, Классное руководство

Цели и задачи классного часа (урока): привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям, традициям других народов;

  • мотивация школьников к изучению фольклора своей страны;
  • активизация досуга подростков, познавательной деятельности школьников.
  • Данная программа может послужить моделью для нетрадиционного урока литературы.

    Оборудование:

    • компьютер;
    • мультимедиапроектор;
    • жетоны с количеством очков;
    • секундомер.

    Предварительная работа:

    Классный руководитель (учитель) формирует команды из учащихся или одного класса, или разновозрастные. Участники знакомятся с правилами игры, выбирают капитана команды. Количество команд выбирает сам учитель.

    Правила игры:

    Путешествие происходит по шести станциям: “Музыкальная”, “Народные праздники”, “Народное искусство”, “Русская кухня”, “Быт русского народа”, “Пословицы”. Участники по очереди выбирают станцию и номер вопроса. На обсуждение предлагается 30 секунд, после этого даётся ответ. Если команда не отвечает, то возможность ответить получает другая команда.

    Описание классного часа (урока):

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об очень серьёзных вещах.

    На Руси издавна была в ходу пословица: “Делу время – потехе час”. Русский народ умел работать, защищать свою землю, но и умел хорошо веселиться и отдыхать.

    На сегодняшнем классном часе мы постараемся и всерьёз и в шутку поговорить о русском фольклоре.

    Итак, начинаем!

    Станция “Музыкальная”

    100 - Как называется русский трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

    200 - Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

    300 - Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)

    400 - Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

    500 - Необычный музыкальный инструмент, похожий на дудочку, заимствованный у рогатого скота? (Рожок)

    Станция “Народные праздники”

    100 - На какой праздник особенно любили гадать девушки? (Святки)

    200 - Назовите самый короткий народный праздник (Ночь на Ивана Купалу)

    300 - Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник (Весна, зелёные святки)

    400 - Что представлял собой обряд “завивание бороды”? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

    500 - Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

    Станция “Народное искусство”

    100 - Какие три главных цвета имеет хохломская роспись? (Красный, жёлтый, золотой)

    200 - Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое она брала с собой на посиделки. Что это? (Прялка)

    300 - Когда мастера делали заготовку бересты? (В период сокодвижения)

    400 - Что такое колт? (Височная подвеска кокошника или шапки)

    500 - Какие самые популярные изделия русских умельцев из бересты и лыка? (Лукошко и лапти)

    Станция “Русская кухня”

    100 - Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

    200 - Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленицы. (Блины)

    300 - Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)

    400 - Что такое кулебяка? (Пирог с мясом или рыбой)

    500 - Какое блюдо солят трижды? (Пельмени)

    Станция “Быт русского народа”

    100 - Назовите самое распространённое на Руси осветительное устройство. (Лучина)

    200 - Какая обувь была самой распространённой в Древней Руси? (Лапти)

    300 - Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

    400 - Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

    500 - Любимое узорчатое деревянное завершение крыши русской избы. (Конёк)

    Станция “Пословицы”

    (Участники должны подобрать к названной пословице русский аналог)

    100 - “Бежал от дождя, попал под ливень” (арабская пословица). (Из огня да в полымя)

    200 - “Тот не заблудится, кто спрашивает” (финская пословица). (Язык до Киева доведёт)

    300 - “Где нет фруктовых деревьев, свёкла сойдёт за апельсин” (иранская пословица). (На безрыбье и рак рыба)

    400 - “Всё хорошо в своё время” (английская пословица). (Делу время - потехе час)

    500 - “Пика не кладётся в мешок” (польская пословица). (Шила в мешке не утаишь)

    В конце игры подводятся итоги, определяется команда-победительница. Происходит награждение. Учителю важно поощрить отличившихся ребят, которые показали не только знание, но и заинтересованность в изучении русского фольклора.


    ДОУ № 67 «Волшебник»
    Красносельского района
    Фольклорная
    игровая программа № 1
    «Белые хоромы, красные подпоры»
    воспитатель гр. № 10
    Ланина Елена Владимировна
    Санкт-Петербург 2008 год
    Цель игровой программы:
    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к наследию народной игровой культуры.
    Задачи:
    Образовательные задачи:
    - Создание условий для изучения воспитанниками традиционного фольклора, синтезирующего в себе основные формы устного народного творчества;
    - Знакомство с традиционным праздничным календарем и включенными в них народными играми;
    - Развитие условий для активизации интереса к обрядовым праздникам и через них к народным играм;
    - Развитие навыков по исполнительской, музыкально-творческой деятельности и игровой культуры.
    Развивающие задачи:
    - Приобщение детей к народной культуре и создание благоприятной среды психологического комфорта, путем использования культурных национальных традиций и включенных в них народных игр;
    - Формирование культурного самосознания;
    - Развитие интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры;
    - Развитие природных задатков и реализация интересов ребенка.
    Воспитательные задачи:
    - Создание в коллективе воспитывающей среды;
    - Организация коллективной творческой деятельности детей на основе сотрудничества и поддержки;
    - Создание «ситуации успеха» для всех детей помогающей преодолеть неуверенность в себе;
    Действующие лицо: Ведущий
    Предварительная подготовка:
    Подбор детьми загадок, частушек о гусе, разучивание слов из народной игры «Гуси», проведение конкурса рисунков на тему «Гуси». Лучшие рисунки отбираются для оформления помещения, где будет проходить фольклорная игровая программа. Чтение и инсценировка отрывка из сказки «Гуси – лебеди» (по выбору).
    Место проведения:
    Группа, стилизованная под русскую избу – мини-музей.
    Оформление зала:
    Стены украшены детскими рисунками на тему «Гуси» и поделками в технике оригами.
    Оборудование:
    Из плотных листов бумаги заранее вырезать большого размера «гусиные лапки», костюмы, отрибуты к сказке «Гуси лебеди».
    План проведения:
    Дети входят в «избу», здороваются с хозяйкой и рассаживаются.
    Ведущая рассказывает сказку.
    Дети загадывают загадки друг другу.
    Скороговорки.
    Рассказ о народных праздниках связанных с образом гуся.
    Дети исполняют песню «Веселые гуси».
    Девочки исполняют частушки.
    Народная игра «Волк и гуси».
    Уральская игра «Гуси с хозяюшкой и волк».
    Эстафета «Гусиные лапки».
    Ведущая напевно проговаривает обрядовые венчальные песни.
    Инсценировка сказки «Гуси лебеди».
    Ход игровой программы:
    Ведущий: Ребята! У русского народа, как и у других народов, есть свои песни, праздники и обычаи. А есть еще у русского народа дни, в которые вспоминают о животных, птицах как-то по-особенному, либо «прибирают» скотину, заготавливая мясо впрок.
    Расскажу-ка я вам сказку, и вы сразу поймете, о ком сегодня пойдет речь. Купил мужик гуся к празднику и повесил в сенях. Проведали про то двое солдат; один взобрался на крышу гуся добывать, а другой вошел в избу.
    - «Здорово, хозяин!»
    - «Здорово служивый!»
    - «Благослови колядовать!»
    - «Колядуй добрый человек!»
    Солдат начал:
    А в лесе, лесе
    Солдат на стреси,
    Стреху продрал,
    Гуся забрал.
    Святой вечер!
    А хозяину и невдомек, что солдат прямо в глаза ему смеется.
    - «Спасибо тебе, служивый! Я, - говорит – такой коляды отроду не слыхивал!»
    - «Ничего, хозяин, завтра сам ее увидишь».
    Наутро полезла хозяйка за гусем, а гусем и не пахнет давно!
    Так о ком говорят «Белые хоромы, красные подпоры?»
    Дети: О гусе!
    Ведущий: Верно. А какие вы еще загадки знаете о гусе?
    По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки.
    Красные лапки, длинная шея,
    Щиплет за пятки, беги без оглядки.
    В воду купался,
    Сухим остался.
    Белый, как снег,
    Надутый, как мех,
    Лопатами ходит,
    А рогами ест.
    Ведущий: Посмотрим, кто из вас ловок, говорить скороговорки.
    Шлепают гуськом
    Гусак с гусаком.
    Смотрит с высока Гусак на гусака. Ой, выщиплет бока
    Гусак у гусака.
    Гуси на лугу
    Прячутся в стогу.
    Кричу я: «Кто в стогу?»
    А гуси – ни гугу.
    Гусь Гога
    И гусь Гага
    Друг без друга
    Ни шага!
    Ведущий: В русском земледельческом календаре есть два дня:
    10 июня и 28 сентября, названные «Никита – гусятник, гусепролет, репорез».
    Столько прозваний этому Никите дано потому, что с этого дня крестьяне начинали срезывать репу, бить домашних гусей. Дикие же гуси начинали улетать на зимовье в теплые края.
    28 сентября – праздник гусятников, охотников на диких гусей.
    К этому времени гуси вырастали и начинали отлет. Охотники же торопили добыть вкусного дикого гуся к столу.
    А когда били домашних гусей, то задабривали водяного, бросая ему гуся без головы, которую относили домой, для своего домового. Такие обычаи были у русского народа.
    Дети исполняют песню Веселые гуси».
    Жили у бабуси
    Два веселых гуся:
    Один серый, другой белый,
    Два веселых гуся.
    (2 раза последние 2 строчки).
    Вытянули шеи –
    У кого длиннее!
    Один серый, другой белый,
    У кого длиннее!
    Мыли гуси лапки
    В лужи у канавки.
    Один серый, другой белый,
    Спрятались в канавке.
    Вот кричит бабуся:
    «Ой пропали гуси!
    Один серый, другой белый,
    Гуси мои, гуси!»
    Выходили гуси,
    Кланялись бабусе –
    Один серый, другой белый,
    Кланялись бабусе.
    Ведущий: Есть ли здесь девчушки, которые знают о гусях частушки?
    Девочки исполняют частушки.
    Гуси купили себе гармошку,
    Но дырявую немножко.
    Хорошо гармошка пела,
    По-гусиному шипела.
    Испугался грома гусь,
    Заревел он: «Ой, боюсь!»
    От такого рева гром
    Притаился за бугром.
    Головою гусь вертел
    И на уточку глядел,
    Говорил он: «Я горжусь,
    Что не утка я, а гусь!»
    Гусь копеек накопил,
    Гуське бантик он купил,
    Белые сапожки,
    Чтоб не зябли ножки.
    Вы идите, гуси, в лес,
    Там деревья до небес,
    Злые волки в лесе том,
    Все с огромным животом.
    Ведущий: А – я - яй! Кто это надумал гусей отправлять в лес на съедение волкам? Нехорошо! А вот в прежние времена игра «Волк и гуси» была одной из самых любимых детских забав. Причем в разных краях России дети играли в эту игру по-разному. Вот и мы сейчас поиграем в «волков и гусей»
    Народная игра «Волк и гуси».
    Двое играющих изображают «волков», остальные – «гуси» становятся в круг. На середину круга выходят «волки». «Гуси» поют:
    Гуси, мои, гуси, га-га-га-га!
    А где, гуси, были? Га-га-га-га!
    А мы были в поле, га-га-га-га!
    На синем на море, га-га-га-га!
    Кого, гуси, видели? Га-га-га-га!
    А серого волка, га-га-га-га!
    Унес волк гусенка, га-га-га-га!
    Вместо поросенка, га-га-га-га!
    За бел рукавочек! Га-га-га-га!
    После слов «За бел рукавочек», «волки» вытаскивают «гусей» из круга. Когда остается один «гусь», он кричит:
    «Гуси, мои гуси, щиплите волка!»
    «Гуси» нападают на «волков» и щиплют их.
    Ведущий: Поиграем в эту игру так, как играли в нее дети на Урале. И до сих пор играют!
    Народная уральская игра
    «Гуси с хозяюшкой и волк».
    Выбирается считалкой «волк» и «хозяюшка». Остальные – «гуси». «Хозяйка» сзывает «гусей»:
    Хозяйка: Гуси, гуси!
    Гуси: Га-га-га!
    Хозяйка: Есть хотите?
    Гуси: Да-да-да!
    Хозяйка: Так летите домой!
    Гуси: Серый волк под горой
    Не пускает нас домой.
    Зубы точит, съесть нас хочет!
    Хозяйка: Всем домой!
    Всем домой!
    «Гуси» бегут, их ловит «волк». Оставшихся непойманными «гусей» «хозяйка» опять отправляет в поле, и игра продолжается до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей».
    Ведущий: Теперь мне нужны сразу две «хозяйки» с «гусями». Кто – «хозяйки»? Ко – «гуси»?
    Дети делятся на две команды и выбирают себе «хозяйку».
    Эстафета «Гусиные лапки».
    Из плотных листов бумаги заранее вырезают большого размера «гусиные лапки». Надо пройти в них определенное расстояние, не потеряв по дороге. (Получится, если шаркать по полу ногами.) Каждая команда получает по 2 – 3 комплекта «гусиных лапок». Пока один «гусь» ходит туда - обратно, следующие стоят наготове и, когда «гусь2 вернется к своему стаду, продолжают ход.
    Ведущий: Образ гусыньки, а также лебеди присутствует и в русских обрядовых песнях. Когда девушка в прежние времена отправлялась к венцу, ее подружки пели.
    Ведущий говорит напевно:
    Из-за лесу, лесу темного,
    Из-за лесу, лесу темного,
    Из-за садика зеленого
    Вылетало стадо гусей,
    А второе лебединое.
    Отставала лебедушка
    Прочь от стада лебединого,
    Приставала лебедушка
    Что ко стаду ко серым гусям.
    Ее стали гуси щипати,
    А лебедка стала кликати:
    - Не щиплите, гуси серые,
    Не сама я к вам залетела –
    Занесло меня погодою,
    Что погодою – невзгодою,
    Завезли меня добры кони,
    Что добры кони Васильевы,
    Что Василия-то Петровича.
    Ведущий: А вот как пели после венца, при встрече молодых у околицы:
    Гуси летят,
    Гуси летят, -
    Поговаривают.
    Одна гусынка,
    Одна гусынкаПриунывши сидит.
    Слышит она,
    Слышит она
    Холодную зимушку,
    Чужого батюшку
    И чужую матушку.
    Ведущий: А помните, с чего мы начали сегодняшнюю игру?
    Дети: Со сказки.
    Ведущий: Сказкой ее и закончим. Назовите мне известную русскую народную сказку, в которой гуси были на службе у Бабы – Яги.
    Дети: «Гуси - лебеди».
    Ведущий: Сейчас нам ребята покажут инсценировку по этой сказке.
    Выступление заранее подготовленной группы детей.
    Инсценировка отрывка из сказки «Гуси - лебеди».

