Слайд 1

Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

Слайд 2

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Слайд 3

Слайд 4

Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Слайд 5

Жители Месопотамии

Слайд 6

Слайд 7

Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Слайд 8

Слайд 9

Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 10

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Слайд 11

Слайд 12

Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Слайд 13

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Слайд 14

Слайд 15

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Слайд 16

КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Слайд 20

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Презентацию на тему "Культура Древней Месопотамии" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура Древней Месопотамии

Слайд 2

Слайд 3

Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют «прародителем современной цивилизации» А ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере… Столетия умы ученых и теологов поражают месопотамские тексты, являющиеся переработкой шумерских Из текста халдейской Книги Бытия следует, что не менее чем за тысячу лет до нее существовал текст Истории Творения, написанный на старом вавилонском диалекте…

Шумеры – «черноголовые»

Слайд 4

Открытие культуры шумеров

Об особенностях культурного развития древних цивилизаций, возникших в бассейнах рек Тигра и Евфрата в Передней Азии, стало известно в начале ХIХ в после сенсационных открытий французского консула Поля – Эмиля Ботта Он обнаружил в одной из арабских деревушек рельефы с изображением диковинных зверей, некогда украшавших ассирийский царский дворец Ашшурбанапала

Слайд 5

Тайна Шумеров

За последние полтора столетия на месте шумерских городов археологи обнаружили тысячи текстов и иллюстраций по астрономии, математике Большой фрагмент таблички с математическими упражнениями, датированный 1700 г. до н.э., содержит геометрические формы с математическими уравнениями на аккадском языке

Слайд 6

Тайна Шумеров - -неофициальная версия

В государственном устройстве этот народ имел все атрибуты современного развитого государства: суд присяжных, двухпалатную систему парламента, состоящую из избираемых депутатов, гражданские советы (аналог комитетов самоуправления) Их культуре свойственны удивительные музыкальные достижения, они увлекались танцами В медицине использовали фитотерапию, хорошо знали анатомию и химию, фармацевтику, астрономию и многие разделы современной математики)

Слайд 7

Тайна Шумеров - неофициальная версия

Среди них - по фундаментальной математике, вычисление площадей сложных фигур, извлечение корней, решения уравнений с двумя и тремя неизвестными, так называемые золотые пропорции и числа Фибоначчи Шумеры использовали сложнейшую шестидесятеричную систему исчисления, базировавшуюся на комбинации чисел б и 10 Сложные системы исчисления подобного рода стали использоваться с появлением компьютерной технологии В шумерских текстах содержатся сведения о происхождении, развитии и строении Солнечной системы, включая список и характеристики планет...

Слайд 8

Тайна Шумеров неофициальная версия

Развитое ткацкое дело и текстильная промышленность Прогрессивное эффективное сельское хозяйство могли бы стать примером для аналогичных современных отраслей Высокоразвитая религия, удивительные храмы… Все это Шумерия, располагавшаяся в южной части современного Ирака на территории древней Месопотамии

Слайд 9

Тайна Шумеров (неофициальная версия)

Многие поколения ученых бились над загадкой этой появившейся до времени цивилизации, но загадок оставалось более чем достаточно... Что же такое Шумерия? Гениальная народность, появившаяся, как непонятый Леонардо да Винчи в Италии, раньше срока на планете Земля или…?

Слайд 10

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

    Задание:

    ЗАДАНИЕ:
    По ходу презентации выделите особенности
    культуры Междуречья
    Определите ее отличие от культуры Египта

    Основы культуры Междуречья
    закладываются в Шумере – области
    нижнего течения Тигра и Ефрата.
    Первые поселения появились на
    юге этого географического района
    в плодородной низменности,
    у впадения рек Тигра и Евфрата в
    Персидский залив, который в те
    времена вдавался значительно
    глубже в сушу.

    ГОРОД УР

    Основан в устье
    Евфрата в 5 тыс. до н.э.
    Город известен как
    родина Авраама.
    Стал известен благодаря
    раскопкам, которые
    производились в 19221934 гг. под руководством
    английского археолога
    Л. Вулли.

