Норма выработки является важнейшим показателем производительности труда, который необходим для рационального использования рабочей силы. Действительно, ни одно современное производство не обходится без подобных расчетов. А своевременная калькуляция и составление сметы с учетом данного параметра нужны для корректного процесса планирования и нормальной жизнедеятельности предприятия. Давайте посмотрим, как же определяется норма выработки.

Для начала нужно ознакомиться с производственными факторами, которые влияют на расчет этого показателя. К ним относятся:
  • степень технического перевооружения предприятия;
  • состав производственных отношений;
  • организация процесса выпуска готовой продукции.
Уровень выработки, как и все остальные показатели профессионального роста предприятия, пересматривается в случае:
  • внедрения инновационных технологий на предприятии;
  • рационализации, а также аттестации рабочих мест;
  • установки нового производственного оборудования;
  • проведения комплексных мероприятий, направленных на рост производительности труда.

К примеру, если сотрудник предприятия или целая бригада рабочих достигли высокого уровня деятельности благодаря новому оборудованию и плодотворной работе – это и будет основанием для перерасчета нормы выработки. Как правило, такие результаты хорошо стимулируются руководством в виде премии или благодарности.

Для определения производственной нормы следует использовать такую формулу:

Нвыр = Пр * Ч / Пн,

  • где Пр – период времени, для которого необходимо устанавливать значение нормы (выражается в часах, минутах);
  • Ч – число сотрудников, задействованных в работе;
  • Пн – норма времени, потраченного на создание единицы изделия (измеряется в человеко-часах).

Исчисляемый показатель может выражаться в метрах, штуках, литрах, а также единицах измерения веса, площади и др. Это зависит от вида выполняемой работы или изготавливаемой продукции.

Затем приступайте к расчету уровня выработки. Для этого количество произведенного товара (услуг) разделите на норму. Для наглядности рассмотрим пример: производственная норма составляет 10 штук продукции в час, а число производимого товара – 11, тогда уровень выработки в процентном соотношении будет равен 110%. Если вы проводите расчет для работников, которые используют автоматизированное оборудование , формула нормы выработки будет выглядеть следующим образом:

Нвыр = Нвтер * Кпв,

  • где Нвтер – теоретическое значение показателя;
  • Кпв – коэффициент полезного времени (за 1 смену).

При проведении расчетов на предприятии с массовым производством норма выработки определяется так:

Нвыр = Псм / Вед,

  • где Псм – длительность смены;
  • Вед – время, затраченное на производство одного товара (услуги).


Как правило, специалисты экономического отдела ежеквартально проводят расчет среднего значения нормы выработки. При этом показатель исчисляется за такой промежуток времени:
  • день;
  • месяц;

В этом случае проводится детальный анализ количества товара (услуг), производимого сотрудником или целой бригадой рабочих. Расчет данного показателя делается нормировщиком предприятия, особенно в случае перевода значения зарплаты работника в коэффициент выработки. Полученные данные заносятся в типовое положение о системе нормирования труда.

Для определения вышеуказанного показателя необходимо использовать методические рекомендации, разработанные ведомствами определенной отрасли. Например, существуют государственные указания для определения

Нормирование труда рабочих-сдельщиков

При нормировании труда рабочих-сдельщиков используются сдельные расценки - размер оплаты за выработку единицы продукции (изделия) или за выполнение определенной операции при сдельной оплате труда.

Сдельная расценка определяется путем деления часовой (дневной) тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на часовую (дневную) норму выработки. Кроме того, сдельная расценка может быть определена также путем умножения часовой или дневной тарифной ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, на установленную норму времени в часах или днях.

При коллективной сдельной оплате труда применяются как индивидуальные (пооперационные), так и коллективные расценки. Индивидуальные расценки рассчитываются в том же порядке, что и сдельные расценки при индивидуальной оплате. Коллективные же сдельные расценки рассчитываются исходя из пооперационных либо комплексных (агрегатных) норм выработки. Коллективные сдельные расценки определяются путем деления общей суммы тарифных ставок всех членов бригады на норму выработки продукции.

Все дополнительные работы, не входящие в комплексную норму, и следовательно, не учтенные коллективной сдельной расценкой, оплачиваются бригаде отдельно по тем нормам и расценкам, которые установлены на эти работы.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ТК РФвновь вводимые нормы труда должны соответствовать уровню применяемой в организации техники, технологии, организации производства и труда, а пересмотр норм труда согласно ч. 2 ст.160 ТК РФ возможен лишь в двух случаях.

