Жизнь - это драгоценный дар, который был дан каждому из нас. Так же высоко, как вы цените собственную жизнь, важно уважать жизнь каждого человека. Детей можно обучить этой концепции с ранних лет, чтобы им было легче сохранить эти ценности в течение всей жизни. Здесь представлены несколько хороших способов того, как научить ваших детей ценить жизнь

Инструкция

  • 1 Примите участие в акции, посвящённой поддержке Дома матери и ребёнка в вашем городе. Это поможет собрать деньги для будущих матерей, у которых недостаточно средств, чтобы вырастить своих детей, или просто нуждающихся в помощи. Объясните своему ребёнку, что даже у не рождённого младенца есть жизнь. Вы также можете сказать своему ребёнку, что помощь другим людям - это способ показать, что вы понимаете ценность жизнь.
  • 2 Если ваш ребёнок обращает внимание на другого ребёнка, который чем-то выделяется в его классе, используйте это, чтобы подчеркнуть тот факт, что все люди достойны равного обращения. Не важно, является ли тот ребёнок инвалидом или прибыл из другой части света; он значим для Бога и заслуживает уважения, как любой другой человек.
  • 3 Если умер домашний питомец, настало время поговорить с вашим ребёнком о различии между жизнью человека (сотворённого по образу Божию) и животных. Позвольте ребёнку погоревать об утрате любимца, но проясните также, что Бог ценит человеческую жизнь гораздо выше, чем жизнь животного. Обратитесь к книге Бытия 1:26-27 (о человеческой жизни) и Псалтыри 49:12 (о животных).

2. Жизнь как ценность

Жизнь или существование – это стержневая, базовая ценность человека. Она является общим условием или предпосылкой всех его состояний и действий. Но важно подчеркнуть, что приоритетна не ценность жизни, а ценность человека, поскольку именно личность есть, личность живет, личность существует, тогда как жизнь, какой бы ценной и значимой сама по себе она нам ни казалась, есть не более чем самое непосредственное место, средоточие возникновения личности, способ ее бытия в мире.

Современная антропология, психология и философия показали, что рождение человека – это сложный, многоступенчатый процесс. Вначале нам дано наше непосредственное существование, жизнь. Личность рождается на ее основе, но не одновременно с нашим биологическим рождением, а позже.

Если личность – это сущность, а жизнь – существование, то наше существование предшествует нашей сущности. Сказать, что сущность существует, значит сказать, что личность живет. Но именно сущность, личностное начало является смысловым и ценностным центром человека.

Для правильного понимания человека нужно преодолеть опасность так называемого генетического редукционизма, т.е. сведения сущности последующего к сущности предшествующего, порождающего это последующее. Сведения лишь только на том основании, что одно предшествовало другому. Неправильно, скажем, считать человека «по существу» обезьяной лишь потому, что человек произошел от обезьяны. Также неправильно сводить сущность человека к его существованию, а личность – к ее жизни.

Жизнь – это способ бытия личности как обладателя, владельца жизни, ее хозяина и властелина. Если же имеет место обратная ситуация, то тогда личность превращается в раба своей жизни, а жизнь в радость превращается в жизнь в тягость. Человек – это цель. Его жизнь – средство для этой цели.

Ценность жизни как таковой двойственна. С одной стороны, жизнь дана нам как высший дар, универсальная возможность, и потому мы должны высоко ценить жизнь, испытывать к ней благоговение и уважение. С другой стороны, жизнь дана тому, кто есть не просто жизнь, а человек – существо, живущее своей жизнью, существо свободное, мыслящее, творческое, знающее жизнь, ее начало и конец, ее безграничные возможности и ее биологические границы, существо, осознающее конечность жизни. И потому тот, кому она подарена, отдана (буквально ни за что!) для того чтобы быть им прожитой – приоритетнее, важнее жизни, является ее субъектом. Хорошим или плохим – это другой вопрос. Бывают гениально, а бывают и бездарно прожитые жизни.

Возможно, существует даже закон жизни: мы либо выше жизни, если проживаем ее достойно, либо – ниже, т.е. оказываемся недостойны этого дара, если живем как-нибудь, плывя по течению. Но в любом случае, человек и его жизнь – это не одно и то же. Рождение личности – это акт выхода жизни за свои биологические пределы. Это значит, что в ее чреве рождается разум и свобода, порождающие целый фейерверк уникальных феноменов культуры, не сводимых к жизни как биологическому процессу.