    (воспитатель Бакуцкая С.Л. СП-Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п.Пензено.)

    Цель: - закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;

    Развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность, выдумку, смекалку;

    Воспитывать интерес к культурному наследию.

    Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горницу входит хозяйка.

    Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет интересно, радостно! По обычаю по старинному посиделками называется. Пригласила я гостей со всех волостей. А вот и они…

    В зал под музыку входят дети.

    Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

    Как у нас на Руси уж давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, чтобы не плакал никто и никто не скучал, сам народ для себя песни-шутки слагал. Наши дедушки, бабушки нам говорили, как плясали они, хороводы водили, как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь ещё с колыбели.

    (раздаётся стук в дверь, вносят сундучок)

    Дети, нам сундучок принесли. Давайте узнаем, от кого же он.(открывает сундучок, находит платок, достаёт) Посмотрите, какой красивый платок, да на нём что-то написано. «Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас в гости. Вас ждут чудеса! Желаю вам удачи. Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание, и имя странное - Фольклор. А что такое фольклор?

    Дети: потешки, прибаутки, заклички, песенки, сказки, скороговорки, игры. хороводы…

    Хозяйка: А кто их сочинил?

    Дети: народ.

    Хозяйка : Молодцы, отправляемся в длинное путешествие в страну Фольклора

    Предлагаю начать с хороводной песни. Ведь все события в жизни народа отражались в хороводной песне, в показе движений. Будь-то трудовые будни или праздничный день. В этих песнях обращались ласково к берёзке, рябинушке. И даже холодной зимой грелись друг с другом воспоминаниями о солнышке красном, берёзке кудрявой, тёплых деньках.

    (выставляется береза)

    Ребёнок. Берёза, моя берёзонька! Берёза раскудрявая!

    Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки!

    На тебе, березонька, листья зелёные!

    Близ тебя, березонька, красны девицы,

    Да добры молодцы хоровод ведут!

    Исполняется хоровод «Земелюшка - чернозём» (средняя группа)

    Хозяйка: Ди - ли-ли, ди -ли-ли,

    А вы Дуню видели?

    Ребенок: Заглянули в огород,

    Лебеду там Дуня рвет!

    Ребенок: Пошла Дуня в огород,

    Во зеленый огород,

    Сорвала лопушок

    Да под самый корешок.

    Сшила Дуня сарафан

    И наряден, и не ткан!

    Ребенок: Положила в уголок,

    В берестяной коробок,

    Где ни взялся таракан,

    Проел Дунин сарафан!

    «Во ку во кузнице» - русская народная песня

    Загадка - для ума зарядка

    1. Кто приходит, кто уходит -

    Все её за ручку водят. (Дверь)

    2. Под крышей четыре ножки,

    А на крыше суп да ложки. (Стол)

    3. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

    4.Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

    Гости дорогие, а вы сказки знаете русские народные? А сейчас - загадки про сказки.

    В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка («Машенька и медведь»)

    Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок мишка, Мишенька-дружок. Был и низок и высок расчудесный …

    В какой сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила сундучок с богатсвом? («Морозко)

    Хозяйка: Как у нашего соседа

    Весела была беседа,

    А у нас на весь двор

    Еще лучше разговор:

    Дети : В дудки!

    Хозяйка: Кошки

    Дети : В ложки!

    Хозяйка: Тараканы

    Дети : В барабаны!

    Хозяйка: Чайки

    Дети : В балалайки!

    Хозяйка : Кукушки

    Дети : В колотушки!