    Город Ур

    ГОРОД УР
    Это был город, построенный в шумерских
    традициях, овальный в плане с главной осью,
    ориентированной с юго-востока на северозапад.
    В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что
    соответствовало населению, с учетом
    домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

    План г. Ур
    Мощные стены, сложенные из сырцового
    кирпича, достигали толщины 25-32 м.
    В северо-западной части города на холме,
    искусственно расширенном в виде террасы,
    размещался дворцовый и храмовый комплекс
    Ура, посвященный культу
    бога
    луны Наннара.

    ЗИККУРАТ города уР (реконструкция)

    ЗИККУРАТ ГОРОДА УР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

    Зиккурат представляет собой ступенчатую
    пирамиду, на вершине которой помещалось
    небольшое святилище. Нижние ярусы
    зиккурата, как правило, окрашивали в
    черный цвет,
    средние - в
    красный, верхние - в белый

    ЗИККУРАТ

    Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь
    внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из
    обожженного кирпича, скрепленного битумным
    раствором.
    Зиккурат имел основную платформу высотой 15
    м и размерами 62,5 х 43м; её грани,
    облицованные обожженным кирпичом, были
    слегка наклонены внутрь – для большей
    устойчивости; наверх вели три лестницы,
    соединявшиеся у каменной террасы

    ЗИККУРАТ УРА (современный вид)

    ЗИККУРАТ УРА (СОВРЕМЕННЫЙ ВИД)

    Шумерская гептограмма

    ШУМЕРСКАЯ ГЕПТОГРАММА

    ВАВИЛОН

    Вавилон (“Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III
    тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, повидимому, было небольшое поселение, не имевшее особого
    политического значения.
    Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.)
    Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в
    правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти
    не дошли сооружения этого периода, поскольку город
    неоднократно подвергался сильным разрушениям.
    Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам,
    проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея,
    этот город вновь стал достоянием человечества.
    Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали
    удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

    Город Вавилон занимал обширную территорию,
    насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными
    стенами протяженностью 18 км.
    Внутри этой территории располагался собственно город,
    занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь
    укрепленный крепостными стенами. Территория
    внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность
    крепостных стен 8360м.
    Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного
    водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен,
    построенных из сырцового и обожженного кирпича
    толщиной около 30 м.
    Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город
    делился на две части.

    В город вело восемь ворот и все ворота назывались
    именами различных богов.
    Главными были северо-западные - ворота богини Иштар.
    Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя
    массивными башнями и арочными проходами между
    ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой
    с орнаментом и устрашающими изображениями львов,
    быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот,
    существовали еще ворота бога луны Сина, ворота
    главного вавилонского божества Мардука, ворота бога
    земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога
    грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
    Все эти ворота соединялись между собою улицами,
    разрезавшими город почти на равные части.

    ВОРОТА ИШТАР

    Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
    Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
    Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне
    следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось
    религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели
    наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали
    на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
    Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили
    молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам
    богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали
    приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий,
    которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед
    воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями
    львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот
    Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были
    облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога
    богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города.
    “Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на
    юг от ворот Иштар.

    Изразцы вдоль «Дороги процессий»

    ИЗРАЗЦЫ ВДОЛЬ «ДОРОГИ ПРОЦЕССИЙ»

    Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники,
    землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами
    целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной
    хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой
    городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные,
    которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого
    труда чернорабочих.
    Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители
    отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне
    существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
    Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые
    узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые,
    строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего
    двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора
    находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на
    южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные
    историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но
    рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и
    с террасами наверху.

    Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой
    город сказочного богатства, огромный, населенный
    несметным числом жителей.
    Действительно, в период правления Навуходоносора II
    в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых
    во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы
    его сооружений, мощность крепостных стен - все это
    поражало взор чужестранцев.
    Позднее Вавилон пришел в полное запустение и
    вскоре забыли не только о его существовании, но и
    даже о его местоположении.