Жизнь либо есть, либо ее нет. Но ее качество может быть различным. Если мы живем, поддерживаем нашу жизнь, любим и заботимся о ней во имя блага и не за счет жизней и ценностей других людей, то мы человечны, и наша жизнь есть благо и богатство. Если в нас берут верх бесчеловечные начала, то наша жизнь начинает деградировать, ослабляться, становиться все беднее и слабее. Ценность ее уменьшается в той мере, в какой ее прожигает, убивает бесчеловечное в нас. Чем гуманнее, богаче наша жизнь, тем выше ее ценность. Жизнь в той мере ценность, в какой я человечный хозяин своей жизни.

«Просто жить», жить пассивной, растительной жизнью, отдаваясь потоку повседневности и сиюминутности, – значит бездумно растрачивать свой стартовый капитал, тот изначальный резерв жизни, который у всех у нас есть уже к моменту появления первых актов сознания и самосознания, к моменту пробуждения в нас личности и человечности. Есть высказывание: один человек живет, чтобы есть, другой – ест, чтобы жить. Гуманный человек может сказать, что он ест и живет, чтобы становиться и быть человечным человеком, чтобы творить самого себя и ценности личной, общественной и вселенской жизни, чтобы совершенствоваться и возвышать достоинство человека.

Жизнь есть ценность потому, что она является исходной базой, способом, процессом, в ходе которого мы только и можем проявлять, вызывать к деятельному бытию, реализовывать нашу человечность, все наши положительные качества и добродетели, все наши ценности.

От одного этого человеческая жизнь становится беспредельно ценной, становится универсальной ценностью. Безграничная ценность жизни проявляется уже в том, что на свой пир, на пир жизни она зовет всех и вся, для всех и всякого человеческого существа она находит место на своем празднике. Как наш бесценный дар и действительный шанс она без всяких предварительных условий говорит каждому из нас – живи!

Возможно, только что сказанное прозвучало слишком декларативно. Существуют болезни, делающие само существование испытанием, ранние смерти и т.п. И все же в бесконечной ценности жизни, покуда мы можем жить, как бы тонут все ее черные пятна. Кроме того, между человеком и его жизнью может разыграться настоящая трагедия. Жизнь для него может стать невыносимой. И тогда от может реализовать свое право на жизнь: прекратить ее. В частности, право на достойную жизнь и на достойную смерть обсуждается в связи с проблемой эвтаназии.

Каждый психически здоровый человек дорожит жизнью независимо от того, выглядит ли она по принятым меркам удавшейся или нет, – вот лишнее подтверждение реализма гуманистического понимания человека. Однако и сама жизнь, независимо от ее оценки, которая всегда вторична, требует к себе гуманного отношения. Чтобы реализоваться как ценность, она должна быть, должна сохраняться как таковая, она должна поддерживаться, укрепляться и обогащаться. Но одних внутренних резервов жизни, инстинктов ее самосохранения недостаточно. И вот почему.

Жизнь – универсальная, всеохватывающая основа человеческого существования. Это значит, что она открыта и человечному, и бесчеловечному в нас. Именно поэтому она может быть и радостью, и горем, и крыльями, и ярмом на шее, и роскошью, удачей, и нищетой, неудачей и проклятием. Миллионы и десятки миллионов наркоманов и алкоголиков, беспризорных и бездомных детей, сирот, сотни миллионов бедняков, обреченных в разных странах на прозябание, голод и страдания по вине тоталитарных и невежественных правящих сил и по причине архаичных традиций несвободы и покорности, – все они оказались не в состоянии или были лишены возможности реализовать свой жизненный потенциал.

Но в любом случае жизнь сама по себе не может не быть ценностью. Она становится бременем или даже невыносимой не в силу своей собственной сущности, а лишь постольку, поскольку пронизывается, облекается негативом антигуманного в человеке или того существующего вне человеческого существа, что угнетает его, подрывает, лишает сил.

Если понимать под человеческой жизнью не одну только биологическую ее сторону, но и психическую и интеллектуальную (а только такую целостность и можно назвать человеческой жизнью), то легко представить себе, сколь широк диапазон вторжения античеловеческого в нас, в нашу собственную жизнь.

Когда почему-либо на пути этого вторжения не установлен надежный заслон, когда антигуманному не противостоит гуманное, то процесс жизни начинает приобретать отрицательный смысл, становится бесчеловечным и разрушительным и для самого человека, и для общества, и для среды обитания.

Одни лишь биологические начала жизни и примитивные инстинкты выживания могут еще поддерживать жизнь человеконенавистника, убийцы или насильника.