Во-первых , нормы труда могут быть пересмотрены только по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии или проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда. В этом случае нормы могут быть увеличены, но из этого не следует, что они в обязательном порядке должны быть пересмотрены и увеличены.

Во-вторых , нормы труда могут быть пересмотрены также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. В этом случае нормы также могут быть пересмотрены, но в сторону снижения, поскольку пересмотр норм связан с выполнением работ на физически изношенном оборудовании. Если же речь идет об использовании морально устаревшего оборудования, то оно может быть не изношенным и даже новым, в связи с чем не будет оснований для снижения норм.

Согласно ч. 2 ст. 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники должныбыть извещены работодателем не позднее, чем за два месяца.

Локальные нормативные акты учреждения принимаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст. 8 и 372 ТК РФ.



Нормы труда, введенные без извещения работников либо с нарушением срока извещения или без учета мнения представительного органа работников, не могут применяться, и в этих случаях работники вправе требовать оплаты их труда в соответствии с прежними нормами, обжалуя действия работодателя.

До введения новых норм труда работодатель должен провести определенные органи­зационно-технические мероприятия, обеспечивающие способность и готовность работников трудиться по новым нормам:

· создать на рабочих местах необходимые условия, в соответствии с которыми установлены новые нормы;

· обучить работников методам и приемам выполнения работы, обеспечивающим оптимальные уровни тяжести и напряженности труда при работе по новым нормам;

· установить срок освоения новых норм, т. е. обеспечить постепенный переход к новым нормам.

При этом ч. 3 ст. 161 ТК РФ установлено, что достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Таким образом, других случаев для пересмотра норм труда трудовым законодательством не предусмотрено, аработодатель не вправе обосновывать изменение норм труда другими мотивами, такими, например, как:

· введение нового минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (равно как и минимальной заработной платы на уровне субъекта РФ), поскольку увеличение минимального размера оплаты трудаобусловлено приближением минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;

· повышение заработной платы работников в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со ст. 134 ТК РФ.

Кроме того, не может являться основанием для пересмотра норм, установленных работнику при заключении трудового договора, и то обстоятельство, что Министерством образования и науки РФ принято решение о неприменении типовых штатов, утвержденных государственными органами управления образованием бывшего Союза ССР, если:

· не произошло совершенствование или внедрение новой техники, технологии;

· не проведены организационные либо иные мероприятия, обеспечивающие рост производительности труда.

Так, например, не может быть увеличена норма убираемой площади для уборщиков служебных помещений , составляющая (в соответствии с типовыми штатами образовательных учреждений) 500 м2 на одну ставку (единицу должности). Указанная норма была утверждена государственными органами управления образованием СССР и о ней не упоминается в вышеназванных приказах Мин­обрнауки России), тем более что площадь пола является лишь условным нормативом для определения численности работников этой категории, поскольку их обязанности не сводятся только к уборке пола.

В соответствии с характеристикой работ по профессии уборщика служебных помещений, предусмотренной тарифно-квалифика­ционной характеристикой, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с внесенными изменениями и дополнениями), в обязанности этого работника входит: уборка помещений, коридоров, лестниц; удаление пыли с мебели и ковровых изделий; подметание и мойка вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон и т. д.; сбор и транспортировка мусора и отходов в установленное место; расстановка урн для мусора, их очистка и дезинфекция; чистка и проведение дезинфекции душевых, гардеробных и других мест общего пользования; приготовление моющих и дезинфицирующих растворов; получение моющих средств, инвентаря и обтирочного материала; соблюдение правил санитарии и гигиены в убираемых местах.

Без согласия работников , не могут быть приняты решения об изменении условий трудового договора, связанные с увеличением объема выполняемых работ, совмещением должностей, а также о введении неполного рабочего времени.

Однако в последнее время участились нарушения, связанные с сокращением рабочего времени, на том основании, что с 1 января 2009 г. заработная плата низкооплачиваемых работников увеличена в 1,89 раза, и в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» МРОТ составил 4330 руб.

Следует также отметить, что к системной организации нормирования труда может быть отнесена предусмотренная ст. 163 ТК РФ обязанность работодателя обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся:

· исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;

· своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;

· надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;

· условия труда (санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические, соци­ально-психологические), соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

В ст. 163 ТК РФ характеристика нормальных условий труда приведена в общем виде, тогда как положения о необходимости создания нормальных условий труда следует включать в Правила внутреннего трудового распорядка учреждения. Внесение таких положений в коллективный договор или в указанные правила повысит ответственность лиц, от которых зависит создание нормальных условий труда на рабочих местах.

Пересмотр норм труда по инициативе работодателя является изменением условий трудового договора, т. к. влечет изменение условий оплаты труда, поэтому работодатель обязан в этих случаях соблюдать требования, предусмотренные ст. 74 ТК РФ.

Изменение норм труда требует согласия, как работника, так и органов, представляющих интересы работников. Обычно это выборный профсоюзный орган. При его отсутствии или в случаях, когда профсоюзная организация не объединяет более половины сотрудников данного работодателя, т. е. не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран иной представитель (представительный орган) из числа работников.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов регламентируется ст. 372 ТК РФ.

Работодатель перед принятием решения о введении новых норм труда (изменения или отмены имеющихся) направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При невозможности достижения согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инс­пекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Работодатель обязан : вести коллективные переговоры, по их итогам заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ, и предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию по нормированию труда, необходимую для заключения коллективного договора или соглашения и контроля за их выполнением.

Кроме того на работодателя возложены обязанности по своевременному выполнению:

· предписаний государственных надзорных и контрольных органов при нарушении законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и связанных с нормированием труда;

· представлений соответствующих профсоюзных органов иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и актов по нормированию труда, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям.

При проверках обоснованности повышения норм труда должно быть обращено внимание на:

· наличие новой техники и технологии;

· несоответствие фактических организационно-технических условий при выполнении работ;

· снижение трудовых затрат;

· обеспечение прогрессивности новых норм;

· осуществление мероприятий для технического развития и совершенствования новых методов, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудоемкости выполнения работ и сокращение численности за счет сокращения трудовых затрат;

· разработку норм на новые виды работ и работы, ранее не охваченные нормированием труда.

Кроме того необходимо установить: каким образом о замене и пересмотре норм были проинформированы работники; проводился ли инструктаж по методам, приемам труда и условиям, при которых должны применяться новые нормы; как это соотносится с взаимными обязательствами коллективного договора, соглашения; предупреждались ли работники о замене норм не менее чем за 2 месяца; в каком порядке учитывалось мнение представительного органа работников.

Соблюдение требований, предусмотренных ст. 162 ТК РФ, имеет большое практическое значение, поскольку в случае их невыполнения, принятые работодателем решения о введении, замене и пересмотре норм труда не имеют юридической силы и не порождают соответствующих последствий.

7 Понятие гарантий и компенсаций. Случаи предоставления гарантий и компенсаций

Главная страница ---> Ответы на экзаменационные вопросы по трудовому праву ---> Гарантии и компенсации: понятие и случаи предоставления

Гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных ФЗ обязанностей.

Перечень гарантий и компенсаций является открытым, неисчерпывающим. Многие гарантии предусмотрены в общей части ТК (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, при расторжении трудового договора, по оплате труда и другие) и неотделимы от трудовых прав работника.

Ст. 165 ТК предусматривает следующие специальные случаи предоставления гарантий:

· при переезде на работу в другую местность;

· при совмещении работы с обучением;

· при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

· в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

В ст. 159 ТК РФ закреплены следующие гарантии прав работников в области нормирования труда. Во-первых, гарантируется государственное содействие системной организации нормирования труда. Установленные полномочными государственными органами нормы труда являются гарантированным минимумом, от которого работодатели могут отступать в сторону улучшения положения работников по сравнению с ними.

Во-вторых, работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или устанавливаемых коллективным договором. Следовательно, представители работников имеют право участвовать в разработке локальных нормативных актов по нормированию труда работников, могут обжаловать такие акты в судебном порядке без получения доверенности от конкретного работника, права которого нарушаются применением локального акта. При рассмотрении заявлений о признании недействующим локального нормативного акта по нормированию труда мнение профсоюза является одним из доказательств по делу.

В ч. 1 ст. 160 ТК РФ перечислены основные нормы труда. Нормой труда называют установленный в соответствии с законодательством для работников объем работ в час, день (смену), месяц, квартал, год, который они обязаны выполнить при нормальных условиях работы. Существует несколько видов норм труда. Во-первых, действуют нормы выработки, то есть количество единиц продукции, которые работник должен произвести за единицу времени (час, день (смена), месяц, квартал, год) при нормальных условиях труда. Повышение норм выработки с сохранением прежнего уровня оплаты труда ухудшает положение работника по сравнению с ранее действовавшими нормами выработки. Такое ухудшение возможно только с соблюдением требований действующего законодательства.

Во-вторых, действуют нормы времени, которые можно определить как количество времени (минуты, часы, дни (смены), месяцы), которое необходимо работнику для изготовления единицы продукции в нормальных условиях.

Уменьшение норм выработки при прежней оплате труда означает ухудшение положения работника по сравнению с ранее действовавшими нормативами. Данное ухудшение может быть признано законным только при соблюдении действующего законодательства. Тогда как увеличение нормы времени с сохранением за работником прежнего заработка является улучшением положения работников по сравнению с действующими нормативами труда. Данное улучшение возможно по соглашению между работодателем и работником.

В-третьих, действуют нормы обслуживания, которые обозначают установленный для одного работника норматив обслуживания механизмов за единицу времени при нормальных условиях труда. Повышение нормы обслуживания при прежней заработной плате является ухудшением положения работника по сравнению с ранее действующими нормативами. Подобные изменения на законных основаниях возможны только с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством. В свою очередь, уменьшение нормы обслуживания с сохранением за работником прежней заработной платы улучшает его положение, по сравнению с существующими нормативами труда данное улучшение может быть проведено по соглашению между работодателем и работником.

В-четвертых, действует норматив численности работников, то есть численность необходимого рабочего персонала для выполнения работ на определенном участке производства. Уменьшение количества персонала при прежней заработной плате ухудшает положение работника по сравнению с нормативом труда. Такое изменение может быть проведено лишь в порядке, установленном законодательством. Увеличение данного персонала с сохранением заработной платы является улучшением положения работника, а потому возможно по соглашению между работодателем и работником.

В-пятых, применяется нормированное производственное задание, которое устанавливается с использованием норм выработки и норм времени и предполагает определение суммарного объема работ, которые работник или группа работников должны выполнить в день или смену. Естественно, уменьшение объема работ при той же зарплате улучшает положение работников, увеличение данного объема - ухудшает их положение. Улучшение положения работников может быть произведено по соглашению между работодателем и работниками, ухудшение - только в соответствии с установленным законодательством порядком.

В-шестых, применяются сдельные расценки, то есть мера оплаты труда за единицу произведенной работником продукции. Увеличение данных расценок является улучшением положения работников, их снижение ухудшает возможности работников на получение достойной оплаты труда. В связи с чем увеличение сдельных расценок возможно по соглашению сторон трудового договора, уменьшение - только по установленным законодательством правилам.

По сфере применения могут быть выделены следующие нормы труда: 1) единые; 2) типовые; 3) межотраслевые; 4) отраслевые (ведомственные); 5) локальные. Перечисленные виды норм труда могут иметь указанные сферы применения.

В соответствии со ст. 161 ТК РФ для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда" определен порядок разработки и утверждения указанных норм. Типовые нормы труда разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются указанными органами по согласованию с Минтрудом РФ либо непосредственно Минтрудом РФ. Типовые нормы труда выступают в качестве установленного государством минимума в отраслях (подотраслях) экономики, для которых они разработаны. Работодатели могут отступать от утвержденных в установленном порядке типовых норм в сторону улучшения положения работников по сравнению с ними.

Нормы труда могут устанавливаться на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях с соблюдением правила о недопустимости умаления прав и интересов работников, гарантированных на более высоком уровне правового регулирования. Отступление от этого правила позволяет требовать в суде признания нормативных правовых актов об установлении норм труда недействующими.

В соответствии со ст. 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Полномочные представители работников вправе требовать признания недействующими локальных нормативных актов о нормах труда в судебном порядке, если они приняты вопреки их мнению. При рассмотрении подобных заявлений мнение представительного органа работников рассматривается в качестве одного из доказательств по делу.

В ч. 2 ст. 162 ТК РФ закреплено правило о том, что о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца. Данное извещение должно быть сделано в письменной форме. Отсутствие письменных документов об извещении работников о введении новых норм труда лишает работодателя при возникновении спора права ссылаться на свидетельские показания для подтверждения этого извещения. Несоблюдение сроков предупреждения позволяет перенести срок введения новых норм труда на два месяца вперед с учетом допущенного работодателем нарушения. В течение срока предупреждения о введении новых норм труда действуют прежние условия трудовой деятельности, в частности, работнику гарантируется сохранение размера заработной платы при выполнении тех же норм труда.

