого оттенка (клен, груша), но никак не черного. Кстати, многие эксперты высказались не в пользу использования традиционного бархата как основы для выкладки ювелирных изделий.

Витрины необходимо расставить так, чтобы покупателям было удобно передвигаться в торговом зале. С целью максимального обзора и удобства в ЦУМе и ТРК «Глобус» витрины расположили не у стен, а так, чтобы покупатели могли подойти к ним с обеих сторон. Более того, не только украшения должны быть хорошо видны покупателю, но и сам магазин (или отдел) должен быть заметен и хорошо просматриваем. С этой целью в ТРК «Глобус» сделаны ювелирные островки прямо в холле. Благодаря своему местоположению и яркой подсветке, они приманивают покупательниц, как лампа мотыльков.

Иногда встречаются магазины, где изделия выложены в арочных проемах за прилавком. Надо признать, что это неэффективное представление товара, поскольку покупателю неудобно рассматривать изделия. Если ритейлер все же хочет использовать арки в качестве демонстрационных ниш, ему следует подобрать крупные изделия, а лучше серебряную посуду, декоративные тарели, подсвечники, статуэтки и другие крупные изделия. В случае, если в торговом зале имеются ниши, которые не заслоняют прилавки, их можно красиво декорировать и застеклить. В этом случае ритейлер получит дополнительную точку продажи. Именно так организован торговый зал а магазине «Диамант» (ул. Крещатик).

Как правило, площадь отдельностоящих ювелирных магазинов не превышает 50 кв.м. Но, несмотря на небольшую площадь, должен быть грамотно организован. В магазине необходимо выделить место для примерочной, где покупатель может спокойно (без лишних взглядов) примерить украшение и проконсультироваться с продавцом или ювелиром (в случае заказа на индивидуальное изготовление изделия). Есть еще один важный вопрос - зеркала. По мнению специалистов зеркала должны использоваться исключительно по назначению, т.е. для примерки украшений. Оформлять ими витрины не стоит, поскольку лишние блики мешают созерцанию украшений.

ПРО-свет

Немаловажная роль отводится световому оформлению магазина, подчеркивающему тонкость и значимость ювелирных украшений. Стоимость светового оформления для магазина площадью 50 кв.м может составлять $20-40 тыс. Подбирая цветность ламп, нужно учитывать «характер» металла и драгоценных камней. Например, золото «любит» теплый свет, серебро - холодный, а платина - нейтральный. Если же в ассортименте имеются украшения с крупными камнями, то нужно постараться осветить их с нескольких сторон. В ювелирных магазинах можно использовать несколько систем освещения: галогеновых, люминесцентных и оптико-волоконных. Наиболее доступная по цене - галогеновая. Металогалогеновые лампы на сегодняшний день лидируют по популярности среди владельцев ювелирных магазинов. Однако, оформляя магазин галогеновыми лампами, стоит учитывать, что этот вил светильников не так прост, как кажется на первый взгляд. И первое, на что следует обратить внимание - то, что галогеновые лампы своим мощным световым потоком могут выбелить стены магазина.

Также при использовании галогеновых ламп выделяется ультрафиолетовый свет и много тепла, что приводит к нагреванию витрин и выцветанию тканей, которыми декорированы витрины. Лучше устанавливать лампы, в которых установлено специальное кварцевое стекло, пресекающее UV часть спектра. Также необходимо позаботиться о системе кондиционирования витрин и помещения в целом. Также хорошо себя зарекомендовали лампы с дихроническим покрытием, которые отлично подходят для подсветки бриллиантов.

Люминесцентные лампы бывают нескольких видов - с теплым и холодным свечением. Спектр оттенков включает дневной, белый, холодно-белый и тепло-белый. Наиболее дорогостоящая - оптико-волоконная система освещения, где лампы источают чистейший белый цвет. Подобное освещение используется, например, в магазинах Swarowski. Стоимость такого светового дизайна для магазина площадью в 20-40 кв.м обойдется примерно в $10-10 тыс.

И, наконец, первое и главное правило в освещении ювелирных изделий: чем дороже изделие, тем важнее точечная подсветка. Второе правило светового мерчандайзинга гласит о том, что в магазине важно выдержать акцентирующий принцип освещения. Это значит, что наиболее яркий свет (акцент) необходимо направить на прилавки и витрины, остальная часть торгового зала может находиться в уютном полумраке. Если же украшения выложены в витрине равномерно в симметричную композицию, то источники света размещают по краям с двух сторон витрины.

В целом, за последние годы интерьер ювелирного магазина сменил облик. Антикварные, помпезные и несколько тяжеловатые для восприятия интерьеры сменились легкими, светлыми и стильными торговыми холлами. Вероятно, не за горами время, когда украинские ювелирные магазины станут не менее знаменитыми брендами, чем те украшения от ювелирных кутюрье, которые в них продаются.

Елена Бутивщенко, маркетинг-директор компании «КОНТУР-2001» См. также:POS-материалы в строительстве © Е. Бутивщенко, 2008 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора