Формы власти можно классифицировать следующим образом: 1) власть, основанная на принуждении, опирается на веру в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного; 2) власть, основанная на вознаграждении, опирается на веру исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя; 3) законная власть опирается на веру исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что долг исполнителя - подчинение; 4) эталонная власть, или власть примера, основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать; 5) экспертная власть опирается на веру в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх - так представляют себе власть люди, критикующие ее. Методика принуждения, как правило, сопутствует власти во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно и он уверен, что другой способен отобрать это у него. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в тех ситуациях, где насилие не присутствует, страх является распространенной причиной того, почему люди позволяют на себя влиять.

Страх в определенных обстоятельствах легко и эффективно используют некоторые руководители: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

Практика знает очень тонкие способы вселения страха. Одна американская компания показала своим сотрудникам фильм, освещавший ее перспективы при национализации, в результате которой фирма разорялась, а сотрудники лишались работы. Фильм заканчивался призывом: «Полноценная дневная работа за полноценную дневную оплату!» Повышение производительности труда после просмотра фильма позволило за три года увеличить доходы на 29 млн. долл.

Недостатки влияния через страх связаны с тем, что оно порождает неудовлетворенность работой, а это в долгосрочной перспективе приводит к снижению результативности и эффективности работы или даже к развалу организации. Принуждение, основанное на страхе, может привести к временной покорности подчиненного, но оно порождает скованность, страх, отчуждение и месть.

Власть, основанная на вознаграждении, - это один из самых старых и эффективных способов влияния на других людей. Согласно мотивационной теории ожидания, исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит его потребность, и что он способен сделать то, чего требует руководитель.

Воображаемая исполнителем адекватность усилий и вознаграждения - главное преимущество этого типа власти.

Недостатки положительного подкрепления состоят в том, что власть, основанная на вознаграждении, будет действенна, если руководитель сможет правильно определить, что же в глазах исполнителя является вознаграждением, и сможет предложить ему это вознаграждение. На практике такое не всегда достижимо, так как руководители ограничены в возможностях вознаграждения, кроме того, часто бывает трудно определить, что же сочтут вознаграждением.

Законная власть, власть, основанная на традиции, строится на том, что руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность исполнителя в защищенности и принадлежности. Этот метод действен при условии, если исполнитель уже понял, что руководитель способен удовлетворить эти потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением.

В течение тысячелетий культурная традиция многих стран укрепляла власть начальства. Однако высокообразованные люди и молодежь меньше склонны признавать авторитеты.

Недостатки власти, основанной на традиции, обусловлены тем, что традиция может действовать во вред организации, тормозить ее развитие и приспособление к изменениям во внешней среде. Например, молодому руководителю, предлагающему усовершенствовать какой-то вид деятельности, приходится сталкиваться с заключениями типа «Мы всегда делали так, все было хорошо, и ничего менять не будем».

Эталонная власть, или власть примера, - это власть, построенная на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, харизматическое влияние определяется личным влечением к лидеру, отождествлением личности исполнителя с лидером, а также потребностью исполнителя в принадлежности и уважении. Исполнитель воображает, что у него много общего с лидером, и подсознательно ждет, что подчинение сделает его похожим на лидера, вызовет одобрение и уважение.

Можно указать некоторые характеристики харизматической личности: 1) обмен энергией - создается впечатление, что эта личность излучают энергию и заряжают ею окружающих их людей; 2) внушительная внешность - харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен; 3) независимость характера - эти люди не полагаются на других; 4) хорошие риторические способности, умение говорить, способность к общению; 5) восприятие восхищения своей личностью без надменности или себялюбия; 6) достойная и уверенная манера держаться, собранность и владение ситуацией.

Экспертная власть, или влияние через разумную веру, опирается на веру исполнителя в то, что влияющий обладает особым экспертным знанием в отношении важной проблемы или задачи. Исполнитель принимает на веру ценность знаний руководителя. Влияние считается разумным потому, что решение исполнителя подчиниться является сознательным и логичным. Руководители обычно получают подобную власть, благодаря своим явным достижениям.

Человек может использовать экспертную власть в организации, если остальные считают, что он имеет информацию или идеи, которые, по представлению других, помогут организации достигнуть! цели. Это верно даже тогда, когда у данного лица отсутствует приписываемая ему компетенция.

Разумная вера объясняет, почему специалисты могут оказывать действенное влияние в организации, даже если они не обладают формальными полномочиями. Полагаясь на специалиста, руководитель будет употреблять власть, чтобы передать решения специалиста остальным членам организации.

Ограниченность метода разумной веры. Разумная вера не всегда устойчива, ее воздействие достаточно медленное по сравнению со слепой верой, формирование разумной веры требует длительного времени. Специалисты годами пытаются завоевать авторитет у руководителей, чтобы их мнение принималось теми безоговорочно. Однако это не означает, что разумная вера слабее, чем другие формы влияния. В организациях используется все больше и больше новой информации, поэтому значение власти экспертов постоянно возрастает.

Как показано в разделе 2, планирование обеспечивает руководству и участникам проекта:

    o понимание целей проекта;

    o описание работ, которые должны быть выполнены;

    o основу для получения и назначения ресурсов;

    o основу для распределения работ между участниками проекта.

Иначе говоря, план проекта обеспечивает структуру для организации работ по проекту на трех уровнях: концептуальном, стратегическом, оперативном.

Цели организации управления проектом включают:

    o Обеспечение взаимодействия.

    o Разделение ролей и ответственности.

    o Определение ответственности за принятие решений.

    o Обеспечение эффективного распределения информации.

    o Обеспечение гибкости использования ресурсов.

Обеспечение взаимодействия

Для обеспечения эффективного взаимодействия необходимо:

    o Обеспечить взаимодействие между менеджером проекта и функциональным руководством.

    o Установить правила формального взаимодействия между участниками проекта.

Линейные менеджеры должны обеспечивать проект ресурсами в соответствии с его жизненным циклом таким образом, что менеджер проекта может быть уверен в доступности необходимых ресурсов.

Ответственность ключевых исполнителей за выполнение задач проекта должна быть согласована на основе матрицы ответственности.

Разделение ролей и ответственности

В рамках проекта взаимодействуют различные организации и отдельные исполнители:

    o Внутренние и внешние пользователи результатов проекта.

    o Внутренние и внешние поставщики ресурсов.

    o Внутренние функциональные отделы, например бухгалтерия и т.д.

Для обеспечения эффективного взаимодействия должно быть четко определено:

    o Кто должен принимать то или иное решение.

    o Кто выполняет ту или иную работу.

    o Кто несет ответственность за те или иные управленческие функции.

    o Кто получает ту или иную информацию.

    o Уровни ответственности и власти должны быть четко определены не только для постоянных членов проекта, но также и для исполнителей или организаций, поддерживающих проект на отдельных стадиях.

Определение ответственности за принятие решений

Организация проекта включает определение ключевых специалистов, ответственных за принятие решения. Организационная структура проекта должна предусматривать возможность распределения функций принятия решений в соответствии с их природой (например, технические решения принимаются техническими специалистами). Ответственность за принятие решения должна, по возможности, возлагаться и на потенциальных пользователей результатов проекта.

Обеспечение эффективного распределения информации

В некоторых проектах система коммуникаций предполагает рассылку огромного количества информации всем участникам проекта. Избыточные объемы информации ведут в результате к снижению информированности участников проекта. Аналогично, совещания, в которых принимает участие слишком много сотрудников, перестают быть эффективными.

Рассматривая проблему организации коммуникации внутри проекта, руководитель проекта должен:

    o Стремиться к обеспечению участников проекта лишь необходимой для них информацией в необходимое время.

    o Определить каналы коммуникации заранее.

    o Строго контролировать эффективность информационных каналов.

    o Стремиться к предоставлению информации в оптимальной форме (обобщенные отчеты, графики, таблицы).

Обеспечение гибкости использования ресурсов

Проекты выполняются нередко постоянной командой исполнителей, которая работает в рамках проекта от начала и до конца. В таком случае руководитель проекта ограничен в возможности регулировать количество ресурсов в зависимости от стадии жизненного цикла и объема работ, не может привлечь наиболее квалифицированных специалистов для специфических видов работ.

Организация проекта должна позволять привлекать различные ресурсы на разных стадиях проекта в соответствии со следующими тремя принципами:

    o Обеспечивать наиболее квалифицированных для данного вида работ специалистов.

    o Привлекать исполнителей в команду проекта только на период, когда их квалификация необходима.

    o Обеспечивать точное описание задания для привлекаемых специалистов.

Проекты обычно являются составной частью деятельности более крупных организационных структур. Результаты реализации проектов направлены на достижение целей организаций-заказчиков. Исполнение проекта может осуществляться в рамках одной или нескольких организаций. Таким образом, организационная структура проекта определяется как его целями и содержанием работ, так и структурами организаций, участвующих в проекте.

В любом случае концепция и организационная структура проекта должны быть согласованы со стратегическим планом развития организации и структурой организации производства.

В организационной структуре проекта могут быть выделены три основных уровня:

    o Организация на концептуальном уровне. На данном уровне определяются основные принципы взаимодействия, разъясняется степень участия различных участников проекта, определяются взаимоотношения на уровне компаний, отделов и управленческого аппарата.

    o Организация на уровне стратегии. На данном уровне определяется ответственность за достижение ключевых вех. Организационными элементами здесь могут быть компании, отделы, ключевые менеджеры.

    o Организация выполнения работ. На данном уровне определяется ответственность за выполнение отдельных работ, назначаются исполнители и поддерживающие ресурсы.

Необходимо отметить, что на разных стадиях проектного цикла роль различных организационных уровней изменяется (см. рис. 3.2.1 ).

На уровне концептуального планирования и управления проектом основную роль играют руководители высшего звена руководства организации, принимающие решения, касающиеся целей и приоритетов проектов, объемов финансирования и ресурсного обеспечения. Данный уровень управления играет ключевую роль на прединвестиционной стадии проекта, когда принимаются решения относительно проекта в целом.

На стадии планирования и запуска проекта управленческие решения касаются стратегии достижения целей проекта, и центр руководства перемещается на стратегический организационный уровень.

На стадии реализации проекта основная масса управленческих решений касается оперативного планирования, технической реализации и тактики исполнения задач. Главную роль на стадиях исполнения играет организация работы команды проекта.

Выбирая организационную форму управления проектом, руководство компании должно ответить на два основных вопроса:

    o Должны ли участники проекта быть освобождены от их повседневных обязанностей и переведены в отдельное помещение или они должны продолжать находиться на своих рабочих местах, разделяя свое рабочее время между текущими делами и работами по проекту? Другими словами, должны ли работы по проекту быть изолированы от текущего производственного процесса в компании или интегрированы с ним?

    o Должна ли организационная структура проекта быть приближена к функциональной структуре организации либо базироваться на независимой модели?

Обычно выделяют три основных подхода к организации проекта:

    o Функциональная структура.

    o Матричная структура.

    o Проектная структура.

Функциональная и проектная структуры представляют собой два противоположных подхода к организации проекта.

Функциональная структура. Данный подход предполагает использование существующей функциональной иерархической структуры организации. Пакеты работ проекта распределяются между функциональными подразделениями. Руководители подразделений обеспечивают выполнение порученных им заданий и несут ответственность за результаты задач, поставленных перед подразделением. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ.

Недостатком данного подхода является то, что менеджеры разных отделов могут иметь различное представление о приоритете того или иного проекта, что может вести к задержке работ отдельными подразделениями.

Чисто функциональная организационная структура предприятия на практике часто трансформируется в более адаптивные типы структур, которые могут быть легко модифицированы в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой компании. В крупных компаниях, например, часто применяется дивизиональная форма организации управления. Основными типами дивизионального подхода к организации управления являются:

    o дивизионально-региональная структура,

    o дивизионально-продуктовая структура,

    o дивизионально-технологическая структура.

Использование дивизиональной структуры управления не избавляет от необходимости специализированной организации управления проектами, хотя и имеет определенные особенности решения данной задачи, связанные со специализацией и относительной независимостью дивизионов.

Проектная структура. Данный подход предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации. Менеджер проекта руководит выделенной ему командой, а функциональные менеджеры не имеют влияния на персонал проекта.

Основная проблема данного подхода связана с оптимальной загрузкой членов команды работой, соответствующей их квалификации. Поскольку объем и содержание работ изменяются по ходу проекта, команда проекта, имеющая постоянное количество исполнителей, может быть недогружена или перегружена на определенных стадиях проекта. Кроме того, маловероятно, что руководитель проекта сможет получить в команду наиболее квалифицированных специалистов на полный срок проекта (особенно, если несколько аналогичных проектов выполняются одновременно).