Изменение норм труда является существенным изменением условий трудового договора. В силу прямого указания в ч. 2 ст. 57 ТК РФ существенным условием трудового договора являются условия оплаты труда, к числу которых относятся и нормы труда, на основании которых и определяется размер заработной платы работника.

В связи с этим изменение норм труда должно происходить по правилам, установленным для изменения существенных условий трудового договора. В части улучшения положения работника по сравнению с установленными законодательством нормами труда они могут быть изменены по соглашению между работниками и работодателем.

Однако для изменения норм труда в ст. 160 ТК РФ установлены дополнительные по сравнению с изменением условий трудового договора требования. В ч. 2 ст. 160 ТК РФ говорится о том, что нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае замены физически и морально устаревшего оборудования. Таким образом, при замене норм труда должно быть дополнительно доказано наличие причинной связи организационных или технологических изменений с обеспечением роста производительности труда. Недоказанность данного обстоятельства позволяет признать введение новых норм труда незаконным и (или) необоснованным.

В соответствии с ч. 3 ст. 160 ТК РФ достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда. Следовательно, инициатива работника по совершенствованию процесса труда не может быть наказуема пересмотром норм труда. Изменение норм труда может стать результатом деятельности полномочных представителей работодателя по совершенствованию организационных или технологических условий труда, которые непосредственно влекут рост производительности труда. Несоблюдение рассмотренных правил введения новых норм труда может стать основанием для признания нормативных правовых актов о введении этих норм недействующими в судебном порядке.

Соблюдение установленных в соответствии с действующим законодательством норм труда является для работника обязанностью. Тогда как работодатель вправе требовать от работника соблюдения этих норм. Однако нормы труда должны быть соблюдены работником только при наличии нормальных условий труда. В соответствии со ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки.

К таким условиям, в частности, относятся: 1) исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; 2) своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; 3) надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; 4) условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Данный перечень условий, которые работодатель обязан обеспечить работнику для нормальной работы, не является исчерпывающим. В свою очередь, работник вправе требовать от работодателя обеспечения нормальных условий для выполнения норм труда. Невыполнение работодателем обязанности по обеспечению нормальных условий для выполнения норм труда является основанием для освобождения работника от обязанности по выполнению указанных норм. После чего у работодателя, не обеспечившего создание нормальных условий для выполнения работником норм труда, возникает обязанность по оплате невыполненной работы как простоя не по вине работника.

Учебник "Трудовое право России" Миронов В. И.

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ТК РФ вновь вводимые нормы труда должны соответствовать уровню применяемой в организации техники, технологии, организации производства и труда, а пересмотр норм труда согласно ч. 2 ст.160 ТК РФ возможен лишь в двух случаях.

Во-первых , нормы труда могут быть пересмотрены только по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии или проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда. В этом случае нормы могут быть увеличены, но из этого не следует, что они в обязательном порядке должны быть пересмотрены и увеличены.

Во-вторых , нормы труда могут быть пересмотрены также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования. В этом случае нормы также могут быть пересмотрены, но в сторону снижения, поскольку пересмотр норм связан с выполнением работ на физически изношенном оборудовании. Если же речь идет об использовании морально устаревшего оборудования, то оно может быть не изношенным и даже новым, в связи с чем не будет оснований для снижения норм.

Локальные нормативные акты учреждения принимаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст. 8 и 372 ТК РФ.

Нормы труда

Нормы труда, введенные без извещения работников либо с нарушением срока извещения или без учета мнения представительного органа работников, не могут применяться, и в этих случаях работники вправе требовать оплаты их труда в соответствии с прежними нормами, обжалуя действия работодателя.

До введения новых норм труда работодатель должен провести определенные органи­зационно-технические мероприятия, обеспечивающие способность и готовность работников трудиться по новым нормам:

  • создать на рабочих местах необходимые условия, в соответствии с которыми установлены новые нормы;
  • обучить работников методам и приемам выполнения работы, обеспечивающим оптимальные уровни тяжести и напряженности труда при работе по новым нормам;
  • установить срок освоения новых норм, т. е. обеспечить постепенный переход к новым нормам.

При этом ч. 3 ст. 161 ТК РФ установлено, что достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда.

Таким образом, других случаев для пересмотра норм труда трудовым законодательством не предусмотрено, а работодатель не вправе обосновывать изменение норм труда другими мотивами, такими, например, как:

  • введение нового минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (равно как и минимальной заработной платы на уровне субъекта РФ), поскольку увеличение минимального размера оплаты труда обусловлено приближением минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;
  • повышение заработной платы работников в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии со ст. 134 ТК РФ.

Кроме того, не может являться основанием для пересмотра норм, установленных работнику при заключении трудового договора, и то обстоятельство, что Министерством образования и науки РФ принято решение о неприменении типовых штатов, утвержденных государственными органами управления образованием бывшего Союза ССР, если:

  • не произошло совершенствование или внедрение новой техники, технологии;
  • не проведены организационные либо иные мероприятия, обеспечивающие рост производительности труда.

Так, например, не может быть увеличена норма убираемой площади для уборщиков служебных помещений , составляющая (в соответствии с типовыми штатами образовательных учреждений) 500 м2 на одну ставку (единицу должности). Указанная норма была утверждена государственными органами управления образованием СССР и о ней не упоминается в вышеназванных приказах Мин­обрнауки России), тем более что площадь пола является лишь условным нормативом для определения численности работников этой категории, поскольку их обязанности не сводятся только к уборке пола.

В соответствии с характеристикой работ по профессии уборщика служебных помещений, предусмотренной тарифно-квалифика­ционной характеристикой, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.11.1992 № 31 (с внесенными изменениями и дополнениями), в обязанности этого работника входит:

  • уборка помещений, коридоров, лестниц;
  • удаление пыли с мебели и ковровых изделий;
  • подметание и мойка вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, лестниц, окон и т. д.;
  • сбор и транспортировка мусора и отходов в установленное место;
  • расстановка урн для мусора, их очистка и дезинфекция; чистка и проведение дезинфекции душевых, гардеробных и других мест общего пользования;
  • приготовление моющих и дезинфицирующих растворов;
  • получение моющих средств, инвентаря и обтирочного материала;
  • соблюдение правил санитарии и гигиены в убираемых местах.

Системная организация нормирования

Однако в последнее время участились нарушения, связанные с сокращением рабочего времени, на том основании, что с 1 января 2009 г. заработная плата низкооплачиваемых работников увеличена в 1,89 раза, и в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"» МРОТ составил 4330 руб.

Следует также отметить, что к системной организации нормирования труда может быть отнесена предусмотренная ст. 163 ТК РФ обязанность работодателя обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки.

К таким условиям, в частности, относятся:

  • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
  • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
  • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
  • условия труда (санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические, соци­ально-психологические), соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

В ст. 163 ТК РФ характеристика нормальных приведена в общем виде, тогда как положения о необходимости создания нормальных условий труда следует включать в Правила внутреннего трудового распорядка учреждения. Внесение таких положений в коллективный договор или в указанные правила повысит ответственность лиц, от которых зависит создание нормальных условий труда на рабочих местах.

Изменение норм труда требует согласия, как работника, так и органов, представляющих интересы работников. Обычно это выборный профсоюзный орган. При его отсутствии или в случаях, когда профсоюзная организация не объединяет более половины сотрудников данного работодателя, т. е. не уполномочена в порядке, установленном ТК РФ, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран иной представитель (представительный орган) из числа работников.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов регламентируется ст. 372 ТК РФ.

Работодатель перед принятием решения о введении новых норм труда (изменения или отмены имеющихся) направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При невозможности достижения согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инс­пекцию труда или в суд. Выборный орган первичной также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Кроме того на работодателя возложены обязанности по своевременному выполнению:

  • предписаний государственных надзорных и контрольных органов при нарушении законов, иных нормативных правовых актов, ;
  • представлений соответствующих профсоюзных органов иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и актов по нормированию труда, принимать меры по их устранению и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям.

При проверках обоснованности повышения норм труда должно быть обращено внимание на:

  • наличие новой техники и технологии;
  • несоответствие фактических организационно-технических условий при выполнении работ;
  • снижение трудовых затрат;
  • обеспечение прогрессивности новых норм;
  • осуществление мероприятий для технического развития и совершенствования новых методов, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудоемкости выполнения работ и сокращение численности за счет сокращения трудовых затрат;
  • разработку норм на новые виды работ и работы, ранее не охваченные нормированием труда.

