Краснодарская арт–группа Reсycle в мае будет представлять Россию на 57–й Венецианской биеннале. Накануне их отъезда в Италию ДГ поговорила с Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым о проекте для национальной экспозиции, о ценах на их работы и узнала, планируют ли они работать по отдельности.

(В мастерской на ЗИПе, где проходила беседа, сначала был только Андрей).

Все работы для мирового форума созданы здесь, в краснодарской мастерской?
Да. Ну, что–то заказывали сделать на стороне (металл, пластмасса), но собиралось все здесь.

Почему не в мастерской, которая у вас есть во Франции?
Были жуткие сроки исполнения - буквально полтора–два месяца. А со скоростью французских подрядчиков делать быстро нереально. Там работники себя любят: выходные, обед, праздники.

Каким будет павильон России на 57–й Венецианской биеннале?
Есть общая концепция - Theatrum Orbis Terrarum (лат. «Зрелище круга земного» - назван в честь знаменитого атласа XVI века. - Ред.). Всего два этажа. Сверху - Гриша Брускин. Снизу - мы, и еще Саша Пирогова видео делает. У Брускина больше пространства, но у нас оно очень насыщенно. Все, что лежит в этой студии, плюс все, что лежит на соседнем складе.

Что ждет зрителя в вашем зале?

Экспозиция называется Blocked content («Заблокированный контент»). Это тотальная инсталляция - около восьми полигональных больших скульптур и черная комната 6 на 6 метров, стены которой сделаны из сетки с муаровым эффектом...

Новый материал, с которым вы работаете?
Это вот парни (двое работников, которые заняты в мастерской. - Ред.) клеили два месяца сетчатые планшеты из полипропиленовых листов. Сетка дает специальный эффект: зритель находится в темной комнате, но может смотреть сквозь стену: чем дальше отходит, тем больше видит. Фрагменты человеческих фигур внутри полигональных конструкций печатали на 3D–принтере: отстраивали позы, в компьютере все это разделялось–сшивалось, потом печатали на машинке, чистили, шпаклевали. Плюс ко всему у нас еще будет контент для мобильного приложения Recycle Group. Оно уже работает. Часть экспозиции можно увидеть только с его помощью. На скульптурах есть черные баркоды: когда наводишь на них смартфон, на экране появляются персонажи.

Ваше приложение тоже создано в эти два месяца?
Нет, оно было запущено в марте этого года в Нью–Йорке на Armory Show, это ярмарка такая. Зрителю приложение дает еще одно пространство, медийное, где он может взаимодействовать с искусством. По всей Венеции еще будут раскиданы локации, где с помощью нашего приложения можно будет смотреть виртуальные скульптуры. Доходите до определенной точки, поднимаете смартфон и в небе (на экране) видите объект. Можно будет сфотографировать.

О чем сообщает ваша экспозиция?
Много о чем: о свободе информации, о том, что мы живем в еще одном измерении - виртуальном, где жизнь человека практически вечна, ее может прервать только блокировка. Информация, попавшая в Сеть, не исчезает, а хранится на серверах. Еще мы проводим параллель с «Божественной комедией» Данте: в девятом кругу ада грешники застывают во льду, а эти полигональные объекты, в которых наши персонажи застряли, напоминают об этом.

Где «Заблокированный контент» можно будет увидеть после Венеции?
Я думаю, что в Москве. Но не знаю точно где. 19 июня будет наша выставка в Пушкинском музее. А следующий проект - уже в сентябре.

На что пойдете сами смотреть в Венеции?
Думаю, что пройду всю основную программу биеннале. Потом собираюсь на три дня в Афины - там сейчас идет выставка Documenta, это международный форум искусства, который проходит раз в пять лет. Мне интересно, что сделал куратор, кого взял.

Это как?
Кто–то пашет, сочиняет концепции, помогает в реализации выставки, а есть номинативные кураторы.

У Анны Нетребко однажды спросили, работает ли она с режиссерами, которые предлагают нестандартные постановки. Она ответила, что однажды пела, стоя ногой в раковине. Приходится вам по просьбе кураторов «вставать ногой в раковину»?
Ну, отчасти приходится. Но не то чтобы мы делали что–то противоестественное. Все равно делаешь то, что ты хочешь. А куратор просто усиливает акценты, раскапывает много референсов, о которых ты не знаешь. Например, именно куратор увидела полное совпадение нашего проекта с фрагментом из «Божественной комедии». Чему я был удивлен. Я пропустил этот момент, когда читал Данте. Когда куратор хороший, у тебя все хорошо. Ты понимаешь, как это будет организовано, где стоять, какая публика придет.

С кем вы сейчас работаете?
Куратор русского павильона в Венеции - Семен Михайловский, он же ректор «Репинки» в Питере. Катя Щербакова - сокуратор.

Вы с Егором 9 лет вместе, дольше, чем Леннон с Маккартни. После биеннале можно говорить, что в плане портфолио ваша группа достигла вершины. Не размышляете теперь о сольных проектах?
Не имеет смысла.

Какого, коммерческого?
У нас есть видение дальнейших проектов именно как Recycle.

В творческие противоречия вы не входите?
Все время спорим! Изначально мы работали по отдельности. Но потом поняли, что проще вместе. Плюс у нас здесь есть команда: три человека, которые помогают формовать, красить, клеить. Есть инженер-программист. Сегодня он улетел в Италию, а до этого сидел тут с нами полтора месяца. Во Франции тоже сотрудничаем с подрядчиками - когда надо работать с нанобетоном.

Какие вы еще используете материалы?
Пластик, резина, железо, сетка, дерево, стекло, акрил, чего мы только не используем.

Вы общаетесь со своими покупателями?
Да, у нас есть даже близкие друзья из их числа. Познакомились на выставке, а сейчас уже дружим семьями.

Люди, которые покупают ваши работы, как их хранят? Ведь многие произведения требуют сложного монтажа.
Упаковка - склад. Но в основном коллекционеры их вешают в каком–то обозримом месте.

Кто ваш покупатель?
В основном образованные, разбирающиеся в искусстве, в истории искусства люди. А профессии разные - от врачей до юристов и строителей... Ну да, у вас же «финансовое» издание, поэтому вы про покупателей спрашиваете. Интересно, как мы попали в сферу ваших интересов?

Вас это удивляет?
Вообще–то не удивляет. Все стоит денег. Все конвертируется. Даже нам для того, чтобы реализовать большой проект, нужно потратить деньги.

Вы сами решаете, сколько будет стоить ваше произведение?
Есть рынок, по которому все ориентируются: художник такого–то возраста, делающий это, стоит столько. Рынок - это галереи, вторичные покупки, аукционы. Нельзя поставить цену на свою работу 3 миллиона долларов просто потому, что тебе так хочется.

Готовы сообщить о последней вашей продаже? Где и за сколько ушла работа?
Не знаю, хочу ли я этого (смеется). Хотя нет тут особой секретности. На Armory Show в Нью–Йорке была работа, по среднерыночной цене она и продалась - что–то в районе 20 тыс. долларов. Какая точно цифра была, сказать не берусь.

После участия в Венецианской биеннале ожидаете, что стоимость ваших работ резко поднимется?
Нет. Зачем? У нас цена и так достаточно высокая. Мы же не можем сказать: все, теперь у нас работы в два раза дороже. Хотя некая динамика, конечно, существует: с каких цифр мы начинали, до каких дошли. Люди, которые покупали наши работы пять– шесть лет назад, заработали на этом денег.

У вас были продажи в Краснодаре помимо аукциона MOST (в 2015 г. на аукционе была продана работа группы Photo Booth по цене 1 млн 250 тыс. рублей. - Ред.)?
Нет.

Три года назад вы встречались с мэром Краснодара Владимиром Евлановым: это было знакомство с неозвученной целью заказать вашей группе произведение для города. Та беседа получила развитие?
Было дело. Мы тогда показали в мэрии свои работы. Но пока не было продолжения. Недавно в соцсетях появилось новое обсуждение воплощения той же идеи.
Что–нибудь мы бы сделали, конечно. Будут и эскизы, если до того дойдет. Но вообще, не хотелось бы монополизировать эту область - не только мы должны делать современные объекты для Краснодара.

(В мастерскую заходит Егор и присоединяется к диалогу).
Андрей: Егор, будем сейчас про деньги говорить.

Почему ваши работы покупают, как вы думаете?
Егор: Это вопрос не к художнику, а к коллекционеру. Одни покупают из–за вложений, другие - из–за тяги к искусству. У всех свои причины, так же как у художника свои причины заниматься искусством.

Когда задумываете новый проект, вы просчитываете коммерческий компонент, есть у вас какая–то конъюнктура?
Е.: Не стоит такой задачи. Никогда не стояло у нас.
А.: Как только начнешь думать о деньгах, превращаешься в бизнес–модель.