Вообще говоря, оба эти подхода не являются гибкими. Комбинация этих двух структур образует матричную структуру управления, в соответствии с которой исполнители, принадлежащие функциональным отделам, временно выделяются в подчинение менеджера проекта и назначаются на выполнение работ проекта.

Матричная структура. Теоретически все сотрудники организации доступны для выполнения работ проекта. Менеджер проекта имеет возможность более разумно планировать назначение ресурсов на задачи.

Могут быть выделены три разновидности матричной структуры организации:

    o Слабая матрица.

    o Сбалансированная матрица.

    o Жесткая матрица.

Слабая матрица. Координатор проекта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами. Недостатком подхода является несбалансированность между высокой ответственностью и недостатком полномочий.

Сбалансированная матрица. Менеджер проекта координирует все работы и разделяет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений. Менеджер проекта отвечает за временные и стоимостные параметры задач, функциональные менеджеры - за содержание работ и качество. Проблема данного подхода заключается в том, что баланс ответственности может быть нарушен при усилении власти той или иной стороны (проектного или функционального руководства).

Жесткая матрица. Менеджер проекта несет полную ответственность за выполнение задач проекта. Менеджеры подразделений отвечают за назначение персонала на задачи проекта. Менеджер проекта в данном случае имеет возможность осуществлять более эффективный контроль над проектом, но влияние организации на результаты проекта ослабевает.

В общем, матричная форма организации проекта требует более четкой и формализованной системы коммуникаций, контроля и управления.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ"

Спецификация теста по дисциплине «Менеджмент»

для специальности

100701 Коммерция (по отраслям)

Владикавказ

2014

1.Назначение теста

Тест, состоящий из 100 заданий позволяет, установить уровень знаний по менеджменту, теоретическим основам управления, методам воздействия на объект менеджмента в организации.

2.Документы, определяющие содержание теста

3. Подходы к отбору содержания теста

4. Структура и содержание теста

Тест включает 100 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных.

Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1.

Раздел теста

Число

1.Теоретические основы менеджмента

Сущность и характерные черты современного менеджмента

Эволюция менеджмента

Организация как объект менеджмента

Методы управления

2. Функции менеджмента

Планирование в системе менеджмента

Организация взаимодействия

Мотивация как функция менеджмента

Контроль и способы его осуществления

3.Стратегический менеджмент

Миссия и цели организации. Ценности и целы высшего руководства.

Сущность стратегического менеджмента.

Стратегические альтернативы.

4. Связующие процессы в менеджменте

Коммуникации в менеджменте

Принятие управленческих решений

Деловое общение

Руководство: власть и партнерство

5. Система оценивания знаний

Все задания проверяются автоматически (путем сравнения с эталоном).

Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 100 баллов.

На выполнение раздела отводится до трех часов.

6. План теста

План теста по разделам представлен в таблице 2.

Проверяемые элементы содержания

Требования к проверяемому уровню подготовки

Число заданий

Макси-мальный

балл

1.Сущность и характерные черты менеджмента

Сущность менеджмента.

Профессиональный характер деятельности менеджера. Особенности современного менеджмента.

2.Эволюция менеджмента

Знать исторические предпосылки возникновение менеджмента, а также сущность подходов.

3.Организация как объект менеджмента

Знать понятие организации, основные типы структур.

Уметь составлять заданную структуру управления.

Определять факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды.

4.Методы управления

Знать достоинства и недостатки основных методов управления и характер их воздействия.

5.Планирование в системе менеджмента

Знать сущность, задачи, стадии планирования, виды планов.

Уметь реализовывать планы и оценивать успех организации.

6.Организация взаимодействия

Знать организацию деятельности, этапы организации работы.

Уметь делегировать полномочия и ответственность.

7.Мотивация как функция менеджмента.

Знать особенности и критерии концепции мотивации. Уметь применять мотивационные теории в практике управления.

8.Контроль и способы его осуществления.

Знать значение контроля, этапы его разработки.

Уметь организовывать эффективный контроль.

9.Миссия и цели организации.

Знать миссию организации.

Уметь разрабатывать цели и использовать процесс мотивации при выборе стратегии.

10.Сущность стратегического менеджмента.

Знать сущность стратегического менеджмента. Уметь разрабатывать стратегические планы.

11.Стратегические альтернативы

Знать модель стратегического планирования.

Уметь выбирать эффективную стратегию.

12.Коммуникации в менеджменте.

Знать понятие и виды коммуникации, уровни и процесс. Уметь строить схемы трансакций и использовать их в межличностных коммуникациях.

13.Принятие управленческих решений.

Знать виды управленческих решений, процедурограмму и этапы принятия решений.

Уметь использовать полученную информацию для принятия эффективных управленческих решений.

14.Управление конфликтами.

Знать понятие и типы конфликтов.

Уметь управлять конфликтами и стрессами.

15.Руководство: власть и партнерство

Знать виды и источники власти.

Самоменеджмент.

Стили управления.

Уметь использовать в работе различные виды власти.

  1. Менеджмент – это:
  1. управление человеческим коллективом в процессе общественного производства
  2. целенаправленный, осознанный процесс регулирования процессов производства для достижения целей организации
  3. управление производственно-хозяйственными системами: предприятиями, фирмами, компаниями и т.д.
  4. деятельность по подготовке, выработке и реализации управленческих решений
  1. Менеджмент как наука – это:
  1. комплекс знаний о методах и способах управления производством
  2. экономическая наука о способах подготовки, принятия и реализации управленческих решений в сфере производства
  3. система методологических приемов и способов для изучения науки менеджмент
  4. отрасль знаний со специфическим предметом и методами изучения закономерностей
  1. Главное содержание менеджмента – это:
  1. обеспечение эффективной деятельности организации по достижению ее целей
  2. интегрированный процесс выработки решений по использованию ресурсов производственно-хозяйственной системы
  3. организация деятельности аппарата управления производственно-хозяйственной системы
  4. управление производством, кадрами и финансами для достижения поставленных целей
  1. Кто такой менеджер?
  1. профессия, которую может освоить человек, независимо от его психофизических характеристик
  2. человек, прошедший специальную подготовку и добивающийся результата посредством труда других людей
  3. профессионал-организатор, обладающий определенной суммой знаний в сфере управления производством, технологии и экономики
  4. субъект управления, должностное лицо в организации, обладающий знаниями и навыками управления, наделенный полномочиями и ответственностью
  1. Что является основными факторами развития менеджмента?
  1. разделение и кооперация труда, технико-технологический уровень производства
  2. особенности и особый уровень производства, уровень развития науки и технологий
  3. доминирующий способ общественного производства
  4. уровень развития информационно-технического обеспечения производства и оснащенности управленческого труда

6.Что является объектом и субъектом менеджмента?

  1. технические ресурсы
  2. люди
  3. финансовые ресурсы
  4. технологии
  1. Главной задачей менеджера является:
  1. максимизация прибыли
  2. организация труда персонала
  3. получение максимальной отдачи от имеющихся ресурсов
  4. налаживание системы внутрифирменных коммуникаций
  1. Менеджмент и управление – это:
  1. одно и то же
  2. разные, но связанные между собой процессы
  3. взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является особой областью управления
  4. взаимосвязанные процессы, в которых управление является особой областью менеджмента
  1. Использование какой функции менеджмента обеспечивает распределение работников по рабочим местам?
  1. планирование
  2. контроль
  3. организация
  4. мотивация
  1. В какой стране сложились условия, способствовавшие появлению менеджмента?
  1. Аргентине
  2. Бразилии
  3. Польше
  1. Выполненная функция
  2. Решенная задача
  3. Готовая продукция
  1. Что не является продуктом труда менеджера?

Г. Управленческое решение

  1. В системе управления организацией - объект управления - это?
  1. связующая подсистема
  2. управляющая подсистема
  3. финансовая подсистема
  4. управляемая подсистема
  1. В системе управления организацией - субъект управления - это?
  1. управляющая подсистема
  2. управляемая подсистема
  3. связующая подсистема
  4. финансовая подсистема
  1. школа научного управления
  2. школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
  3. административная или классическая школа управления
  1. В какой из школ менеджмента были впервые выделены управленческие функции?

Г. школа науки управления или математическая школа управления

  1. Какая из теорий менеджмента больше других опиралась на использовании личного опыта менеджеров?
  1. теория организационной культуры
  2. количественная теория менеджмента
  3. ситуационная теория менеджмента
  4. теория массового обслуживания
  1. Использование ситуационного подхода предполагает прежде всего:
  1. анализ человеческих отношений в группе
  2. систематическое нормирование труда сотрудников
  3. развитие «ситуационного мышления»
  4. все ответы неверны
  1. Процессный подход рассматривает управление как
  1. непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций
  2. взаимодействие работников
  3. определённую ситуацию
  4. совокупность элементов системы
  1. Кто был основоположником административной школы?
  1. Гилбрет
  2. Маслоу
  3. Тейлор
  4. Файоль
  1. Какую задачу преследовала административная школа?
  1. совершенствование управления организаций в целом
  2. повысить эффективность на конкретных рабочих местах
  3. определить лидера в трудовом коллективе
  4. изучить межличностные отношения в коллективе
  1. Какого подхода к менеджменту не существует?
  1. процессный
  2. динамический
  3. ситуационный
  4. системный
  1. Необходимость адаптации к внешней среде – основной принцип:
  1. теории естественного отбора
  2. теории зависимости от ресурсов
  3. теории жизнеспособности структуры
  4. теории конкуренции
  1. Что поступает в организацию из внешней среды?
  1. нормативы
  2. отчетные данные
  3. цели
  4. ресурсы
  1. Что поступает во внешнюю среду из организации?
  1. внутриотраслевые нормативы
  2. информация
  3. ресурсы
  4. отчетные данные
  1. Метод управления – это:
  1. совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый опыт для достижения поставленных организацией целей
  2. существенные, повторяющиеся, объективные взаимосвязи явлений и процессов в хозяйственной деятельности
  3. совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность
  4. область трудовой деятельности
  1. Экономические методы воздействуют на личные интересы работников через:
  1. правильно поставленную критику
  2. заработную плату, премии, штрафы
  3. ценообразование
  4. дисциплину
  1. Социально-психологические методы действуют на основе:
  1. экономических законов и закономерностей развития природы и общества
  2. на основе формирования и развития общественного мнения относительно общественно и индивидуально значимых ценностей
  3. организационных отношений
  4. экономических интересов личности
  1. Кто находится на вершине управленческой пирамиды?
  1. технические исполнители
  2. руководитель
  3. гл. специалисты
  4. зав. цеха
  1. Первым методом мотивации был
  1. теорияВрума
  2. «кнут и пряник»
  3. теория Маслоу
  4. теория справедливости Адамса
  1. Верхним уровнем в пирамиде Маслоу было:
  1. самоутверждение
  2. стремление к контактам
  3. самовыражение
  4. физиологические потребности
  1. Какие 3 вида потребностей выделил Мак Клелланд:
  1. пища, жильё, отдых
  2. авторитет, лидерство, известность
  3. успех, причастность, власть
  4. безопасность, уверенность в будущем, стабильность
  1. Что не является внутренней переменной организации?
  1. структура
  2. цель
  3. люди
  4. законодательство
  1. Какие факторы влияют на внешнюю среду организации?
  1. прямые и косвенные
  2. основные и дополнительные
  3. главные и второстепенные
  4. глобальные и локальные
  1. Организация – это…
  1. 1 человек
  2. 2 человека, деятельность которых координируется для достижений общей цели
  3. 3 человека
  4. 2 человека, которые не рассматривают себя как часть группы
  1. потребность в принадлежности
  2. потребность в безопасности
  3. потребность во власти
  1. Что не входит в пирамиду потребностей А. Маслоу?

Г. потребность в самовыражении.

35. Что является предметом труда объекта управления?

  1. информация
  2. готовая продукция
  3. функция управления

г. управленческое решение

  1. Инновационный менеджмент это:
  1. самостоятельная наука
  2. совокупность методов управления персоналом
  3. совокупность методов и форм управления инновационной деятельностью
  4. фундаментальное исследование
  1. Как могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?
  1. вертикальными связями
  2. горизонтальными связями
  3. функциональными связями
  4. всеми перечисленными связями
  1. Какие методы традиционно выделяют в менеджменте?
  1. административные и бюрократические
  2. бюрократические и социально-психологические
  3. социально-психологические и демократические
  4. экономические и административные
  1. Какие психологические факторы влияют на работника организации?
  1. непроизводственные
  2. внутренние
  3. производственные
  4. внешние
  1. Какие элементы образуют среду прямого влияния?
  1. развитие техники и технологии
  2. политическая ситуация
  3. конкуренты
  4. законодательные акты
  1. Какую основную задачу ставили и решали представители школы научного менеджмента?
  1. поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации
  2. развитие инновационного менеджмента
  3. максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте
  4. определение функций и принципов эффективного менеджмента
  1. Лидерство в теории менеджмента можно определить как:
  1. условия функционирования организации
  2. способность оказывать влияние на личность и группы людей
  3. размер заработной платы
  4. победу в конфликте
  1. Мотивация – это…
  1. совокупность приемов и способов поведения
  2. совокупность элементов, связанных между собой
  3. побуждение человека или группы людей, у каждого из которых есть свои

собственные потребности к работе по достижению целей

  1. совокупность основных руководящих ориентиров, которым необходимо

следовать в управленческой деятельности

  1. Функция “контроль “ включает в себя:
  1. определение ресурсов
  2. определение и выбор целей организации
  3. отбор, обучение кадров
  4. установление стандартов, сравнение выполненной работы со стандартами
  1. Что не включает в себя функция планирования?
  1. выбор целей и постановку задач планирования
  2. материальное вознаграждение
  3. определение стратегии
  4. определение миссии
  1. Что не относится к факторам внешней среды косвенного воздействия?
  1. технологии и НТП
  2. трудовые ресурсы
  3. состояние экономики
  4. социокультурные политические факторы
  1. «Мозговая атака» относится к управленческим решениям:
  1. коллективным
  2. единоличным
  3. рутинным
  4. стандартным
  1. Интуитивные решения:
  1. это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом
  2. это выбор, сделанный только на основе того, что он правильный
  3. это выбор, сделанный на основе аналитического процесса
  4. это коллективный выбор
  1. Под принятием решения понимается:
  1. способ побуждения людей для достижения определенных целей
  2. процесс формирования альтернатив
  3. процесс обмена информацией между двумя и более субъектами
  4. сознательный выбор действий из имеющихся альтернатив для достижения желаемых результатов
  1. Сколько по времени длится процесс “мозговая атака”:
  1. 30мин
  2. 1,5 часа
  3. 4 часа
  4. 10 часов
  1. Делегирование полномочий можно определить как:
  1. процесс, при котором руководители поручают часть своих прав людям, ответственным перед ним, тем самым, преумножая свою власть
  2. способ побуждения людей для достижения поставленной цели
  3. совокупность работников аппарата управления, которые находятся на одном управленческом уровне
  4. разработка планов на перспективу
  1. Как классифицируются предприятия по отношению к прибыли:
  1. коммерческие и некоммерческие
  2. малые, средние, крупные
  3. малые и коммерческие
  4. общие и частные
  1. Какой орган управления не характерен для акционерного общества:
  1. общее собрание
  2. председатель
  3. наблюдательный совет
  4. генеральный директор
  1. Держатели акций являются:
  1. совладельцами предприятия
  2. членами предприятия
  3. наблюдателями
  4. экспертами
  1. Что выступает связующим звеном всех управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль):
  1. управленческое решение
  2. коммуникация
  3. экономические методы
  4. оперативное управление
  1. SWOT-анализ не предусматривает выявление и подробное рассмотрение:
  1. конкурентных преимуществ
  2. сильных сторон фирмы
  3. благоприятных возможностей для бизнеса
  4. слабых сторон организации
  1. Процесс принятия решений начинается с:
  1. формулировки миссии предприятия
  2. постановки управленческих целей
  3. выявления проблемы
  4. определения лица, ответственного за приятие решений
  1. Суть делегирования состоит:
  1. в установление приоритетов
  2. передаче властных полномочий вниз и принятии их менеджером низшего звена
  3. передаче ответственности на более низкий уровень управления
  4. в доверии к своим подчиненным
  1. Информационным критерием эффективности межличностной коммуникации является:
  1. удовлетворенность партнеров по коммуникации
  2. доброжелательная атмосфера общения
  3. желание сторон продолжать коммуникации
  4. близость смысла принятого сообщения к смыслу посланного сообщения
  1. Корпоративная культура основана:
  1. на принятых в обществе формах поведения
  2. на правилах, определяемых руководством организации
  3. на разделяемых большинством членов организации убеждениях и ценностях
  4. на особенностях производства
  1. Стресс на рабочем месте требует:
  1. устранения
  2. регулирования
  3. обращения к врачу
  4. смены работы
  1. Инструментом каких методов менеджмента является стиль руководства?
  1. экономических
  2. административных
  3. в социально-психологических
  4. правовых
  1. Можно ли представить процесс управления в виде схемы, общей для всех организаций, предприятий, фирмы?
  1. можно
  2. в большинстве случаев
  3. нельзя
  4. в редких случаях
  1. Принцип планирования в современном менеджменте гласит –
  1. от нормативного управления к рациональному управлению
  2. от будущего к настоящему
  3. от управления финансами к управлению сбытом
  4. от прошлого к будущему
  1. Социально-психологические методы менеджмента способствуют формированию в организации:
  1. инфраструктуры
  2. иерархических отношений
  3. морально-психологического климата
  4. административного принуждения
  1. Творчество менеджеров в процессе управления реализуется с помощью:
  1. внедрения эффективной системы премирования
  2. функций менеджмента
  3. диагностики проблемы
  4. повышения качества продукции
  1. Назовите наиболее важную черту современной модели менеджмента:
  1. всеобъемлющая компьютеризация процесса управления
  2. возрастание требований к кадровому обеспечению менеджмента
  3. быстрое изменение организационных форм производства и управления ими
  4. изменение отношений между менеджментом предприятия и персоналом
  1. Является ли управление производительным трудом?
  1. да, т.к. управление создает новую стоимость
  2. нет, это всего лишь надзор и контроль
  3. нет, это всего лишь результат противоречия между наемным трудом и собственником средств производства
  4. да, поскольку это вид деятельности неизбежен при высоком уровне специализации производства и призван обеспечить целостность всего трудового организма
  1. Что нельзя отнести к инструментам организационно-распорядительных методов менеджмента?
  1. нормы и нормативы
  2. регламенты
  3. системы материального стимулирования
  4. приказы и распоряжения
  1. Что нельзя отнести к инструментам экономических методов менеджмента?
  1. планы
  2. приказы
  3. директивные показатели
  4. экономические рычаги воздействия
  1. Какая последовательность приоритетов позволит фирме добиться успеха?
  1. люди-продукция-прибыль
  2. прибыль-люди-продукция
  3. продукция-прибыль-люди
  4. люди-прибыль-продукция
  1. Устойчивое финансовое состояние организации основывается на:
  1. платежеспособности
  2. доходности
  3. оборачиваемости активов
  4. рентабельности производства.
  1. Основными компонентами модели коммуникации являются:
  1. объект, субъект, взаимодействие
  2. источник, сообщение, канал, получатель
  3. объект, субъект, влияние, обратная связь
  4. внешняя среда, внутренняя среда, взаимодействие
  1. Осознание человеком побуждения к деятельности называется:
  1. мотивом
  2. потребностью
  3. мотивацией
  4. восприятием
  1. Осознанная необходимость в чем-либо называется:
  1. потребностью
  2. мотивацией
  3. восприятием
  4. установкой
  1. Процесс побуждения себя и других к деятельности называется:
  1. мотивацией
  2. коммуникацией
  3. установкой
  4. управлением
  1. Различия между национальными системами управления определяет:
  1. религия
  2. закон
  3. менталитет
  4. традиция
  1. В процессе межличностного общения менеджер использует язык:
  1. официальный и просторечный
  2. жестов и мимики
  3. вербальный и невербальный
  4. деловой и общепринятый
  1. Современный менеджмент рассматривает конфликт как:
  1. следствие плохого характера сотрудников
  2. инструмент для организационных изменений
  3. необходимость смены руководителя
  4. зло, которое нельзя допускать в организации
  1. Современная теория считает, что создать организацию с идеально сложенными процессами коммуникации:
  1. возможно, но на практике встречается редко
  2. возможно только с помощью менеджеров
  3. возможно, но требует больших управленческих усилий
  4. невозможно
  1. Правильный менеджмент в проблеме коммуникации состоит в необходимости сознательно:
  1. активизировать процессы коммуникации в организации
  2. упорядочить процессы коммуникации
  3. сделать все процессы коммуникации эффективными
  4. снижать частоту случаев неэффективной коммуникации
  1. Контроль в менеджменте является функцией:
  1. независимой
  2. парной
  3. универсальной
  4. специфической
  1. Вознаграждение принято делить на:
  1. внутреннее и внешнее
  2. официальное и неофициальное
  3. текущее и ожидаемое
  4. материальное и моральное
  1. Наука «менеджмент» возникла в условиях:
  1. становления крупного бизнеса
  2. краха эпохи «свободного предпринимательства»
  3. перехода к фабричному производству
  4. роста активности трудящихся
  1. Из чего состоит механизм менеджмента?
  1. внутрифирменное управление, управление производством
  2. управление персоналом, управление производством
  3. внутрифирменное управление, управление персоналом
  4. все перечисленное
  1. Конечной целью менеджмента является:
  1. развитие технико-экономической базы
  2. обеспечение прибыльности фирмы
  3. рациональная организация производства
  4. повышение квалификации и творческой активности работника
  1. Определите принципы, лежащие в основе менеджмента:
  1. единоначалие, мотивация, лидерство, обратная связь
  2. научность, ответственность, правильный выбор и расстановка кадров
  3. экономичность, обратная связь, управление персоналом
  4. все перечисленное
  1. Из каких составляющих складывается менеджмент?
  1. стратегическое управление, контроль
  2. оперативное управление
  3. контроль и оперативное управление
  4. все перечисленное
  1. К организационным документам не относятся:
  1. штаты учреждений
  2. порядок и правила деятельности
  3. уставы учреждений
  4. объявления о начале распродаж
  1. Одной из основных функций менеджмента является:
  1. наблюдение за ходом производства
  2. методическое обеспечение принятия решения
  3. планирование
  4. издание приказов и распоряжений
  1. Цели – это:
  1. то, что нужно осуществить
  2. выполнение функций менеджмента
  3. миссия организации
  4. направление деятельности
  1. Среди приведенных ниже утверждений одно является неверным. Назовите его.
  1. управление возникло задолго до появления менеджмента
  2. основной функцией менеджмента является координация
  3. менеджер всегда выполняет управленческие функции
  4. менеджер может явиться одновременно собственником предприятия
  1. Важным принципом использования ресурсов сети Интернет в менеджменте является:
  1. стоимость информационных услуг
  2. секретность информации
  3. широкий диапазон видов предоставления информации
  4. поиск возможных управленческих проблем

94.Ключевой компетенцией менеджера является:

  1. объединение людей
  2. постановка целей и задач
  3. формирование организационной структуры
  4. осуществление контроля

95.Индивид, влияющий на поведение членов группы посредством своих личностных качеств, называется:

  1. лидером
  2. менеджером
  3. субъектом
  4. универсумом

96. Одна из моделей российского менеджмента – менеджмент здравого смысла – это:

  1. менеджмент малого и среднего бизнеса
  2. управления корпорациями
  3. оффшорный бизнес
  4. международный маркетинг

97. Критерием эффективности менеджмента в организации НЕ является:

  1. соотношение прибыли и затрат на управление
  2. технико-экономические показатели
  3. степень удовлетворенности сотрудников в результатах своей деятельности
  4. уровень заработной платы руководителя организации

98. Какая модель менеджмента Вам известна?

  1. японская модель
  2. швейцарская модель
  3. китайская модель
  4. норвежская модель

99. Три стадии менеджмента как процесса:

  1. экономическая, социальная, техническая
  2. наука, искусство, практика

    2

    а

    27

    б

    52

    а

    77

    в

    3

    а

    28

    в

    53

    б

    78

    в

    4

    г

    29

    в

    54

    а

    79

    б

    5

    г

    30

    в

    55

    а

    80

    г

    6

    б

    31

    г

    56

    а

    81

    г

    7

    в

    32

    а

    57

    б

    82

    б

    8

    в

    33

    б

    58

    в

    83

    г

    9

    в

    34

    в

    59

    г

    84

    а

    10

    г

    35

    б

    60

    в

    85

    г

    11

    в

    36

    в

    61

    б

    86

    б

    12

    г

    37

    б

    62

    в

    87

    г

    13

    а

    38

    а

    63

    б

    88

    г

    14

    г

    39

    г

    64

    в

    89

    г

    15

    в

    40

    б

    65

    в

    90

    в

    16

    в

    41

    в

    66

    в

    91

    а

    17

    а

    42

    б

    67

    б

    92

    в

    18

    г

    43

    в

    68

    г

    93

    б

    19

    а

    44

    г

    69

    в

    94

    а

    20

    б

    45

    б

    70

    б

    95

    а

    21

    а

    46

    б

    71

    а

    96

    а

    22

    г

    47

    а

    72

    а

    97

    г

    23

    г

    48

    б

    73

    б

    98

    а

    24

    а

    49

    г

    74

    а

    99

    г

    25

    б

    50

    б

    75

    а

    100

    II. МЕНЕДЖМЕНТ

    12. Формы власти и влияния, основные теории лидерства, органические функции руководителя

    Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

    В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом.