    Хозяйка : А веселые скворцы

    Заиграли в бубенцы!

    Играют, играют,

    Всех потешают!

    Инсценировка детей ясельной группы

    Русская народная игра «Ворон»
    Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон (он стоит в кругу вместе со всеми).
    Ой, ребята, та-ра-ра!
    На горе стоит гора,
    (дети идут к центру круга дробным шагом)
    А на той горе дубок,
    А на дубе воронок.
    (тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)
    Ворон в красных сапогах,
    В позолоченных серьгах.
    (ворон пляшет, дети повторяют его движения)
    Черный ворон на дубу,
    Он играет во трубу.
    Труба точеная,
    Позолоченная,
    Труба ладная,
    Песня складная.
    С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей - нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

    Хозяйка. Вижу, повеселее вам стало, а уж чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

    Я пойду да разойдуся

    По зелёной по траве.

    Заиграли гармонисты -

    Всё волнуется во мне.

    Ребята, а что я спела, частушку или песню?

    Дети. Частушку.

    Хозяйка. Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам - частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу своих гостей повеселить нас частушками.

    1 гость: Да для нас такое дело

    Очень даже просто!

    Эх! Душа помолодела

    Лет на… девяносто!

    Хозяйка: На девяносто??? Да это полная чепуха!,

    Гости : Конечно чепуха!

    «Чепуха» -частушки- русская народная мелодия

    2 гость: Вы послушайте, ребята,

    Нескладуху будем петь.

    На дубу свинья пасется,

    В бане парится медведь!

    Дети: Чепуха, чепуха,

    Чистая чепуха!

    Чипа- чипа, а - ха - ха-

    В самом деле, чепуха!

    Гость 3: На заборе чепуха

    Варила варенье.

    Увидала паука-

    Потеряла зренье!

    Дети: Чепуха, чепуха…

    Гость 4: На столе лежит арбуз,

    На арбузе - муха!

    Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

    Дети: Чепуха, чепуха…

    Гость 5: На горе верблюд пасется

    В белых вышитых штанах.

    А за ним блоха несется

    На высоких каблуках!

    Дети: Чепуха, чепуха…

    Дети: Мы частушки вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,

    А теперь мы вас попросим,

    Что бы нам похлопали.

    Хозяйка: Спасибо за частушки потешные!

    Где песня льется,

    Там легче живется!

    Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.

    Ну - ка, девицы - рукодельницы, выходите,

    Свое уменье покажите!

    Игра «Намотай нитку в клубок»

    Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.

    А теперь давайте ещё поговорим о скороговорках - «Всех скороговорок не переговоришь», а мы давайте попробуем.

    Три вороны на воротах;

    Около кола колокола;

    Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

    Хозяйка: Молодцы, но мы забыли о пословицах и поговорках - пословица

    недаром молвится. Я говорю начало пословицы или поговорки, а вы продолжите:

    «Что посеешь…», «Осенний день …», «Делу время -…» , «Кончил дело - …», «Хлеб - …всему голова».

    Хозяйка. Быт людей отмечен веком.

    Поменялся старый мир.

    Нынче все мы по «сусекам»

    Личных дел или квартир.

    Наш досуг порою мелок,

    И чего там говорить,

    Скучно жить без посиделок

    Их бы надо возродить.

    Я думаю, что нам это сегодня удалось. Кто-то ещё к нам идёт.

    Стук в дверь - заходит дедушка Фольклор.

    Здравствуйте, дорогие внучата - вот мы и встретились, очень рад нашей встрече. Вы вспомнили все виды и жанры фольклора, и хочу, чтобы вы их не забывали, а как можно чаще использовали, возвращались к тому, что придумал наш русский народ. Как в народе говорят «Кончил дело - гуляй смело!».

    Все вместе встают на пляску «Светит месяц…»

    Дедушка Фольклор: Кончилось веселье-

    Пришло время угощенья!

    Не робейте, не стесняйтесь,

    Сладостями угощайтесь! - угощает сладостями-конфетами, сушками, баранками.

    Государственное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 72

    Калининского района Санкт-Петербурга

    Сценарий игровой программы

    «По страницам русского фольклора…»

    Санкт-Петербург

    учебный год

    Пояснительная записка

    Цель:

    · Развитие интереса учащихся к истории и культуре русского народа,

    · Формирование дружеских отношений в классе в процессе игрового взаимодействия.

    Задачи:

    · Способствовать развитию познавательного интереса к устному народному творчеству,

    · Развивать смекалку, эрудицию и кругозор учащихся,

    · Вовлечь всех учащихся класса в игровое взаимодействие и способствовать формированию сплоченного классного коллектива ,

    · Формировать игровую культуру учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия, умение порадоваться за победившую команду, поддержать тех, кто не стал победителем игры.