Кроме того необходимо установить: каким образом о замене и пересмотре норм были проинформированы работники; проводился ли инструктаж по методам, приемам труда и условиям, при которых должны применяться новые нормы; как это соотносится с взаимными обязательствами коллективного договора, соглашения; предупреждались ли работники о замене норм не менее чем за 2 месяца; в каком порядке учитывалось мнение представительного органа работников.

Соблюдение требований, предусмотренных ст. 162 ТК РФ, имеет большое практическое значение, поскольку в случае их невыполнения, принятые работодателем решения о введении, замене и пересмотре норм труда не имеют юридической силы и не порождают соответствующих последствий.

Секретарь ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заведующая правовым отделом ЦК Профсоюза
Ж.П. Осипцова

Эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
В.Н. Понкратова

Нормирование труда предусматривает установление меры затрат труда на изготовление единицы изделия (шт., м, т), за единицу времени (час, смену, месяц) или выполнение заданного объема работы в определенных организационно - технических условиях.

Нормы труда (нормы выработки, времени, обслуживания, численности) устанавливаются для работников в соответствии с достигнутой уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

Норма труда определяет величину и структуру затрат рабочего времени, необходимых для выполнения данной работы, и является эталоном, с которым сравниваются фактические затраты времени в целях установления их рациональности. При нормировании труда рабочих и служащих применяются следующие виды норм труда: нормы времени, нормы выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированные задания. Поскольку всеобщим измерителем труда служит рабочее время, все нормы труда являются производными от нормы времени.

Норма времени -- это количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы определенной работы (операции) одним рабочим или группой рабочих соответствующей численности и квалификации в наиболее рациональных для данного предприятия организационных, технических и хозяйственных условиях с учетом передового производственного опыта. Норма времени исчисляется в человеко-часах, человеко-минутах или человеко-секундах.

Чтобы установить норму времени, необходимо выяснить состав затрат рабочего времени и конкретные их величины для выполнения данной работы.

Состав нормы времени можно представить в виде следующей формулы

Нвр = Тпз + Топ + Торм + Тотл + Тпт (1.1)

(Топ = Тос + Твс), (1.2)

где Нвр -- норма времени;

Тпз - подготовительно-заключительное время;

Топ - оперативное время;

Тос - основное время;

Твс - вспомогательное время;

Торм - время на обслуживание рабочего места;

Тотд - время на отдых и личные надобности;

Тпт - перерывы, обусловленные технологией и организацией производства.

В зависимости от характера отдельных элементов затрат времени изменяется методика нормирования каждого из них.

Подготовительно-заключительное время, например, устанавливается на партию одинаковых изделий или в целом на все задание. Величина его не зависит от размера партии деталей, а зависит от типа и особенностей организации производства и труда, а также от характера работы. В условиях единичного и мелкосерийного производства подготовительно-заключительную работу выполняет сам рабочий. В массовом производстве многие из этих работ выполняют специальные рабочие (наладка оборудования и др.). Необходимая величина подготовительно-заключительного времени определяется на основе данных фотографии рабочего времени и нормативов времени.

Основное и вспомогательное время для всех процессов, кроме ручных, устанавливается раздельно. Основное время зависит от объема выполняемой работы и от режимов применяемого оборудования. Оно может быть сокращено за счет совмещения приемов работы, использования многоместных приспособлений, групповой обработки деталей и т.п.

Состав работ по обслуживанию рабочего места и необходимые затраты времени на их выполнение зависят от типа и организации производства, характера выполняемой работы, вида оборудования и т.д. Часть этих работ может выполняться в течение машинно-автоматического времени (смазка и чистка оборудования, сметание стружки), а другая -- передана рабочим по обслуживанию производства.

Время на обслуживание рабочего места определяется по нормативам или по данным фотографии рабочего времени.

Величина времени на отдых зависит от многих факторов, определяющих утомляемость рабочего: физических усилий, темпа работы, вибрации рабочего места, рабочей позы и др. Время на отдых определяется в процентах от оперативного времени.

Время на личные надобности устанавливается в минутах на смену или в размере 2% от величины оперативного времени и входит в состав нормы времени.

Все затраты рабочего времени (кроме подготовительно-заключительного) устанавливаются на операцию или на единицу (штуку) изделия и в сумме составляют норму штучного времени (Тшт). В нее входят следующие элементы:

Следовательно, норма времени состоит из двух основных частей: нормы подготовительно-заключительного времени и нормы штучного времени.