Заметим, это говорят художники, чьи работы - одни из самых дорогих на российском арт–рынке.
А.: Это так как раз потому, что мы не думаем, будет работа продаваться или нет.

Но коммерческий успех художника обычно коррелирует с его чувством эпохи, с модой на некие темы - не согласны?
А.: Мне вот то же самое говорили еще в 2009 г. Но я не понимаю, что такое мода в искусстве. Ну, есть тренд на перформанс сейчас... Но мы–то не делаем перформансы. Твоя задача - показать свое время, поэтому ты используешь современные технологии. Но мобильное приложение в искусстве - это тренд или просто часть жизни? Этот вопрос мне до конца самому не ясен.
Е.: Тренды вводят артвайзеры и галеристы для того, чтобы лучше продавать своих художников. Есть актуальные темы, есть неизменные темы. Сейчас в тренде само искусство: в наше время появилось больше свободы для творчества, больше языков для изъяснения. Но с художником про деньги разговаривать глупо. Гораздо проще обсудить, как их можно потратить - какие принтеры купить, какие станочки, какой пластик заказать. А цены галеристы определяют.

С какими галереями вы работаете?
Е.: В Москве «Триумф», в Лондоне - Gazelli Art House, в Париже - Suzanne Tarasieve, в Нью–Йорке - Richard Taittinger. И плюс эпизодические проекты с дружественными галереями.

Ваши работы высокотехнологичны, очень качественно исполнены. Как вы считаете, насколько в современном искусстве важно мастерство, ремесленная часть?
Е.: Для нас качество исполнения объектов всегда было одной из тех вещей, на которых мы базируемся. Но есть много больших художников, у которых нет даже специального образования.
А.: Йозеф Бойс, например. Он был военным летчиком.
Е.: Все зависит от того, какой язык ты выберешь для воплощения своих идей. Если претендуешь на академическую передачу, то, естественно, без образования и мастерства у тебя ничего не получится.

Егор, вопрос уже был задан Андрею: вы не мечтаете об отдельной мастерской, о личных проектах?
Е.: Не думал об этом. Ограничения накладывает скорее сама концепция проекта Recycle. Мы иногда не можем резко перескочить на новую идею, потому что ее сложно включить в нашу текущую тему и приходится плавно подводить к очередному проекту. Все наши проекты поэтапны. Можно проследить связь нового с предыдущим. Это как витки спирали. Некоторые идеи мы готовимся воплотить в течение нескольких лет. Допустим, черная комната на Биеннале, через стены которой зритель будет видеть скульптурный план (как сквозь соты), - этот проект был задуман еще года три назад. Или виртуальная интервенция - ее мы тоже задумали три года назад и долго шли к созданию приложения. Главная его задача - поиск нового пространства для изъяснения, пространства, которое не имеет законов для ограничения, свободно для творчества, свободно от цензуры.
А.: Единственный цензор - это App Store. Наше приложение там долго не пропускали. «Это не должно противоречить политике Apple». Смешно, что так происходит.

Как и когда вы узнали, что будете участвовать в Венецианском биеннале?
Е.: Я был в Бирме.
А. :А я был во Франции, в Ренне. Нам позвонили и сказали: вы участвуете, делайте проект, у вас же много идей.
Е.: Потом мы работали с эскизами, долго их обсуждали.

Окончательный результат видели только вы? Или кураторы тоже?
А.: У нас достаточно подробные эскизы, и результат был понятен всем. Вопрос стоял только в том, успеем ли мы в срок. Но случилось чудо. Сейчас осталась только транспортировка. Все это завтра будет загружено в 16–метровый грузовик.

Волнуетесь перед выставкой?
А.: Я за транспортировку только переживаю.
Е.: Я уже ни о чем не переживаю. Было столько адских монтажей... Или вы про реакцию? А чего волноваться. Любая реакция в контексте искусства - это хорошо. Искусство добивается реакции, оно - раздражитель. Вот тыкают амебу палочкой - и смотрят, как она отреагирует.

В какое место вы «тыкаете» своего зрителя?
Е.: В голову.