    · Вызвать положительные эмоции и радость от общения со сверстниками во время игры.

    Условия и особенности реализации:

    Данная игровая программа рассчитана на один класс (не более 30 человек). Для проведения отдельных игр требуется пространство для активного взаимодействия: целесообразно проводить в актовом зале или игровой комнате. Программа рассчитана на 30-40 минут. Чтобы проникнуться и почувствовать быт и культуру русского народа всем участникам предлагается придти в русских народных костюмах (или элементах костюма).

    Оборудование:

    · Мультимедийное устройство и ноутбук,

    · Магнитофон или музыкальный центр,

    · Музыкальные записи народных мелодий,

    · Игровое поле для подсчета баллов,

    · Карточки с заданиями для ведущего,

    · Корзинка,

    · Маски-шапочки для игры «Теремок», теремок.

    Ход игры:

    Василиса Прекрасная: Девчонки и мальчишки!

    Оставь на парте книжки!

    Петрушка: Бегом, скорее, все сюда

    У нас веселая игра!

    Ведущий: - Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел?

    Давайте посмотрим, что они в корзинке с собой принесли?

    Герои показывают, что в корзинке у них находятся карточки с загадками.

    Василиса Прекрасная: А Вы любите загадки отгадывать?

    Ведущий предлагает ребятам разделиться на две команды согласно эмблеме, которая прикреплена заранее каждому ребенку. После этого каждая команда по очереди вытягивает по одной загадке и отгадывает. За каждую верно отгаданную загадку команда получает балл. По итогам игры «Загадки» выставляется общее число баллов за этот конкурс в игровое поле.

    Игра «ЗАГАДКИ»

    Василиса Прекрасная

    Петрушка:

    1. Слаще меда, мягче пуха.

    Отдохни! – все шепчет в ухо.

    Тот, кто будет с ней дружить,

    Будет очень плохо жить. (ЛЕНЬ)

    2. В каждой книжке и тетрадке

    Можно встретить эти грядки. (СТРОЧКИ)

    3. Одной ручкой - всех встречает,

    Другой ручкой – всех провожает. (ДВЕРЬ)

    4. Межи деревянные, а поля стеклянные. (ОКНО)

    5. Таять может, да не лед.

    Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

    6. Из избы идут – пляшут,

    А в избу идут – плачут. (ВЕДРА)

    7. У носатого у Фоки

    Постоянно руки в боки.

    Фока воду кипятит

    И как зеркало блестит. (САМОВАР)

    8. Купили новенькое,

    Такое кругленькое,

    Качают в руках,

    А оно все в дырах. (СИТО)

    9. Маленький Ерофейка

    Подпоясан коротенько,

    По полу скок-скок

    И сел в уголок. (ВЕНИК)

    10. В землю теплую уйду,

    К солнцу колосом взойду,

    В нем тогда таких, как я,

    Будет целая семья! (ЗЕРНО)

    Петрушка и Василиса раздирают последнюю одиннадцатую загадку, пытаясь завладеть ей.

    Ведущий: Дорогие наши герои, разве можно так? Ребята, давайте рассудим ситуацию, ведь любой конфликт надо решать мудро! Где мы черпаем народную мудрость?

    Игра «ПОСЛОВИЦЫ»

    Ведущий выдает каждой команде разрезанные на две части пословицы и предлагает их соединить. Каждая правильно собранная пословица оценивается в один балл.

    1. Учись смолоду, пригодится в старости.

    2. Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

    3. Где смелость, там и победа.

    4. Делаешь наспех – сделаешь на смех.

    5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

    6. Учись доброму, худое на ум не пойдет.

    7. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

    8. Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее.

    10. Умел ошибаться, умей и поправиться.

    Ведущий вместе с детьми проверяют, правильно ли ребята составили пословицы. И на игровом поле устанавливают общее число правильно составленных пословиц.

    Игра «БЛИЦ-ТУРНИР»

    На экране появляются зашифрованные слова – названия видов устного народного творчества. Право ответа получает та команда, которая первая поднимет руку и назовет верное слово. За каждое правильно отгаданное слово команда получает балл.

    1. П. . . Ш. И (потешки)

    2. З АИ (загадки)

    3. П. . .И (песни)

    4. Ч АИ (частушки)

    5. ПЦЫ (пословицы)

    6. С К. И (скороговорки)

    7. ПР. И (поговорки)

    8. Б. Л. . И (былины)

    9. С К. . . И (сказки)

    10. С ЧИ (считалки)

    Игра «СКАЗКИ»

    Дети встают в круг, чередуясь с игроками другой команды. Игроки передают мяч по кругу, пока играет музыка. Когда музыка останавливается, мяч остается в руках одного ребенка. Ведущий говорит первое слово из названия русской народной сказки, а игрок договаривает. Если ответ правильный, команда получает балл.