    Власть – это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

    Формы власти можно классифицировать так:
    1) власть, опирающаяся на принуждение, обоснована верой в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного;
    2) власть, базирующаяся на вознаграждении, основана на вере исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;
    3) экспертная власть строится на вере в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;
    4) эталонная власть – власть примера основана на привлекательности черт влияющего настолько, что его примеру хочется следовать;
    5) законная власть построена на вере исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, а долг исполнителя – подчиняться.

    Существует много способов управленческого влияния – это и воздействие через общественные нормы, принципы и мораль данной организации, и прямые приказы, поручения, и, наконец, негласный контроль, манипулирование, закулисная игра и т. д.

    Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации, например, власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации, определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

    Вместе с тем в любой организации подчиненные обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение. Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие.

    Каждый эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти, достаточной для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.

    Делегирование – передача другим (обычно подчиненным) ответственности и авторства операций и/или согласования определенных действий. Имеются различные уровни делегирования (делегирование деятельности, но не оценок, ответственности, авторства действий).

    Достоинства делегирования:
    – освобождение времени менеджера;
    – возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
    – возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
    – мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
    – средство развития искусств и навыков сотрудников;
    – работа с кадровым резервом.

    Недостатки делегирования:
    – организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
    – имеется определенный риск;
    – в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.

    Список действий при делегировании:
    1. Выделить существенное во всем многообразии активностей.
    2. Определить активности, подлежащие делегированию.
    3. Оценить выгоды делегирования.
    4. Идентифицировать личности, пригодные для делегирования.
    5. Обсудить передаваемые активности.
    6. Определить временные рамки и обеспечение делегирования.
    7. Определить уровни ответственности при делегировании.
    8. Обзор и оценка результатов делегирования.

    Что надо и чего не надо делать для успешного делегирования.

    Надо: планировать делегирование; обсуждать планируемое делегирование с соответствующими личностями; обязательно давать тем, кому делегированы полномочия, закончить эффективно выполняемую работу.

    Не надо: оставлять людей в состоянии сомнения; включаться, диктовать ход работы, которая уже выполняется в порядке делегирования; делегировать все активности одним и тем же сотрудникам; применять методы кредитования при делегировании («потом – посмотрим»).

    Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой - лидерство - это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижёния группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

    Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношениях типа «лидер – последователи», чем «начальник – подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

    Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории. Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения кактрадиционного, так и ситуационного подходов. Новые подходы концентрируются на способности лидера создать новое видение решения проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей и вызвать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

    «По мнению окружающих, Руководитель проекта – это тот человек, который с помощью девяти женщин может родить ребенка за один месяц» - цитата из Интернета


    Часто встречается ситуация, когда от руководителя проекта требуют успешно выполнить проект, не предоставляя достаточных полномочий для достижения цели.
    На днях ввязался в теоретический диспут на тему, какие нужны полномочия руководителю проектов (РП) для успешного завершения проекта. Или, точнее, в формулировке, какие полномочия должны быть предоставлены РП в проекте, чтобы не было оправдания "их нехваткой" в случае неудачного завершения.



    Ниже я привожу свои мысли, как я вижу ситуацию в теории, и как это чаще всего встречается в моей практике.


    Терминология


    Для начала следует определиться с ключевой терминологией. Предлагаю использовать терминологию из руководства PMBOK.


    Спонсор - лицо (или группа лиц), предоставляющее ресурсы и поддержку для проекта и ответственное за достижение успеха. Устанавливает приоритет проекта в организации; предоставляет ресурсы; утверждает уровень приоритетности ресурсов. Хочу отметить, что, несмотря на то, что в русском языке слово спонсор ассоциируется в первую очередь с деньгами, и что финансирование очень важно для проекта, у спонсора так же есть другие не менее важные обязанности.


    Заказчики - лица или организации, которые будут одобрять продукт, услугу
    или результат проекта, а также управлять ими. Формируют требования к результатам проекта, принимают и одобряют конечные результаты.


    Проектная команда – остальные члены команды, которые выполняют работу по проекту.


    Успешный проект – проект, уложившийся в проектный треугольник (сроки, стоимость, содержание), при наличии удовлетворенного результатами заказчика.




    Во время проекта основные взаимодействия РП происходят с Заказчиком, Спонсором и Проектной командой (не путать с каналами коммуникаций на проекте, которых намного больше). С этой точки зрения я и буду рассматривать требуемые полномочия для успешного завершения проекта.


    Теория полномочий РП (идеальный проект в идеальной компании)


    Я вижу следующую картину идеальных полномочий менеджера:

    Коммуникационные полномочия

    Свободное общение с Заказчиком
    У РП должна быть возможность прямого общения с Заказчиком. Наличие таких полномочий существенно упрощает процесс взаимодействия, проведения встреч и эскалаций.


    Доступность спонсора
    РП должен иметь возможность регулярно общаться со спонсором для отчета о текущем состоянии проекта, и, при необходимости, для эскалации и решения проблем, которые выходят за пределы сферы влияния РП.
    Также, зачастую приходится прибегать к помощи Спонсора в части закрытия проекта . Например, чтобы получить последнюю подпись на закрывающих актах (довольно часто это чисто политическая активность, и, к сожалению, в российских реалиях не всегда зависящая от РП).

    Организационные полномочия

    Участие РП на фазе инициации проекта
    Согласование целей проекта при его инициации/старте дает возможность сформулировать, зафиксировать и согласовать цели проекта со всеми заинтересованными лицами (с Заказчиком, Спонсором и проектной командой) на старте проекта.


    Project Management Institute (PMI, http://www.pmi.org) настаивает на том, и я всецело поддерживаю эту позицию, чтобы РП привлекался к проекту как можно ранее (фаза инициации). В идеале, до заключения контракта, чтобы можно было оценить реалистичность обещанного заказчику проектного треугольника (сроки, функционал, бюджет).


    Чем раньше РП подключается к организации управления проекта, тем больше возможностей он имеет для формирования единого восприятия целей и задач проекта всеми участниками.