Факты
⇢ В 2008 г. выпускники Краснодарского государственного института культуры и искусств Андрей Блохин и Георгий Кузнецов основали арт–группу Recycle.
⇢ В 2010 г. Recycle Group получила за проект Reverse премию Кандинского в номинации «Молодой художник». После этого арт–группа выставлялась на различных площадках современного искусства во Франции, Италии, Великобритании, США и Бельгии.
⇢ В 2012 г. в МАММе прошла большая персональная выставка группы Paradise Network.
⇢ Художники участвовали в программе Венецианской биеннале в 2011 и 2013 гг. Работы группы находятся в ряде государственных и частных коллекций, в том числе в коллекции Glasstress в Венеции, Королевском музее Шотландии,
МАММе и др.
В 2017 г. у арт–группы два важных события: выставка работ в ГМИИ им. Пушкина в Москве и 57-я Венецианская биеннале современного искусства.

Беседовала Анна Червякова

Фото в творческой студии Recycle Group: ДГ/Татьяна Зубкова; фото работ арт-группы взяты с сайта recycleartgroup.com

Мы сейчас бегаем по Краснодару, - рассказывает Андрей Блохин. - В какой-то момент я понял, что не успеваю доехать до студии. Поэтому пользуюсь скайпом через телефон.

Вы редко бываете в столице?

Для нас Москва – это большой офис. Мы приезжаем, чтобы решить важные дела, а затем уезжаем обратно. В Москве, конечно, хорошо, но мы предпочитаем более тихие города.

Но всё же есть любимые места?

Мы ходим по стандартному набору заведений.

Наверное, стоит начать с того, что наши родители были художниками. Детство у меня и у Егора проходило в движении: путешествие по пленэрам, общение с людьми искусства. Но они были из более классической среды: живопись и скульптура.

Почему Recycle?

Мы учились в институтах и параллельно с учёбой начали совместно работать. Изначально мы сделали первую выставку, которая так и называлась «Recycle». Это было в 2008 году, в галерее современного искусства «М’АРС». После экспозиции мы запомнились под таким именем, и нам эта идея, как название нашей арт-группы, тоже приглянулась.

Расскажите про первую совместную работу.

Я думаю, что выставка Recycle, которая была в галерее «М’АРС», это и есть выставка с совместными работами, потому что каждый участвовал в обсуждении и процессе создания объекта.

Какие материалы используете?

Сперва были простые: пенопласт, полиэтилен. Они не дорогие, и это удобно. Затем начали использовать более качественные: резина, пластик. Нам нравится экспериментировать с технологией и формами.

Относите себя к некоему экологическому движению?

Мы в большей степени художники! Экология, конечно, тоже волнует… Но мы занимаемся в сфере искусства.

С кем из современных художников вы бы хотели сделать совместную выставку?

Мы периодически принимаем участие в совместных выставках заграницей: Ластрес, Венеция. Фигурируем в проектах с и Жауме Пленса. Со многими художниками мы дружим, но чтобы участвовать в совместных выставках, надо выбирать тех, кто более приятен в общении.

Расскажите о выставке Fast Food в Арт-галерее К35, в которой вы приняли участие. О чем ваши работы?

Одна из наших работ показывает, что цивилизация потребления лишена образов окончательности, так как ни одна вещь, принадлежащая современности, не способна обрести последнюю форму, обратиться в прах и возвратиться в землю. Именно мусор, а не образ предмета, составляют самую суть современности. Мусор, который современное общество накапливает с молниеносной скоростью благодаря безграничному и бесконтрольному потреблению. Потребительская цивилизация лишена цели. В отсутствие цели и образов окончательности нашей цивилизации только и остаётся, что превращаться в технологическую помойку. Это наша подлинная и аутентичная среда. История современности завершается в мусорном баке, и бак становится её универсальной упаковкой.

Бывают ли у вас споры, конфликты?

Они всегда присутствуют. Если у меня или у Егора появилась новая идея, начинается обсуждение, которое идёт параллельно с технической и визуальной частью. Затем, когда мы вместе говорим «да» по поводу вопроса, объект делается.

Чье мнение о творчестве для вас важно?

Профессионалов! Критика всегда важна. Особенно здравая.

Что вы чувствуете, когда зрители смотрят на ваши работы?

Интересно, о чём они думают: могут ведь размышлять о том, что и никому в голову не придёт.

Считаете ли вы, что нашли своего зрителя?

Думаю, да. Но описать его невозможно. В наших работах нет целевой аудитории. На выставки ходят и дети, и старики. Все зависит от эстетического предпочтения.

Любимая часть творческого процесса?

Придумывание и рисование эскизов.

Случались взлеты и падения?

У нас они случаются периодически. Были трудности с кинетическими работами, которые мы впоследствии перепарывали. Когда работаешь с экспериментальными материалами, так или иначе, есть риск потерпеть неудачу.

