Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тип проекта: информационно – творческий

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (15 дней).

Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители, старший воспитатель, психолог, повара, инженер по технике безопасности, медицинская сестра, врач.

Актуальность. Опрос детей в группе показал, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых, но при этом многие из них не знают, кем и где работают их родители, сотрудники детского сада, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители, и мы воспитатели, редко или совсем не рассказываем детям об их работе. А ведь склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. Исходя из этого, я решила предложить детям идею данного проекта.

Ожидаемый результат.

Предполагаю, что ознакомление с профессиями родителей и сотрудников детского сада позволит: - расширить и углубить знания детей о существовании различных профессий, о значимости, ценности каждого труда. - активизировать и пополнить словарный запас детей, развить связную речь по теме проекта. - совершенствовать монологическую форму речи, тем самым повысить речевую активность детей. - продолжить формировать у детей способность активного слушателя - возникновению желанию больше помогать родителям дома в выполнении посильных трудовых обязанностей дома и в детском саду. - укрепить дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовать желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации. - поможет в будущем обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость и приносящее пользу людям.

Цель проекта: развитие интереса и уважения к людям разных профессий

Задачи:

Развивающие:

1. Поддерживать и развивать умение внимательно знакомиться с профессиями родителей и сотрудников детского сада.

2. Способствовать умению детей составлять рассказ о профессии своих родителей (презентовать, профессиях сотрудников детского сада.

3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес и желание узнавать о профессиях своих родителей и сотрудников детского сада

Подготовительный этап:

Формулировка цели и задач;

Разработка плана мероприятий;

Подбор методической литературы по теме проекта;

Опрос детей на тему «Что Вы знаете о профессии Ваших родителей, сотрудников детского сада?»

Основной этап:

Задачи:

Обучающие:

1. Расширить представления детей о многообразии профессий.

2. Упражнять детей в составлении небольших рассказов о профессиях своих родителей и сотрудников детского сада.

3. Пополнять и обогащать активный словарь детей.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей, желание познавать новое о разных профессиях.

2. Развивать лексико-грамматические представления, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения по теме проекта.

3. Развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию активного слушателя: умению слушать рассказы своих товарищей о профессиях своих родителей и сотрудников детского сада.

2. Воспитывать уважительное отношение к людям труда.

Работа с родителями:

Познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления);

Предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта.

Взаимодействие с детьми:

НОД по Развитию речи:

1.Беседы - рассуждения: «Какие бывают профессии?», «Что будет, если люди не будут работать?», «Все профессии важны, все профессии нужны!»

2.Чтение книг о разных профессиях и рассматривание иллюстраций в художественных книгах о людях разных профессий.

Художественная литература о профессиях:

«Кем быть?» И. Карпова (серия книг о профессиях, «А что у вас?» С. Михалков, «Кем быть?» В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари, «Доктор Айболит» К. Чуковский, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов, Я. Аким "Неумеха", С. Баруздин «Мамина работа», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,С. Маршак, «Стихи детям», «Землянка» Митяев, Н. Костарев, «Профессии», Ю. Крутогоров, «Загадки и пословицы», Б. Заходер, энциклопедия для детей «Хочешь знать, почему?».

3. Выступление детей с рассказами о профессиях своих родителей (презентации)

Составление рассказов о разных профессиях по картинкам.


4. Экскурсии:

По детскому саду (знакомство с профессиями врача, медсестры, старшего воспитателя, психолога, повара, инженера по техники безопасности).


Знакомство с профессией "Старший воспитатель"



Знакомство с профессией "Психолог"


Рассказ повара о своей работе.

Беседа с инженером по безопасности труда в детском саду .


Наблюдение за работой экскаваторщика.


Экскурсия в любимую библиотеку.


5. Организация выставки любимых книг в книжном уголке.

НОД по Изобразительной деятельности:

1. Рисование «Моя будущая профессия» или «Кем я буду, когда вырасту».

2.Конструирование их пакетов из под сока «Дома нашего города» (профессия архитекторов, конструкторов, строителей, дизайнеров) .

3. Аппликация «Дома нашего города», «Вазы» (профессия художники-дизайнеры)


4. Использование раскрасок по теме проекта.

5. Пальчиковая игра “Художники”.

6. Подвижные игры: «Если нравится тебе, то делай так»; «Море волнуется» (со словами «Задуманную профессию – покажи»).

7. Сюжетно-ролевые игры, игры с конструкторами и строителем: «Строительство дороги», «Пожарные», «Магазин игрушек», «Библиотека», «Поликлиника» и другие.