Жизнь тем более становится сумеречной, ущербной и ослабленной, чем более она поражена бесчеловечностью, цинизмом и нигилизмом.

Самое страшное, что может случиться с человеком – это победа антигуманного в нем. Его окончательная победа означает духовную деградацию и смерть, стимулирующие, так или иначе, деградацию и смерть физические. Ни один злодей не бывает по-настоящему счастлив, а средняя продолжительность жизни закоренелых преступников гораздо ниже среднестатистической продолжительности жизни.

У жизни есть не только внутренние враги в лице самого человека, но и враги внешние, существующие за пределами личности и общества. Особенно очевидны опасности, грозящие жизни как биологическому процессу: болезни, стихийные бедствия, нездоровая среда обитания. Хотя во многом эти враги могут быть социально обусловленными, и либо стимулироваться социальными факторами, либо ослабляться, а некоторые и побеждаться принимаемыми социальными мерами, сама природа этих угроз связана с физическими, общебиологическими или экологическими законами. В этом контексте возникает вопрос о той составляющей нашей жизни, которая связана с нашей плотью, телесностью и с ее ценностью.

Ценность нашего тела не только биологическая, физическая и эстетическая. Она собственно жизненная, экзистенциальная, поскольку фундаментальным образом связана с нашим существованием как жизнью.

Наше тело – это единственно возможный способ нашего физико-биологического существования.

Сколь бы захватывающими ни были перспективы создания искусственного мозга или искусственного человека, телесное, биологическое всегда будет неотделимо от нас как личностей, от нашего внутреннего мира, нашего я.

С добрым утром!

Жизнь — это драгоценный дар небес, в котором нет ничего лучше, чем она сама. Нужно лишь правильно распорядиться этим даром. Понимать ее следует, как предоставленный каждому шанс преуспеть в исполнении предназначения, для чего мы сначала должны развиваться, учиться, расти, чтобы после использовать наши способности для постижения сути вещей, обретения ценного опыта и достижения важных для нас и всего человечества целей. Это необходимо делать для его движения вперед по пути осмысления мира, развития разума и достижения новых научных, культурных, а также духовных высот, совмещая с простым человеческим счастьем, основанным на повседневных столпах бытия тех разумных существ, каковых именуют людьми.

Основа человеческого бытия — это познание окружающего мира, без которого невозможна осмысленная и содержательная жизнь. Стремясь к постижению внутренней сути вещей, а также их взаимосвязи в мироздании, человек обретает свое бытие. Только таким путем он может выполнить свое предназначение — быть человеком в полном смысле слова. Для того и дана ему жизнь. Смысл жизни в том, что человек сумел достичь, понять и испытать хорошего, а также в том, что ценного он смог оставить для других после себя. Вот потому-то счастлив тот, кто с толком прожил век, успев исполнить все, что собирался сделать доброго, полезного себе и окружающим. В этом сущность и смысл человеческой жизни. Как бы ни был далек человек от любой философии, у него все равно есть теория или доктрина, объясняющая, почему он живет именно так, а не иначе.

Я измеряю ценность жизни не количеством прожитых лет, ибо вокруг полно людей, которые живут, не зная жизни, без понимания предназначения и обязанностей человека, за много лет не совершивших ничего достойного. Измеряю достигнутой степенью духовно-нравственного и научно-интеллектуального развития, числом полезных, добрых дел, а также тем, сколь важным и весомым оказался этот труд для общества.

Люди, живущие под колпаком суетной, мелочной жизни легко находят оправдание своей душевной лени, чтобы и впредь вести бесцельное существование. Они бегут по жизни, как по замкнутому кругу, неизвестно куда и зачем, тратят множество времени на достижение целей, ничтожных перед ее широтой, тогда как подлинная жизнь, насыщенная интересным содержанием, проходит мимо них.

Екклесиаст ошибся относительно того, что в жизни все лишь «суета сует». Возможно, так она и выглядит из окон царского дворца, только о том, что люди сами наполняют смыслом свою жизнь было известно за тысячелетия до его прихода в этот мир. Екклесиасту просто следовало бы взглянуть на жизнь пошире, глубже ее исследовать и осознать, что при его-то мудрости и впечатляющих возможностях было не столь уж трудновыполнимым делом.

Есть утверждение, гласящее, что: «Человек есть то, чем он питается». Оно неправильно, ибо на самом деле человек есть то, для чего он живет. Жить надо вовсе не во имя обретения богатства и могущества, или иной, тому подобной ерунды, а ради счастья полнокровного, осмысленного бытия, стремясь к сокровищницам разума, глубоких чувств и ярких впечатлений.