Как держите себя в форме?

Любые виды досочного спорта и йога.

Ваши планы на лето?

Грядёт большая выставка, над которой мы сейчас работаем. Она пройдёт в Манеже в феврале-марте будущего года. Делаем четыре объекта. Приблизительное название выставки - «Гласс-тресс». А еще нас ждёт одна из галерей Нью-Йорка.

Кем вы видите себя через пять лет?

Мы не хотим меняться кардинально, поэтому предпочитаем оставаться всё теми же!

За помощь в организации интервью благодарим Арт-галерею «К35» и в частности Полину Ельшину

Вечером во вторник на одной из площадок «Винзавода» собрались те, кого интересует цифровая реальность - здесь проходило открытие новой выставки Recycle Group, лауреатов Премии Кандинского и участников 57-й венецианской биеннале. Художники и исследуют взаимодействие людей и машин в эпоху, когда цифровые технологии все активнее вторгаются в нашу повседневность.

Выставка «Template of Life» дает возможность испытать «ощущение» машины в момент перехода из рабочего состояния к полному отключению.

Главный объект обсуждения - светящаяся капсула, напоминающая тоннель. Внутренняя часть инсталляции оборудована рельсами, по которым неспешно передвигается мягкий лежак. На него ложатся посетители и погружаются в ту самую неизведанную виртуальную реальность.

Среди гостей выставки советник , предприниматель и советник президента , руководитель центра МАРС , комиссар Российского павильона Венецианской биеннале Семен Михайловский, владельцы галереи «Триумф» и , поэт и телеведущий .

Recycle Group

С первых минут открытия выставки возле капсулы уже скопилась огромная очередь из желающих протестировать объект и ощутить процесс отключения компьютера от сети. Эффект полного погружения в виртуальную реальность создают визуальные и звуковые эффекты.

«Отчасти тоннель символизирует полное отключение от реальности, схожее с тем, что мы испытываем, попадая в интернет. Главная же задача экспоната - дать людям возможность ощутить то, что могла бы чувствовать машина в тот момент, когда ее выключают», - рассказал «Газете.Ru» Андрей Блохин.

По словам куратора выставки Полины Могилиной,

виртуальная реальность - религия нашего времени, и количество последователей в ее перспективе грозит стать больше, чем у какой-либо другой в настоящее время. .

«Новая выставка Recycle Group - как минимум интересный опыт, который вряд ли можно получить в обычной жизни. Ты чувствуешь себя в шкуре собственного лэптопа, при этом вопрос, положительные или отрицательные эмоции испытывает твой компьютер, остается абсолютно открытым. Думаю, на выставке человек с любым уровнем подготовки найдет для себя что-то интересное. Детям будет прикольно просто прокатиться в трубе. Взрослые, увидев, что работа основана на философии , дай бог залезут и почитают, что в принципе он думает про бессмертие, и как люди будут жить в искусственном интеллекте».

На каждую степень глубины интеллекта и желания у художников найдется что показать.

Recycle group всегда поднимают актуальные вопросы, например, что будет с нами после жизни», - рассказала арт-консультант и основатель компании Everal Люси Шатковская.

Второй объект, приковывающий внимание, — черные круги на стене. Чтобы понять их предназначение, нужно пройти вдоль инсталляций быстрым шагом - тогда каждый из кругов начнет особенным образом отражать свет. По словам Андрея Блохина, черные круги - некие милисекунды в момент отключения. «Машина не отключается сразу. Есть какие-то доли секунд преломления света. То, что мы видим на инсталляции, как раз те самые преломления электричества и света», - уточнил он.


Recycle Group

Интерпретировать инсталляцию можно по-разному. Одним она напомнит пиксели, как, например, на фотографии, другим покажется просто красивой деталью интерьера, которая интересным способом отражает свет. «Есть такое понятие, как битый пиксель, который не отражает ничего. Как отразить пустоту? Малевич делает это через черный квадрат, Recycle Group создали круги, похожие на пиксели. Инсталляцию можно воспринять как что-то, скрытое от большинства, загороженное цензурой. Или что-то, что в силу технических неполадок не увидеть на картине», - поделилась своими впечатлениями Люси Шатковская.

Исследовать отношения между людьми и машинами краснодарские художники Андрей Блохин и Георгий Кузнецов начали четыре года назад. Сначала они выставлялись в московских галереях, затем география стала расширяться, и их работы увидели в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. На Венецианской биеннале работы Recycle Group были представлены уже трижды, в 2011, 2013 и 2015 годах. Самой громкой выставкой, которая стала настоящим признанием Recycle Group в России, стал проект «Blocked Content».