Для ручных и машинно-ручных работ, где время на обслуживание рабочего места, а также на отдых и личные надобности нормируется в процентах от оперативного времени, формула нормы штучного времени принимает следующий вид

где К - время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности, в % от оперативного времени.

На предприятиях часто необходимо знать полные затраты времени на производство продукции или выполнение операции, т.е. калькуляцию всех затрат. С этой целью определяют штучно-калькуляционное, время, в которое кроме штучного входит часть подготовительно-заключительного времени, приходящаяся на единицу продукции. Это наиболее точная и полная норма времени. Она рассчитывается по формуле

где п -- количество изделий в партии.

Норма выработки -- это количество натуральных (штук, метров, юнн.) или условных единиц продукции (плавок, съемов и т.д.), которое должно быть изготовлено в единицу времени (смену, месяц) в определенных организационно-технических условиях одним или группой рабочих соответствующей квалификации.

Для расчета норм выработки применяется несколько формул. Наиболее общая формула имеет следующий вид

Нвыр = Тсм / Нвр, (1.6)

где Нвыр -- норма выработки;

Тсм -- сменный фонд рабочего времени;

Нвр -- установленная норма времени на единицу изделия. В тех производствах, где подготовительно-заключительное время, время на обслуживание рабочего места, на личные надобности и отдых нормируются на смену, норма выработки рассчитывается по следующим формулам:

Между нормой времени и нормой выработки существует обратная зависимость, т.е. с уменьшением нормы времени норма выработки увеличивается. Однако изменяются эти величины не в одинаковой мере: норма выработки увеличивается в большей степени, чем уменьшается норма времени.

Между изменениями нормы времени и нормы выработки существуют следующие соотношения:

На отдельные виды работ нормы времени и нормы выработки устанавливать довольно трудно. В этих условиях нормы труда выступают в виде норм обслуживания и норм численности, которые по мере механизации и автоматизации производства находят все большее применение в промышленности.

Норма обслуживания -- это установленное количество единиц оборудования (число рабочих мест, квадратных метров площади и т.д.), которое должно обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации при определенных организационно-технических условиях в течение смены. Она является производной от нормы времени. Чтобы рассчитать норму обслуживания, надо определить норму времени обслуживания.

Норма времени обслуживания -- это количество времени, необходимое в определенных организационно-технических условиях на обслуживание в течение смены единицы оборудования, квадратного метра производственной площади и т.д.

Определив норму времени на обслуживание по нормативам или с помощью хронометража, можно рассчитать норму обслуживания по следующей формуле:

где Нч -- норма обслуживания;

Нвр.о -- норма времени на обслуживание единицы оборудования, единицы производственных

площадей и т.д.;

Нвр -- норма времени на единицу объема работы, на выполняемую функцию;

п -- количество единиц работы, выполняемых в течение определенного периода (смены, месяца);

К -- коэффициент, учитывающий выполнение дополнительных функций, не учтенных нормой времени (функции учета, инструктажа, наблюдения за процессом), а также на отдых и личные надобности.

Разновидностью нормы обслуживания является норма управляемости, определяющая численность работников или число структурных подразделений, приходящихся на одного руководителя. Эти нормы используются в случаях, когда нормы времени устанавливать нецелесообразно.

Под нормой численности работающих понимают численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, требующуюся для выполнения производственного задания. Необходимая численность рабочих, занятых обслуживанием производства, определяется по формулам:

где Нч - норма численности;

О - общее количество обслуживаемых единиц оборудования, квадратных метров производственной площади и т.д.;

Но - норма обслуживания.

В целях повышения эффективности труда повременно оплачиваемых работников им устанавливаются нормированные задания на основе указанных выше норм труда.

Нормированное задание - это установленный объем работы, который работник или группа работников должны выполнять за определенный период с соблюдением определенных требований к качеству продукции.

Нормированные задания могут устанавливаться обособленно, а в необходимых случаях - применяться в сочетании с нормами обслуживания или численности.

С учетом специфики производства объем работы, устанавливаемый нормированным заданием, может быть выражен в трудовых (нормированные человеко-часы) или натуральных показателях (шт., м 3 и др.).

В зависимости от организации производства и характера выполняемых работ нормированные задания могут устанавливаться на смену, месяц или на период полного осуществления заданного объема работ.

затрата время норма труд