8. Опрос детей на тему «Когда я вырасту, то стану работать…»


9. Дидактические игры: «Кто чем занят», «Знаю все профессии», «Кому, что нужно для труда?», «Посмотри и назови профессию», «Четвёртый лишний», «Что сначала, что потом», «Угадай профессии по описанию».


10. Использование в работе поговорок и пословиц:

Землю солнце красит, а человека – труд.

Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Мала пчелка, да и та работает.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Труд человека кормит, а лень портит.

Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.

Была бы охота – заладиться всякая работа.

Кто не работает, тот и не ест.

Как потопаешь, так и полопаешь.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Делу - время, потехе - час.

Работа с родителями:

1. Рассказы родителей о своих профессиях и их значимости

2. Индивидуальные консультации с родителями в ходе проекта

3. Предоставление родителям списка книг о профессиях, рекомендуемых для прочтения с детьми

4. Помощь родителей в подборе атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Заключительный этап:

1. Создание коллективной стенгазеты «Не так уж важно, кем нам быть, достаточно свой труд любить».


2. Создание альбома «Рассказы детей «Профессии наших родителей» (совместно с родителями)

Достигнутый результат:

1. Дети группы расширили и углубили знания о существовании разных профессий, о значимости, ценности каждого труда.

2. Проект способствовал возникновению интереса к профессиям своих родителей и профессиям сотрудников детского сада, дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах о том, какая профессия интереснее.

3. Большинство детей (19 человек из 28) научились составлять небольшие рассказы о профессии своих родителей, уверенно презентовать их перед своими товарищами.

4. Ежедневные обсуждения и рассматривание альбома с фото и рассказами детей о профессиях родителей, обогатило их словарь детей, способствовало повышению их речевой активности детей.

5. Проект способствовал воспитанию у детей уважительного отношения к людям труда, желанию помогать дома родителям, воспитателям и няне (помощнику воспитателя) в детском саду.

6. Родители рассказали детям о своей профессии, помогли детям составить и записать составленный ими рассказ, оформили страничку с фотографией с места работы.

7. Проект укрепил дружеские отношения между родителями и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.

Уверена, что данный проект заставил детей взглянуть на работу своих родителей другими глазами, более уважительно относиться к их труду. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех, поэтому я очень надеюсь, что в будущем мои выпускники выберут себе любимую профессию, доставляющее радость и приносящее пользу людям.

Все родители рассказывают своим детям о профессиях . Мы с Олесей начали изучать профессии в 2 года по книгам из серии «Школа семи гномов». А недавно у нас появилась новая серия книг по профессиям и называется она «Кем быть?»

Детям о профессиях — книги «Кем быть»?

Замечательное издательство «Настя и Никита «, с которым мы познакомились благодаря волшебному проекту «Школа Сказки «, прислало нашей Олеси в подарок пять книг из серии «Кем быть?» . Эти книги — небольшие — размером чуть больше ученической тетрадки. Но, качество у них превосходное — книги очень приятно держать в руках.

Обложки — мягкие, но достаточно прочные. И наполнение книг — очень интересное. В книгах очень много картинок и мало текста, но информации для дошколят — хватит с избытком. Здесь и взрослые в каждой книжке откроют для себя что-нибудь новое.

Книги серии «Кем быть» построены следующим образом.

Во-1, рассказывают чем полезна конкретная профессия.

Во-2, раскрываются основные специфические черты (умения и навыки, а так-же вещи, которые требуются специалистам)

В-3, дается историческая справка: что было раньше в данной профессии и что теперь, да еще в разных странах.

В-4, предлагаются задания по теме профессии

В-5, дается творческое задание — изобразить что-нибудь по профессии, которой посвящена книга.

Детям о профессиях — спасатель

Эта книга рассказывает о людях-героях, которые спасают людей, даже рискуя своей жизнью. Спасатели:

  • тушат пожары
  • вывозят людей из затопленных мест
  • разбирают завалы после землетрясений
  • расчищают дороги от снежных завалов
  • спасают лыжников в горах
  • оказывают помощь людям, пострадавшим в авариях
  • ищут людей, заблудившихся в лесу
  • помогают животным, попавшим в беду

Детям о профессиях — «Спасатель»

Спасатели работают в специальной одежде, которая в огне не горит и не рвется. На голове у спасателей шлем, защищающий от ударов, защитные очки берегут глаза от искр. На нос одевается дыхательный аппарат, чтобы можно было дышать воздухом, когда вокруг все задымлено.