    1. «Петушок и …» (бобовое зернышко)

    2. «У страха …» (глаза велики)

    3. «Лиса и …» (журавль)

    4. «Каша из …» (топора)

    5. «Гуси - …» (лебеди)

    6. «Король - …» (дроздобород)

    7. «Поп и …» (мужик)

    8. «Как мужик …» (гусей делил)

    После этой игры ведется общий подсчет баллов и выявляется команда-победитель.

    Чтобы все ребята почувствовали себя единым дружным и сплоченным коллективом, завершить игровую программу предлагается игрой, направленной на формирование доверительных отношений, взаимодействие со всеми одноклассниками.

    Игра «ТЕРЕМОК»

    Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверюшкам, просящим пристанище, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!». Из класса выбираются герои сказки, которые произносят слова «Кто, кто в теремочке живет? Пустите меня к себе жить». Все остальные ребята обращаются к мышке-норушке «Дорогая мышка!» и приводят разнообразные аргументы в пользу персонажа. Только после этого мышка пускает их жить в свой теремок.

    После игры, все участники игровой программы встают в круг. Ведущий благодарит всех и предлагает ответить на следующие вопросы:

    · Было ли Вам интересно?

    · Что понравилось больше всего?

    · Что Вы узнали нового?

    · Когда Вам было весело?

    Список литературы

    1. «Школьные игры и конкурсы» №3-2008 год. Приложение к газете «Педсовет».

    2. «Сборник загадок» Пособие для учителя. Карпенко. Москва, «Просвещение», 1988 год.

    3. «Собранье пестрых дел», Смоленск, 1996 год.

    4. «Литературные чтения» 2 класс, часть1. Программа «Школа России», Москва, «Просвещение», 2010 год.

    5. «Стихи, рассказы, сказки…», под редакцией, Москва, «Просвещение», 1985 год.

    Татьяна Ронина
    Сценарий фольклорно-игровой программы «Яблочный спас - собрал у околицы нас» для детей разновозрастных групп (5–7 лет)

    Цель : Приобщение детей к русским , кубанским народным традициям.

    Задачи :

    Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас ".

    Создать радостную атмосферу праздника.

    Способствовать развитию двигательной активности детей .

    Развивать ловкость, смекалку.

    Вести здоровый образ жизни.

    Ход праздника.

    Звучат песни в исполнении Кубанского Казачьего хора.

    Кубанская Казачка 1 - Все! Все! Все!

    Все на праздник спешите скорей!

    Нет праздника Кубанского нашего щедрей!

    Дети в кубанских костюмах проходят и рассаживаются на скамейки.

    Кубанская Казачка 2 - Здравствуйте гости, дорогие, желанные! Милости просим! Есть такой праздник в августе – Яблочный Спас . Во время Спаса обязательно освещаются яблоки , а также другие фрукты, мёд и цветы. В Яблочный Спас обязательно соблюдается обычай угощать всех близких, знакомых, прохожих, яблоками , окроплёнными святой водой в храмах и церквях.

    Ребята, сегодня к нам в гости пришел настоятель ___

    Он поздравит вас с праздником и немного о нем расскажет.

    Вступительное слово священника. Краткий рассказ о празднике.

    Кубанская Казачка 2 - Ребятки, поможете нам отгадать загадки? Слушайте внимательно!

    1. Гуси-лебеди летели,

    Унести детей хотели .

    Что за дерево стояло

    И ребят от них скрывало? (яблоня )

    2. В саду на дереве растёт

    Красивый, вкусный, сочный плод

    Я подскажу на букву"Я"

    Он начинается друзья. (яблоко )

    3. Кто в доме-яблоке живёт

    Постепенно дом жуёт? (червяк)

    4. Белым цветёт

    Зелёным висит

    Красным падает. (яблоко )

    5. Кругло, да не арбуз,

    С хвостом, да не мышь. (яблоко )

    6. Круглое, румяное, я расту на ветке,

    Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко )

    Кубанская Казачка 2 - А сейчас красны девицы да добры молодцы выходите, и стихи свои про яблочки прочтите .

    Ребенок Маленькая яблонька

    У меня в саду.

    Белая-пребелая

    Вся стоит в цвету.

    Я надела платьице

    С белою каймой.

    Маленькая яблонька

    Подружись со мной.