    АССИРИЯ

    Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с
    Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
    К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей
    столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в
    612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем
    Набопаласаром из Вавилона.
    Известен лишь украшенный барельефами северный
    дворец Ашшурбанипала, который был раскопан
    экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки
    Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не
    позволяют с достоверностью судить об очертаниях города
    и расположении его главных улиц.

    Врата Шамаша (реконструкция)

    ВРАТА ШАМАША (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

    Ассирийцы заимствовали религию, культуру и
    искусство Вавилонии.
    Они установили в беспокойном Двуречье свой
    державный порядок, создали единое мощное
    государство.
    Ассирийское искусство от начала I тысячелетия
    до н. э. и до крушения ассирийской державы в
    конце VII в. до н. э. было целиком исполнено
    пафосом силы, прославляло мощь, победы и
    завоевания ассирийских властителей

    ШЕДУ

    Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в
    знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
    крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими
    ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными,
    сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык -
    с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
    Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались
    покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в
    технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую
    скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство
    светотеневых эффектов.
    Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно
    и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить
    лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на
    фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль идущей.

    Крылатые быки из дворца Саргона II

    КРЫЛАТЫЕ БЫКИ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II
    Оригинал – Лувр, Париж
    Копия – музей им. Пушкина,
    Москва

    Длинные ленты рельефов тянулись на уровне
    человеческого роста по залам ассирийских
    дворцов. В хорсабадском дворце рельефом
    было занято 6000 кв. м.
    Исследователи считают, что существовали
    картоны, по которым художники наносили общие
    контуры изображений, в то время как
    бесчисленное количество помощников и
    учеников копировали отдельные сцены и
    исполняли детали композиций.

    Сюжетами композиций были главным образом война,
    охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец,
    сцены религиозного содержания.
    Главное внимание сосредоточивалось на тех
    изображениях, где царь являлся центральной фигурой.
    На его прославление направлен был весь труд
    ассирийских художников.
    Задачей их было также подчеркнуть и физическую
    силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах
    огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их
    часто скованы условной канонической позой и
    тяжелой, пышной одеждой.

    Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в
    Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого -
    высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически
    сурово, без индивидуальных черт.
    Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и
    когда шествует в сопровождении толстых, безбородых
    евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и
    когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья
    голова подвешена рядом
    Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских
    дворцов находятся теперь в лондонском Британском
    музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж
    также обладает характерными образцами этой
    монументальной скульптуры.

    Особенности изображения

    ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
    Фигуры людей, за редкими исключениями,
    изображены с характерной для Древнего
    Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги
    и голова - в профиль.
    Модели у мастеров этого времени кажутся как
    бы приведенными к единому типу. Сохранена
    также и разномасштабность при изображении
    лиц разного социального положения.
    Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

    Рельеф «Царь и бог»

    Вверху слева - фантастические крылатые
    существа (с ассирийского рельефа);
    справа - вавилонский бог Мардук,
    убивающий чудовище Тиамат.
    В центре - золотая голова священного
    быка с синей бородой из лазурита;
    украшение арфы, найденной в царской
    гробнице в шумерийском городе Уре (III
    тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар
    в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.)
    Внизу слева - финикийские корабли (с
    ассирийского рельефа VI в. до н. э.).
    Справа внизу - ассирийский царь охотится
    на львов (с ассирийского рельефа VII в. до http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
    http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
    http://www.stroisa.com

    В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

    Пример клинописи

    2200-2000 гг. до н. э.

    В отличие от архитектуры

    Вавилон. Реконструкция

    Висячие сады Семирамиды

    Вопросы для повторения:

    3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

    В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

    “Дощечки” из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

    Пример клинописи

    Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

    Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль – бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре. Но не только хорошее приписываюит ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья – бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

    По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

    Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

    Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

    Зиккурат бога Луны Нанны в Уре

    2200-2000 гг. до н. э.

    В отличие от архитектуры

    изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

    В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков « шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

    Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

    В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

    Вавилон. Реконструкция

    Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

    Висячие сады Семирамиды

    Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает сво­ей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

    Вопросы для повторения:

    1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?

    2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?

    3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?