Спасатели на воде одевают специальные гидрокостюмы, в которых бывает сухо и тепло даже в ледяной воде.

У спасателей есть поисковые приборы и специальные инструменты:

  • виброфон — помогает искать людей под завалами
  • видеожндоскоп — тоненький шланг с маленькой видеокамерой. Этот шланг проходит даже в узкую щель и камера транслирует на компьютер все, что происходит под завалом
  • микрофон — усиливает даже самые слабенькие звуки и передает их в наушники
  • мощные кусачки, которые разрезают железо, как ножницы бумагу
  • бензорез — «пила», которая распилит и кирпичную стену и стальную дверь
  • расширитель — инструмент, помогающий поднять и раздвинуть преграды на пути спасателей.

Детям о профессиях — «Спасатель» — коллаж 2

Спасателями могут работать только сильные и выносливые люди, поэтому они постоянно занимаются спортом.

В книге «Спасатель» даются простые советы деткам, чтобы не попасть в беду:

  • не баловаться со спичками и электроприборами
  • не играть с ртутным термометром
  • не залезать на подоконник
  • не купаться без взрослых в водоема

Все дети должны запомнить телефон спасательной службы: 112

В книжке есть задания, позволяющие ребенку побывать спасателями и найти грибников, затерявшихся в лесу.

А еще можно пофантазировать и нарисовать как сам ребенок спасает попавших в беду.

Детям о профессиях — «Спасатель» — коллаж 3

Книгой «Спасатель» Олеся была просто очарована. Ее покорили люди, которые рискуя собственной жизнью, спасают незнакомых людей.

Детям о профессиях — пекарь

Пекарь печет главный продукт для русского человека — ХЛЕБ.

Детям о профессиях — «Пекарь»

Чтобы испечь хлеб нужны:

  • дрожжи

В сдобные булочки добавляют еще масло, сахар, молоко и яйца.

У каждого пекаря есть такие вещи, как весы, сито, квашня (или дежа — емкость куда кладут тесто), скалка, доска, нож, противень. И самое главное — печь!

Художник Диана Лапшина вот так изобразила работу пекаря — коротко и ясно:

Детям о профессиях — работа пекаря

В книжке «Пекарь» рассказывается о разновидностях хлебов в России и зарубежных странах:

А в конце книги — правила бережного отношения к хлебу.

Нельзя оставляеть недоеденные куски — лучше взять хлеба поменьше, но доесть его до конца.

Хлеб нужно хранить бережно. Несвежий хлеб нельзя выбрасывать — лучше отдавать его птицам.

В конце книги «Пекарь» задания — распутать лабиринты, вспомнить какой хлеб как называется и нарисовать свой хлеб.

Профессия «Пекарь» привлекла Олесю больше всего — дочка хочет сама печь вкусный хлебушек.

Детям о профессиях — портной

Детям о профессиях — «Портной»

Для того, чтобы сшить одежду портному нужны:

  • выкройки
  • ножницы
  • сантиметр (измерять человека и ткань)
  • булавки
  • иголки, нитки и наперсток
  • швейная машинка
  • утюг.

Для шитья используется много красивых и полезных мелочей — ленточки, тесьма, кружева, пуговички, крюки, кнопки, застежки-молнии. Все это называется фурнитура.

Шьют одежду из самых разных тканей:

  • из льна (травка с голубыми цветами)
  • из хлопка (на его стебельке бывает ватное «облачко»)
  • из шелка (нити делают гусенички- шелкопряды, свивая себе домик)
  • из шерсти овец и коз
  • из нефти, каменного угля, металла и еловых шишек.

Когда Олеся узнала, что шелк делают из коконов шелкопрядов, то очень огорчилась, что люди разрушают домики маленьких гусеничек.

А меня удивило, что для одежды используют такие неподходящие материалы, как нефть, уголь, металл и еловые шишки. Никогда об этом не слышала.

В книге доступно показано, как шьют одежду портные в ателье и на фабрике.

Из исторического экскурса: первую одежду делали из шкур животных, потом научились делать ткани и просто оборачивали ее вокруг тела. Потом появились бродячие портные, которые шили одежду, переходя из города в город. И теперь одежду шьют и на фабриках и в ателье. А самых искусных мастеров называют кутюрье.

В книжке показана традиционная одежда людей из разных стран.

В конце книжки «Портной» есть советы детишкам по бережному отношению к одежде.

Обращайся с вещами аккуратно! Вешай одежду в шкафчик.

Если одежда испачкалась, ее нужно постирать и погладить. А если одежда порвалась, то ее нужно заштопать.

В конце книги — задания на внимание: найти отличия в одежде детей и распутать ошибки художника при одевании сказочных героев.

Ну и, конечно, нужно придумать и нарисовать собственный наряд.

Задания по теме «Портной»

После прочтения этой книги, Олесе сразу захотелось шить и для себя.

Детям о профессиях — шофер

Эта книжка будет хитом у мальчиков от 2-х до 6-7-ми лет. Ну и нашей Олесе она тоже понравилась.

Детям о профессиях — «Шофер»

В книге «Шофер» достаточно подробно расписано устройство машин и снаружи и внутри.

Кратко, но понятно рассказывается, как управлять машиной.

Показаны основные знаки, которые знают все шоферы.

На веселых картинках показана история автомобилей: от первых машин, напоминающих кареты и двигавшихся со скоростью лошади и до современных гоночных автомобилей.

В конце книги дается веселое задание — найти ошибки художника, изобразившего летающий и плавающий автомобиль. Есть серьезное задание — вспомнить как называются части машин.

И творческое задание — нарисовать машину своей мечты.

Задания, связанные с профессией «Шофер»

Детям о профессиях — художник

Начинается книга со слов «Посмотри, как мир вокруг прекрасен! Все, что мы видим — леса и сады, дома и людей, — можно нарисовать. Занимается этим художник.»

Детям о профессиях — «Художник»

Художник рисует разными красками:

  • акварель — легкая, прозрачная краска: сквозь одну линию видно другую
  • гуашь — непрозрачная, неблестящая густая краса
  • масло — яркая, блестящая, густая краска.

Для рисования художник берет еще и пастель, карандаши, тушь и уголь.

Для работы художнику нужно:

  • кисточки разных форм и размеров
  • простые карандаши
  • палитра
  • холст
  • мольберт
  • этюдник

Самые главные цвета красок — красный, синий и желтый. Из них можно получить множество оттенков.

Художники работают так:

1. Делают пробные рисунки карандашом — наброски (эскизы).

2. Намечают карандашом основные линии и подрисовывают детали.

3. Пишут картину красками, подбирая нужные цвета и оттенки.

Художники пишут картины на разные темы:

  • портреты
  • натюрморты
  • пейзажи

Некоторые художники изображают картины из жизни и исторические события. Это жанровая живопись.

Профессия художника очень разнообразна. Есть художники-модельеры, художники-ювелиры, художники-миниатюристы, художники-керамисты, художники-конструкторы.

А некоторые художники сами не рисуют, а помогают восстанавливать и сохранять ценные картины. Это художники-реставраторы.

В работе над мультфильмами и книгами тоже многое зависит от художника.

В конце книги ребенок может попробовать себя в роли художника — нужно раскрасить бабочек и нарисовать свой шедевр на свободную тему.

Нам понравились все книги серии «Кем быть» — они доступно и интересно рассказывают детям о профессиях взрослых. Но, особенно, Олеся восхищалась книгой «Спасатели». Дочку покорили люди, которые рискуя собственной жизнью, спасают незнакомых людей. А для себя Олеся выбрала профессию «Пекарь» — дочке самой захотелось печь вкусненький хлебушек.

Воздушная принцесса

Нахожусь всегда в полёте

В белоснежном самолёте.

Пассажирам помогаю,

Прессу, кофе предлагаю.

Я воздушная принцесса

И зовусь я стюардесса .

Летчик


Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.

Буду геологом

Стать геологом хочу –

Камни разные учу.

Вот руда, в ней есть металлы.

Вот различные кристаллы.

Камень здесь – морской коралл,

Рядом жемчуг засверкал.

Самый крепки, знай, алмаз,

Я найду его не раз.

Геолог


Геолог знающий для нас
Найдёт в земле и нефть, и газ.
Укажет глубину буренья,
Объём всего месторожденья.
Геологической разведкой
Он минерал откроет редкий.

(О. Повещенко)

Геолог

С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»

(Е. Санин)

Повар детского сада

В небе звёздочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

Только повару не спится –

Повар затемно встаёт.

Каша булькает легонько,

И яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит.

Мы в столовой дружно сядем,

Как огромная семья.

Буду поваром в столовой –

Так сама решила я!

Повар


Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.

Повар


Жарит, парит и печёт –
Вот пирог, вот каша…
И за то ему почёт,
Благодарность наша!