    Ребенок - Яблочный Спас - золотая пора ,

    С яблонь в садах опадает листва.

    Ветки согнулись под тяжестью плода,

    Яблоки вкусные дарит природа.

    Ребенок - Желтые, красные и золотые,

    Яблоки сладкие и наливные .

    Яблоки дети с веток срывают.

    Радуйтесь, дети, пора урожая!

    Ребенок - Кушайте, дети, природы дары :

    Яблочки съели - к вам силы пришли!

    Кубанская Казачка 1 - Спас второй приходит в гости,

    Ну-ка, люди, не ленись,

    Встаньте, разомните кости,

    Руки поднимите ввысь,

    И во двор пора настала

    Яблонь собирать плоды ,

    Ну-ка, сколько нарожало?

    Будем кушать до весны.

    Приготовили свои ручки!

    Речь с движениями «Яблочко » .

    У дороги яблонька стоит . руки сплести над головой, пальцы разжаты

    На ветке яблочко висит . сложить запястья вместе

    Сильно ветку я потряс, руки над головой, потрясти кистями рук

    Вот и яблочко у нас . ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко

    В сладко яблочко вопьюсь соединить запястья, ладони развести)

    Ах, какой приятный вкус. большой палец вперед

    Кубанская Казачка 2 - Сегодня у всех без сомнения

    Должно быть хорошее настроение,

    Должны все в согласии жить-

    Друг друга любить и дружить!

    Приглашаю весь народ

    На веселый хоровод!

    Хоровод «Ой, сад во дворе» (кубанская народная песня) .

    дети за ведущей выполняют различные рисунки хоровода (улитка, выворачивание круга, прохождение в воротики) .

    Кубанская Казачка 1 - Славно, вместе танцевали!

    Не устали? Не устали!

    Дружно все в кружок вставайте,

    Яблочки передавайте !

    Игра р. н. «Бежит яблоко по кругу , прямо – прямо в руки другу»

    Дети под медленную музыку спокойно передают яблоко (можно 3- 4) по кругу, на быструю, веселую музыку ребенок у которого осталось яблоко скачет с ним по кругу.

    Кубанская Казачка 2 – Ребята, мы сегодня с вами отмечаем праздник – Яблочный Спас . Ну, а какой праздник без гостей. Вот и к нам спешат на праздник весёлые гости. Встречайте их!

    Появляется девочка Машенька и Медведь из сказки "Маша и медведь".

    Машенька - Здравствуйте, ребята! Я смотрю вы весело проводите время. А вы умеете варить варенье? Я Мишке уже сварила, давайте и вам сварю.

    Кубанская Казачка 2 – Свари, Машенька, пожалуйста!

    Исполняет песню «Про варенье»

    Медведь - Ох, и вкусное варенье сварила Машенька, я вообще очень люблю покушать! И сейчас мы с вами поиграем в игру «Съедобное – несъедобное» , если я беду называть предметы, которые нельзя съесть вы громко хлопайте в ладоши. Договорились?

    Игра на внимание «Яблоки и груши » На «неправильных» словах дети хлопают)

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Суп и винегрет, тортик и омлет!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Кашу, сапоги, масло, пироги!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Блинчики, картошку, макароны, кошку!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Булочку, конфеты, кофточку, котлеты!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Кубики, варенье, бублики, печенье!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Шапочку, морковку, тапочки, веревку!

    Я люблю покушать яблоки и груши ,

    Палку, самолетик, книжку, вертолетик!

    Медведь – Молодцы, вы очень внимательные ребята! Дети, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, говорите! Вот и хорошо, вы знаете, что висят на ветках? А вот мои яблоки оказались в воде .

    Ребята, выловите яблоки из тазика и перенесите в корзину.

    Соревнование "Помоги Мишеньке достать яблочко "

    Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки . Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок , та и выиграла.

    Медведь - Молодцы и с этим заданием справились! А для вас тоже насобирал полную корзину яблок ! (Показывает и «случайно» рассыпает на пол).

    Соревнование "Собираем урожай"

    Участвуют желающие дети среднего и старшего возраста. Яблоки (мячики с сухого бассейна) рассыпаны на полу. Участники должны собрать яблоки по цвету (красные, желтые, зеленые) в корзинки-обручи. Кто быстрее?

    Кубанская Казачка 1 - Песни пели, плясали, играли и конечно немножко устали.

    Приглашаем всех по старинному обычаю на «столование» . Яблочный Спас – можно пирогами и яблочками полакомиться .

    Ведущие вместе - Угощайтесь, угощайтесь и, конечно, не стесняйтесь!

    Праздник заканчивается веселой дискотекой под русскую и кубанскую народную музыку.