Художники представили его в 2017 году на 57-й Венецианской биеннале. Тогда Андрей Блохин и Георгий Кузнецов поднимали тему виртуальной реальности и место человека в ней. Инсталляция была связана с мобильным приложением: только с помощью него посетители могли оживить пространство и увидеть персонажей, тела которых передают тепло. По словам авторов, выставка представляла собой «рассуждение о возможности смерти человека в виртуальном пространстве».

В начале лета Recycle Group выставились в ГМИИ им. Пушкина с экспозицией «Homo Virtualis» — художники размышляли о трансформации восприятия искусства в эпоху масс-медиа.

Сейчас Recycle Group входит в десятку рейтинга Топ-100 молодых художников России в 2017 году.

По словам совладельца галереи «Триумф» Дмитрия Ханкина, Recycle Group — серьезные игроки на рынке современного искусства. «На выставку «Template of Life» я смотрю как на некую точку в очень важной для меня, и для художников, группе проектов. Все началось в Венеции проектом в церкви Святого Антонина (тогда художники представили выставку «Conversion», где поднимали вопрос, какое будущее нас ждет, если одержимость новыми телекоммуникационными технологиями сохранит нынешний накал — «Газета.Ru»).

Затем продолжилось на венецианской биеннале, после которой шел Пушкинский музей. И вот сейчас точка, большая тотальная инсталляция на Винзаводе», - объяснил он.

С 21 июня по 20 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продет выставка-интервенция «Recycle Group».

Проект «Homo Virtualis» подготовлен специально для Пушкинского музея, в нем отразились размышления художников о трансформации восприятия искусства в эпоху массмедиа. В залах искусства Древнего мира, Средневековья, а также среди скульптур эпохи Возрождения постоянной экспозиции будет размещено 16 объектов, выполненных в различных техниках.

Художники «Recycle Group», помещая в пространство классического музея свои объекты и скульптуры, вступают в своеобразную игру со зрителем. Они предлагают им произведения, которые визуально похожи на фрагменты древних артефактов, но на самом деле сделаны из полиуретана и пластика. Это и постиндустриальный мусор, и одновременно тонкое рассуждение о «личном измерении» в эпоху виртуальной реальности.

Рудименты «классического искусства» — или по крайней мере то, что может быть воспринято современным зрителем как фрагмент «высокой культуры», — становятся частью «археологии будущего». Иконки популярных сетей как будто маркируют музейное пространство, наделяют скульптуры дополнительными значениями. Художники группы задают посетителям вопрос: чем могут быть измерены сегодня авторитет, влиятельность, популярность отдельного художника или целого музея — индексом цитируемости, числом подписчиков в социальных сетях, количеством лайков и селфи, сделанных на фоне произведений?

В состав выставки вошли новые объекты с применением дополненной реальности, для знакомства с которой требуется установка специального приложения на мобильном устройстве. Используя дополненную реальность в качестве нового инструмента восприятия искусства, художники формулируют законы новой изобразительности, существующей на пересечении виртуального и материального миров. Они размещают подобные объекты в стенах классического музея наряду с образчиками античного и западноевропейского искусства и тем самым вступают в своеобразную игру со зрителем, предлагая ему найти необычные, а порой парадоксальные рифмы и переклички современности и классики.

В интервенции также участвуют скульптуры из прежних проектов. Например, «Ноев ковчег» и «Просветитель 12», впервые показанные в 2015 году на выставке «Conversion» в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале современного искусства. Эти арт-объекты рассказывали о жизни человека в виртуальном пространстве: сохраняя информацию в электронном облаке или используя сервисы хранения данных, индивид обеспечивал себе цифровое бессмертие.

«Homo Virtualis» демонстрирует развитие магистральной темы «человек/машина» в творчестве «Recycle Group». Цифровые технологии и социальные сети все активнее вторгаются в повседневную жизнь человека, трансформируя его взгляд на мир и классическое искусство. Они формируют у современного зрителя такой подход к жизни, при котором он уже не делает различия между высоким и низким, уникальным и растиражированным. Не важно, идет ли речь о человеке, шедевре искусства или кирпичной стене, — все равны перед линзой смартфона. То, что в середине XX века провозглашалось как революция в изобразительном искусстве, сегодня стало обычным пиксельным кодом.