(Е. Санин)

Ветеринар


Если у собаки жар
Нужен ей ветеринар.
Он поможет излечиться
Даже тигру и волчице.

(О. Повещенко)

Ветеринарный врач

Я подумал вот о чём:

Хорошо бы стать врачом,

Но не детским, а кошачьим!

Детям больно – мы заплачем,

Разревёмся сгоряча,

Мама вызовет врача.

А бродячему коту

Если вдруг невмоготу?

Кто зовёт к нему врачей?

Он бродячий – он ничей!

Ветеринар


Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -

Перевяжет, даст отвар.

Парикмахер

Папа к зеркалу садится:

Мне подстричься и побриться!

Старый мастер всё умеет:

Сорок лет стрижёт и бреет.

Он из маленького шкафа

Быстро ножницы достал,

Простынёй укутал папу,

Гребень взял, за кресло встал,

Щёлкнул ножницами звонко,

Раз другой взмахнул гребёнкой,

От затылка до висков

Выстриг много волосков,

Расчесал прямой пробор.

Зашипело в чашке мыло,

Чтобы бритва чище брила,

Фыркнул весело флакон

С надписью «Одеколон».

Парикмахер


Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

Часы

Чтобы ходики

Ходили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал,

Который час,

По каким часам

Вставать,

По каким часам

В кровать, -

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:

Как же мне не горевать!

Из моих часов

Кукушка

Перестала куковать…

Всё понятно старику,

Старику часовщику .

Из окошечка резного

Снова слышится: «ку-ку!»

Мы в часы мячом попали,

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон.

Мы сказали:

Дядя Ваня,

Мы давно знакомы с вами.

Неужели в этот раз

Вы не выручите нас?

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Всё понятно старику,

Старику часовщику .

Мы теперь приходим в класс

Раньше всех на целый час.

Песенка точильщика

Я точу о камень нож,

Чтоб в работе был хорош.

Чтобы резал хлеб и лук,

Но не резал ваших рук.

Резал с хрустом твой арбуз,

Сладкий, сахарный на вкус.

Добрый нож я наточу,

Злой точить я не хочу!

Конструктор


На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, работал.

Конструкторы

Всю технику людям Земли
Конструкторы изобрели!
Сперва возникает чертёж -
На тонкий рисунок похож.
В нём пользы и силы не счесть,
Сумей его только прочесть!

(А. Павлов)

Гончар

Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,
Чтоб из нее ушла вода,
Стоят горшки и кружки
На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив
Горшок из глины красной,
Его должны мы, просушив,
Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь, -
И в первый раз идет он в печь.

Горшок выходит из огня
Румянее и краше,
Готовый с завтрашнего дня
Варить борщи и каши.

Будем моряками

Мы, ребята, любим море.

По морям да по волнам

В боевом идём дозоре –

«Нынче здесь – а завтра там!»

В поход, в поход!

Море смелого зовёт.

Море смелого зовёт –

Мы пойдём служить на флот!

Капитан прикажет строго –

Дать машинам полный ход!

Здравствуй, синяя дорога!

Наш корабль идёт в поход.

Бескозырка и тельняшка,

И на лентах якоря,

На ремне большая пряжка –

Моряку даны не зря!

В поход, в поход!

Море смелого зовёт.

Море смелого зовёт –

Мы пойдём служить на флот!

Моряк

Молодой моряк в матроске

Вышел к берегу реки.

Снял матроску по-матросски,

Снял морские башмаки,

По-матросски раздевался,

По-матросски он чихнул,

По-матросски разбежался

И … солдатиком нырнул.

Капитан

Я рисую небо,
Я рисую море,
Я рисую парус
В голубом просторе.
Почему рисую,
Я скрывать не стану,
Вырасту, конечно,
Стану капитаном.
Корабли рисую,
Якоря и мачты,
Пусть по мне тоскуют
Юные морячки.
Я для них открою
Сказочные страны,
И вернусь героем,
Храбрым капитаном.

(В. Пахомов)

Водолаз

Дядя Саша –

морской водолаз

лазил в воду

2000 раз!

Но всегда,

избегая беды,

он сухим

выходил из воды.

Поднимался на борт

Александр –

и снимал

водолазный скафандр.

Водолаз

Жил да был неустрашимый

Знаменитый Водолаз .

И акулы и дельфины,

Да, акулы и дельфины,

С ним здоровались не раз.

С кем он только не встречался

Под водою голубой,

Потому что погружался,

Потому что погружался

Он в работу

С головой.