Смысл бытия не может заключаться в том, что не зависит от усилий человека, а ниспослано ему как данность, а также в том, что исчезает вместе с его смертью. Смысл жизни состоит из высшего и повседневного. Люди не могут жить лишь только ради высшего, но и ограничиваться повседневным тоже не должны. Надо стремиться преуспеть в обоих отношениях. Высшее благо заключается в возможности осмысленного бытия и обретении доступных человеку радостей, вкупе с успешным исполнением его высшего предназначения и процветанием в рамках избранного им удела.

Целью жизни является полномасштабная и интересная жизнь, каковой она будет лишь, если стараться прожить ее так, чтобы она принесла несомненную пользу не только ее обладателю, родичам и современникам, но и оправдала чаяния всех предыдущих и последующих поколений.

Жизнь — это то, на что она потрачена, в силу чего самое страшное, что с нами может быть, — это пустая и бессмысленная жизнь, в конце которой человек не в состоянии окинуть взором созданное им, ибо он израсходовал ее на суету. Жизнь нам дарует Тот, кто изначально был создателем необходимых для ее существования условий. Чем человек умней и благородней, тем во все более важном и возвышенном он видит смысл своего существования. Высшим предназначением человека может быть лишь то, что отвечает замыслу его Творца. Люди сотворены не для простого потребления благ, а для полезной и величественной цели и потому должны жить и трудиться в соответствии с грандиозным замыслом Того, кто сотворил, как и самих людей, так и питающую нас природу. То, во имя чего человек приходил в этот мир, он уносит с собой после смерти. Жизнь без смысла подобна бесцельному плаванию. Может ли статься, чтобы жизнь разумного создания, — человека, была бессмысленной в столь упорядоченном мире, где присутствие всякой букашки исполнено ясного всякому смысла?

Не нужно путать средства к жизни с ней самой. Отличить их легко: средства к жизни — все то, что способно поддерживать жизнь, а сама она — то, для чего ее нужно поддерживать.

Ты не исполнишь своего предназначения, если не выполнишь того, что составляет высший и обычный, повседневный смысл твоей жизни. Первое нужно сделать для того, чтобы исполнить замысел Творца о человеке, смысл же второго — подтвердить, что это было выполнено человеком. Разум обязывает человека следовать путем осмысленного бытия. Смысл нашей жизни в том, чтобы наполнять ее им сообразно разумению каждого, кому она дана. Вот почему такую вещь как дело своей жизни на других не переложишь.

Не напрягать свой разум в поисках ответов на извечные вопросы бытия, не выпускать свой жаждущий свободы дух на творческий простор, значит всю жизнь прожить не поднимая головы, брести по ней согнувшись, словно под тяжелой ношей, под бесполезным грузом повседневной суеты. Жизнь — это созидательное творчество, а не мероприятие.

Не томись прозябанием, выбери лучшую жизнь! Главный вопрос для человека в том, на что потратить собственную жизнь. Кто посчитал, что жизнь дана ему, чтобы веселиться праздными забавами, тот перепутал главное с второстепенным. Отнимите у жизни духовно-возвышенный смысл, и человеческое бытие предстанет перед вами механической случайностью, полной бессмыслицей, чего, конечно, быть никак не может, поскольку Бог не создавал бессмысленных вещей. Бессмыслица вообще неприменима к сущности Всевышнего Аллаха, поскольку Он свободен от каких- то недостатков и несоразмерностей. Наоборот, в деяниях и помыслах Создателя все до краев исполнено глубокого возвышенного смысла, причем, как явного, так и сокрытого до времени. Жизнь каждого из нас есть неотъемлемая часть этого величественного смысла, а наш Господь, всегда поступающий наипрекраснейшим образом, есть бесконечное, бессмертное начало, лишь в сопряжении с которым человеческая жизнь приобретает смысл.

Неправы превращающие свою жизнь в сплошной эксперимент, ибо они рискуют разделить участь подопытных мышей. Как ни, увы, большая часть людей растрачивает свои жизни попусту. Жизнь большинства сегодняшних людей — гонка за мелочным и преходящим. Не бывает такого, чтобы чья-либо жизнь исчерпала свой смысл. Люди способны удовлетворяться даже самыми безликими и примитивными формами существования, доводя свою жизнь до предела никчемности.

Али Апшерон