    Официальное подтверждение статуса РП
    Необходимо официальное разрешение (например, в уставе проекта) на привлечение ресурсов на проект. И, что самое важное, от Спонсора требуется официальное согласование приоритетов проекта в рамках организации или портфеля проектов, чтобы линейные руководители (в матричной структуре) не выделяли ресурсы на выполнение задач проекта по остаточному принципу, обосновывая это наличием более важных / срочных проектов.

    Полномочия, связанные с командой

    Один из ключевых моментов успешного завершения проекта является формирование эффективной команды. Для этого требуется:


    Добавление и замена людей на проекте.
    Если по каким-либо параметрам сотрудник не вписывается в проектную команду, то у РП должна быть возможность заменить сотрудника или вывести его из проекта. Да, я понимаю, что нужно уметь работать с теми, кто есть, но иногда эффективнее заменить сотрудника, чем тратить на него время, как в долго- так и краткосрочной перспективе.


    В этот же пункт я отношу возможность добавления людей на проект . То есть, если РП может обосновать (на фазе планирования проекта, в случае изменения проектного треугольника, или в случае срабатывания риска) зачем нужны еще люди, то их выделят на проект. Ключевая фраза – «если РП может обосновать», так как не всегда добавление новых людей сокращает сроки или увеличивает производительность. К тому же, далеко не всегда есть «лишние люди» в компании, но почему бы и не попытаться:)


    Возможность мотивировать людей:


    Мотивация, требующая выделения финансовых ресурсов, которая, в свою очередь, делится на:


    Финансовая мотивация - премии, оплата сверхурочных/выходных, бонусы…


    Косвенно финансовая мотивация - проведение тимбилдингов, обучение, обеспечение более комфортных условий рабочих мест (то есть наличие бюджета на кофеварки, удобные столы/стулья, производительные компьютеры), совместное размещение сотрудников (collocation). В России используется термин "нефинансовая мотивация", хотя мне кажется более подходящим термин - "косвенно финансовая мотивация", так как все это требует финансовых затрат компании так или иначе.


    Лидерская мотивация . Наличие тех самых «софт-скилы» руководителя проекта про которые любят рассказывать на различных тренингах – коммуникативные и управленческие навыки (умение убеждать, мотивировать, управлять, находить нужный подход к людям, и разрешать конфликтные ситуации). То есть, присущие хорошему руководителю навыки, которые применяются постоянно.

    Практика (как это происходит в реальной жизни):

    Все выше изложенное относится к максимально желаемым полномочий, и по каждому пункту я могу сказать, что мне этого не хватало когда-либо в моей проектной деятельности. Не то, чтобы это стало причиной неуспеха проекта, но дополнительные трудности возникали.

    Мое стойкое убеждение, что в организациях, предоставляющие все перечисленные полномочия в 100% объеме, проект может быть доведен до конца и без участия РП. Скрам-мастер или вчерашний тим-лид вполне справятся с задачей. Возможно с трудностями, с задержкой сроков или неэффективным использованием ресурсов, но проект вытянут.

    К сожалению, или к счастью для РП, в реальности таких организаций не существует. Во всяком случае, мне про такие слышать не приходилось.

    Возникает вопрос, что же на самом деле минимально необходимо РП для успешного завершения проекта.

    Все перечисленные выше пункты можно разбить на три типа:

    • Финансовые – которые требуют финансовых вложений
    • Организационные – которые регламентируются правилами компании
    • Личностные – которые требуют применения личных навыков РП

    В таблице ниже я привожу мое видение разбиения перечисленных полномочий на типы, а также на что, в первую очередь, влияет отсутствие этих полномочий. В последнем столбце я указал, чем, с моей точки зрения, можно компенсировать их отсутствие.

    Стоит отметить, что «компенсация» не означает полноценного замещения. Проект может быть таким, что без спонсора и его личных связей не подписать акт (мы работаем в условиях российских реалий) – все зависит от специфики проекта или проектной области.

    С другой стороны, необходимость компенсировать отсутствующее полномочие потенциально взваливает на РП дополнительный объем работы. И на компенсацию отсутствия двух-трех полномочий может не хватить времени в сутках.

    Таким образом можно сказать, что

    • есть идеальный список полномочий
    • есть варианты «как выкрутиться», в случае отсутствия того или иного полномочия
    • полноценно компенсировать что-то отсутствующее - не получится
    • универсального списка обязательных полномочий для любого проекта не существует, в виду специфики каждого проекта.
    • Личные качества РП существенно помогают в успешном завершении проекта.

    Поясню последнюю мысль подробнее.

    Можно заметить, что у РП есть возможность, в основном, влиять на организационные полномочия. Личностные полномочия (софт-скилы) либо есть, либо нет, и успеть их развить за время проекта - маловероятно. С другой стороны, если они есть, то их никто не может забрать или «запретить» их применять на проекте.

    С финансированием тоже очень сложно что-то изменить. Есть определенный бюджет, запланированный на проект, и крайне редко бывает возможность его увеличить при неизменном объеме работ.

    Довольно часто удается успешно решить вопрос с отсутствием какого-то полномочия посредством личных качеств РП. Например, договориться со спонсором о выделении 15 минут в неделю, даже если в компании в отношении такой коммуникации «так не принято».

    Моя практика этот вывод полностью подтверждает. Неоднократно наблюдал, что более успешными (с точки зрения успешности проектов) менеджерами являются те, кто ходят и требуют, уговаривают, и выпрашивают, стоя над душой. Кто договаривается с линейными руководителями о людях (сам привозил из Праги ящик пива в обмен на участие сильного аналитика на моем проекте).

    Кто умудряется уговорить завхоза на более удобные столы/стулья, гарнитуры и телефоны…

    Кто выпрашивает лучшие рабочие условия из руководителей, материальные и нематериальные поощрения сотрудникам.

    Кто ловит и общается со спонсором о статусе и проблемах проекта (включая перехват спонсора у лифта, чтобы рассказать о насущном, и подключить к решению проблем).

    Кто держит заказчика в курсе (даже несмотря на сопротивление со стороны заказчика), подключает его к обсуждению и решению проблем. Добивается, чтобы у всех (заказчика, команды, пользователей) было единое понимание целей и статуса проекта…

    В целом, хочу подчеркнуть мысль, что ту самую проактивность , которую мы, руководители проектов, так любим видеть у своих сотрудников – очень полезно включать и у себя самого. Как минимум, это полезно для успеха проекта.

    С уважением,
    Олег Пономарев, PMP