Водолаз

В глубине солёных вод

Сделал сотни он работ:

Груз со дна он поднимал,

Клад пиратский он искал.

От акулы лодку спас,

Проводил по дну он газ.

Делал снимки он для книжки,

Что читают все мальчишки.

И берёг он не на шутку

Миг, секунду и минутку,

Ведь замешкался – и вот

На исходе кислород.

Водолаз тот – Мишкин дед.

На стене его портрет.

Мы готовы сотни раз

Слушать дедушкин рассказ.

(И. Агеева)

Рыбак

Опустили в море трал.
Через час кричат: «Аврал!»
И у рыбака тогда
Начинается страда!

(Е. Санин)

Рыбак


Рыбак-профессия морская.
Выносливым быть должен он.
Он средства лова рыбы знает
И с навигацией знаком.

(О. Повещенко)

Вперёдсмотрящий

Возьмите меня с собою,

Возьмите,

Ну что вам стоит!

На этот большой корабль

Возьмите меня с собою.

Я буду впередсмотрящий,

Вперед далеко смотрящий!

Я риф на пути увижу,

Из пены седой торчащий...

Увижу акул, наверно,

И рыб, на цветы похожих...

Китов разгляжу я первый,

Китов я увижу тоже!

Кальмаров живых, скользящих,

Тунцов полосатых стаю

И рыб, над водой летящих!..

И может, одну поймаю...

И ночью не спать я буду -

На вахте стоять я буду!

вы ночью спокойно спите,

Возьмите меня, возьмите.

Комбайнёр

Любим мы блины с вареньем ,

С яблоками пирожки ,

Вкусный торт на день рожденья

Из рассыпчатой муки .

Но хочу открыть я тайну :

Пирожков вам не видать ,

Если в поле вдруг комбайны

Хлеб не будут убирать .

На заре , лишь подрумянит

Луч рассветный тополя ,

Комбайнёр к штурвалу встанет

И скорее на поля .

Он похож на капитана ,

Но ведет корабль степной .

Спорит он с волной упрямо ,

Только с золотой волной .

Берегись же , перепелка ,

И кузнечик , и сурок .

Вот уже ложится колкий ,

Ровный , в ниточку , валок .

И течёт , течёт пшеница

Золотистою рекой …

И машины вереницей

Хлеб везут для нас с тобой .

Здесь его собрали горы –

Значит , булок поедим .

И за это комбайнёру

Мы «спасибо » говорим !

Лесничий

Вот дом стоит в густом лесу ,

А в нем живет лесничий .

Он здесь не сторожит лису

И не стреляет дичь он .

С рассветом раньше всех встает

Шагает в чащу смело .

И начинается обход –

Лесничий занят делом .

Ни браконьерам , ни ворам

Нигде не даст слабинку ,

Убережет от топора

Березку и осинку .

Пушистых елочек отряд

Спасет по Новый год он .

Подкормит диких он зверей –

Вот в чем его работа .

Он охраняет лес , а с ним

И дятла , и сороку –

Им без лесничего , одним ,

Пришлось бы очень плохо .

И лось , мохнатый великан ,

И белки озорные

За ним гуляют по пятам ,

Как будто бы ручные .

Все муравейники сочтет ,

Что на дворцы похожи .

Им от лесничего почет –

Ведь лес спасают тоже .

Еще разводит грядки он ,

На них же – что за диво ! –

Малышка -ель , и крошка -клен ,

И маленькая ива .

Он их растит , чтоб превратить

Когда -то в лес шумящий ,

Чтоб нам с тобой потом бродить

В тени прохладной чащи !

Егерь


Егерь – это страж лесной.
Кормит он зверей зимой.
Бережёт леса и реки
От лихого человека.
Для защиты примет меры,
В лес не пустит браконьера.

(О. Повещенко)

Мой отец – оленевод

Мой отец – оленевод!
В ясный день осенний
Даже издали найдёт
Он своих оленей.

Знает множество примет,
Посвист или слово,
На тропе отыщет след
Вожака любого.

Если в землю бьёт олень
Острыми рогами,
Значит, будет вьюжный день,
Снег не за горами.

Если фыркнет невзначай,
Повернёт к овражку,
Значит, поутру встречай
На пути упряжку.

И развеет бег саней
Все твои печали, –
Потому что мы друзей
В тундре повстречали!

Рабочий

Он формовщик,
Он шлифовщик,
Штукатур и облицовщик,
Токарь,
Каменщик,
Столяр,
Слесарь,
Стропальщик,
Маляр,
Он шахтёр
И водолаз,
И монтажник-верхолаз.
Кто же он?
Скажи короче.
Ну, конечно же, –
Рабочий!

(В. Пахомов)

Инженер

Он рассчитывает точно,
Чтоб всё было крепко, прочно.
Без его расчёта
Развалится работа!

(Е. Санин)

Тренер


Тренер знает лучше всех,
Как рождается успех:
Многолетней тренировкой,
Терпеливостью, сноровкой.
Только профессионал
Покоряет пьедестал.

(О. Повещенко)

Ещё стихи о профессиях: 1


С. Михалков, С. Маршак, О. Дриз, С. Баруздин, В. Лифшиц, М. Пожарова, Г. Люшнин, И. Гамазкова, Л. Рахлис, Г. Граубин, А. Барто, Б. Заходер, А. Авдиенко, Г. Виеру, В. Малков, Т. Собакин, Э. Мошковская, А. Ахундова, П. Синявский, О. Григорьев, В. Половинкин, В. Степанов, Т. Шорыгина, Г. Ладонщиков, В. Кремнев, Н. Кнушевицкая, Е. Артюхина, Е. Карганова, В. Перельман, Л. Домнин, И. Козлов, Я. Аким, Ф. Лаубе, Ю. Тувим, В. Кузьминов, А. Хребтюгов, А. Разцветников, Л. Уланова, Т. Адамайтис, Л. Олифирова, Л. Фадеева, Н. Стожкова, Л. Яхнин, А. Шевченко, П. Явтысый, В. Осеева, И. Агеева

Дорогие друзья! Поговорим о ваших воспитателях.

Многие из вас ходят в детский сад и очень любят своих воспитателей.

Ходите ли вы в детский сад?

Как зовут вашего воспитателя?

Какие черты характера привлекают вас в нем?

Представьте, что ясным осенним утром мама привела вас в детский сад. Вы весело взбегаете по ступенькам, рады, что встретитесь с любимым воспитателем, с друзьями, что впереди у вас целый день, наполненный играми, занятиями, интересными делами, прогулками. Вы уже ходите в детский сад не первый год, и всё здесь вам хорошо знакомо. Вы, конечно, знаете, что сначала нужно поздороваться с воспитателем, назвав его по имени и отчеству. Затем раздеться, снять куртку, шапку, развязать шарф, переобуться в сменную обувь.

Кто поможет вам справиться с этим?

Правильно! Воспитатель. Он не только расстегнет пуговки и крючки на курточке, но и объяснит, как это сделать самому.

По утрам воспитатель делает с ребятишками зарядку — несложные, но очень полезные физические упражнения.

После того, как вы хорошенько помыли руки с мылом, можно приступить к завтраку.

За завтраком воспитатель внимательно следит, правильно ли вы держите ложку, правильно ли сидите за столом, обучает вас правилам этикета.

После завтрака можно под руководством воспитателя заняться каким-нибудь интересным делом, например, сшить из разноцветных тряпочек мягкую игрушку, сделать нарядную аппликацию, нарисовать картинку.

Как много должен знать и уметь воспитатель! И шить, и вышивать, и вырезать из бумаги, и клеить, и рисовать, и лепить из пластилина, знать песни, стихи, игры и считалки. И все эти умения и знания он передает малышам.

Но главное — воспитатель должен любить и понимать ребенка!

Воспитатель прекрасно видит отношения детей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, кто любит жаловаться, ябедничать, кто затевает споры и ссоры. Знает, кто из детей щедр, а кто жаден и завистлив. Своим поведением, беседами, иногда с глазу на глаз, воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие.

В старших группах воспитатели готовят детей к школе.

Наконец, приходит время расставания с детским садом. Выпускники старшей группы с грустью прощаются со своими любимыми воспитателями, посвящают им стихи, песни, например, такие:

В детском саду

Нас в саду встречали лаской,

Добротою и теплом,

Вечером читали сказки.

Детский сад — наш добрый дом!

Приучали нас к порядку,

К красоте и чистоте,

Ранним утром на зарядку

Дружно мы вставали все.

Здесь всему нас научили —

Мы особенно любили

Новогодние деньки:

Елочка сверкала ярко,

Мы водили хоровод,

Дед Мороз дарил подарки

Каждому под Новый год.

Нас кормили повара,

Нас лечили доктора,

И мы очень нежно любим

Воспитателей своих,

Вспоминать мы долго будем

Лица ласковые их!

Никогда мы не забудем

Детский садик наш родной,

Приходить к вам в гости будем

Мы и летом, и зимой!

Дорогие ребята! Я рассказала вам о труде воспитателя. Порой он бывает очень нелегким. Но великое счастье и смысл этого труда — вырастить умного, доброго, умелого и любознательного маленького человека!

Хотели бы вы стать воспитателем детского сада? Почему?

Расскажите, что должен знать и уметь воспитатель.

Какое, на ваш взгляд, главное качество воспитателя?

Какая самая важная задача воспитателя детского сада?

Принято думать, что профориентация – дело далекого будущего, если речь идет о ребятах младшего возраста. Конечно, детям о профессиях рассказывают и в детском саду, и в школе, и родители время от времени отвечают на их вопросы по этой теме, но многие так и не могут сказать, кем и где работают их папа и мама.

На самом деле, если систематически беседовать с ребенком о том, какие профессии есть на свете, чем они интересны, это поможет развить его кругозор, речь, пробудить интерес к различным видам деятельности.

Детям важно понять, что нет профессий «плохих» и «хороших», «нужных» и «не нужных» – все они важны и приносят пользу людям. Просто каждому человеку надо выбрать то, что ему по душе, получить соответствующее образование и приступить к работе.

Как появились профессии?

Рассказывая детям о профессиях , нужно сказать, что они появились не сразу. Сначала люди жили сами по себе, существуя, кто как мог. Они носили шкуры убитых животных, жарили на костре их мясо, из костей делали наконечники стрел и копий и т.д. Каждый создавал это сам для себя и своей семьи. Профессионально никто этим не занимался.

Но вот прошло много-много лет, и шесть веков назад на Руси стал править царь Иван III. В документах, сохранившихся с тех времен, остались названия профессий. Так мы узнали, что уже тогда были и стрелки, и повара, и садовники, и мельники, и плотники, которые есть и в наши дни. А вот трубники, утятники, бронники, страдники, пищальники, ямчужные мастера стали историей.

Раньше дело, которым занимался человек, профессией не называлось. Каждый владел мастерством в какой-то области, которое передавалось по наследству. И работали мастера там, где жили. Отсюда названия улиц, где жили мастера: Оружейная, Кузнецкая, Плотницкая.

Сегодня целые города носят названия, связанные с профессиями: например, город Бронницы под Москвой.

Постепенно сформировалось понятие профессии как дела, полезного для себя и других, которому нужно специально обучиться, а потом соблюдать его правила. Например, пожарный должен понимать, как действовать при пожаре, а врач – как лечить болезни.

В помощь людям, которых называют профессионалами, были созданы особые приспособления: станки, машины, музыкальные инструменты, высокоточные компьютеры и т.д.

Как выбрать профессию?

В разговоре с детьми о профессиях можно упомянуть и то, как люди понимают, чем они хотят заниматься в своей жизни. Как в старинные времена, сегодня они тоже стремятся получить профессию, связанную с тем, что им по душе:

  • те, кто любит животных, получают специальности ветеринара, животновода, кинолога, зоолога и др.
  • воспитателями, учителями, детскими врачами становятся те, кто хотят заботиться о подрастающем поколении
  • те, кому нравится конструировать, изобретать, придумывать новые механизмы, идут в науку или производство и становятся учеными, инженерами, механиками, конструкторами и т.д.

Хорошо, если в семье есть родственники, которые побеседуют с ребенком о своих профессиях доступным ему языком и ответят на его вопросы.

В наше время интерес детей к профессиям формируется на специальных выставках, где в группах по интересам ребята могут попробовать себя и в качестве поваров, и сконструировать модель машины будущего, и смастерить поделку своими руками. Обычно такие выставки воспринимаются детьми очень эмоционально и способствуют пробуждению у них интереса к различным профессиям.

В программу детского сада и внеклассной работы в школе обязательно должны быть включены на предприятия города. Много впечатлений остается после посещения хлебозаводов, где детей угощают свежайшей выпечкой, а также предприятий, где работают их родители.

В некоторых городах реализованы программы профориентации «Юные железнодорожники», «Юные помощники ГИБДД», «Юные пожарные» и т.д. Дополнительная польза от них – изучение правил дорожного движения, а также формирование уважения к профессиям. После участия в этих программах многие ребята в будущем мечтают связать свою судьбу с этими профессиональными областями.

Таким образом, существует много способов рассказать детям о профессиях , и родители в силах помочь ребенку достаточно рано приобщиться к делу, которому он, быть может, посвятит свою жизнь.