Савельева Полина, 12 лет. Ученица МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбурга
Учитель: Измоденова Людмила Петровна. Учитель МАОУ лицей № 100 г. Екатеринбурга
Назначение:
сказка будет интересна педагогам дополнительного образования и классным руководителям для проведения бесед о добре и зле, школьникам 10 -12 лет для подготовки сценария, родителям дошкольников для чтения в семейном кругу.
Цель:
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, противостояние злу.
Задачи:
образовательные:
формировать потребность к чтению
развивающие:
развивать творческий потенциал учащихся
воспитательные:
воспитывать чувство ответственности за жизнь других людей, охранять природу.

Здравствуйте, дети!
- Поединок добра и зла происходит каждую минуту в сердце каждого человека.
- Вы хотите узнать как победить зло? Тогда слушайте сказку!
На краю уральского леса стояла деревушка.
В ней люди, несмотря на лютые морозы зимой, не знали ни бед ни горя.
Эта деревня называлась Радость.
Здесь все жители радовались каждому новому дню.
Но однажды Злодей, живущий в глубине леса, разозлился на людей.
Ему мешал их смех, его раздражали игры и песни.


И тогда Злодей решил лишить людей радости.
В деревне проживала девочка по имени Марфуша.
Она помогала бездомным животным, кормила зимой птиц.
Девочка всегда помогала людям и жители деревни говорили, что у Марфуши доброе сердце.


Жила она с матерью, и если дочка загрустит, то мать ей говорила:
- Ты не грусти! Тоску разгонит радость!
И вот однажды, в конце зимы, отправилась Марфуша в лес за хворостом.
А в это время Злодей пришёл в деревню и заморозил жителей.
Деревня встретила Марфушу гробовою тишиной - понятно было чьих рук это злое дело!
И девочка решила спасти деревню, вернуть былую радость!
Смелая девочка не испугалась, пошла обратно в чащу леса, где обитал Злодей!
Ели и сосны протягивали зелёные ветки, помогали девочке, когда она утопала в глубоком снегу.
Дорогу охраняла собачка, которую спасла Марфуша в лютый холод.
Резвые белки скакали с ветки на ветку, осыпая звездным снегом землю.


И вдруг на дереве Марфуша увидела маленького бельчонка.
Бельчонок потерял свою мать и был обречен на гибель. Он плакал и просил о помощи.
Находчивая девочка достала орешки из кармана и сберегла бельчонка от голодной смерти.
- Спасибо тебе, находчивая девочка, ты спасла мне жизнь! Я должен отблагодарить тебя!
- Покажи мне, бельчонок, дорогу в чащу к Злодею!
- Он заморозил всех жителей деревни, только я смогу их спасти!
- Иди девочка в лесную глушь и не останавливайся на пути.
И отправилась Марфуша, не останавливаясь, в лесное логово.
- Здесь даже птички не поют, и солнечного лучика нет тут!
И вот, наконец перед глазами, возник угрюмый облик Злодея.
- Зачем ты пришла сюда, мерзкая девчонка?
- Вы обязаны разморозить деревню и вернуть жизнь всем её жителям!
- Да как ты смеешь так говорить со мной? Теперь я заморожу и тебя!
От страха и бессилия Марфуша громко заплакала. Сил не хватало, чтобы победить зло.
Но вдруг, издалека, она услышала мамины слова:
- Не плачь! Тоску разгонит радость!
И тут случилось чудо - вдруг Солнца лучики согрели Землю.
Пришла Весна!
Злодей стал таять на глазах, запели птицы, глухая чаща превратилась в дивный лес!


И правду люди говорят, что у моей дочурки доброе сердце!


И опять заиграла музыка в Радости, зазвучал весёлый смех её жителей!

А теперь скажите, дорогие дети, понравилась ли вам моя сказка?
А вы готовы дарить людям добро, охранять природу?
Появилось ли у вас желание самим сказки сочинять?

Когда мы говорим, что эта сказка про доброту, то люди начинают улыбаться, вспоминать что-то хорошее. Лучи добра обладают магической силой. Не существует пути к доброте; доброта – это и есть путь.

Сказка про доброту и Петушка

Жил-был Петушок. Его домом был славный курятник на окраине птичьего двора. Петушок был добрым и отзывчивым. Он всегда заботился о младших, приносил им потерявшиеся зернышки.

Утром Петушок ходил на работу. Как только огромное золотое солнышко появлялось на горизонте, петушок громко кричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Все были рады, что Петушок ответственно относился к своим обязанностям. «Проспать» — такого слова для петуха не существовало. Если звучало весёлое «Ку-ка-ре-ку!», то жители птичьего двора точно знали, что сейчас раннее утро, впереди новый день и ещё много дел можно сделать.

Но вот однажды Петушок отправился на вечернюю прогулку к плетню. И вдруг он увидел, как кто-то барахтается в канаве. Он внимательно посмотрел вниз и увидел маленького гусёнка, который непонятным образом забрался сюда и угодил в канаву. Петушок попытался спасти бедолагу, но у него ничего не вышло.

Смеркалось. Птичья братия активно готовилась ко сну. О гусёнке, похоже, никто не вспомнил. И тогда Петушок принял решение – надо кукарекать. И он начал.

Старый гусь нашёл его у плетня и спросил, почему кукареканье происходит в столь неурочный час? Петух показал в канаве барахтающегося малыша. Старый гусь, опытный и мудрый, немедленно помог бедняге.

А на птичьем дворе недовольно ворчали:

— Петушок зазнался, кричит, когда хочет. Нам это не нравится. Надо же, ночь на пороге – а он кукарекать вздумал!

А утром на птичьем собрании старый гусь поблагодарил спасителя:

— Ты сделал доброе дело, Петушок. Молодец, друг, не растерялся!

Старый гусь ещё долго говорил про добро, про добрые поступки.

Петушок скромно молчал. Молчали и те, кто ещё совсем недавно ворчал на него…

Вопросы и задания к сказке

О каком домашнем животном идёт речь в сказке?

В чём заключалась работа Петушка?

Как связаны между собой петух и солнце?

Где Петушок нашёл гусёнка?

Почему Петушок закукарекал в неурочное время?

Кто спас гусёнка?

Почему мы говорим, что эта сказка про доброту?

Какие пословицы подходят к сказке?

Добротой свет стоит.
Ценна помощь вовремя.
Доброму везде дорога.

Главный смысл сказки заключается в том, что спасти жизнь живого существа – это важнее, чем соблюсти установленные порядки.

Для изменения себя и понимания происходящего иногда достаточно прикоснуться к миру сказки. Пройдя вместе с героями их путь, вы сможете получить подсказку для вашей реальной жизни.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Территория сказки. Сказки для взрослых, помнящих о своём детстве (Дмитрий Болесов) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Сказка о добре и зле

Сейчас это может показаться странным, но когда-то люди считали, что добро – явление повсеместное и обязательное, что оно само по себе существует, и нет необходимости прилагать какие-либо усилия для его поддержания. Так раньше думали многие и ничего не предпринимали для того, чтобы добро было.


Странным нам кажется это сейчас, ведь современный порядок, поддерживаемый людьми, основан на борьбе. Но как давно это началось? Когда миру понадобилось прилагать усилия, для того, чтобы эта битва стала частью реальности и в нее включились все, кто только способен различать, делить и властвовать? Почему случилось так, что равновесие нарушилось и его необходимо постоянно поддерживать, дерясь и порабощая? И как удалось заставить людей включиться во все это, если мир ранее был полон гармонии, и ни одной его части не требовалась военной поддержки?


Пойдем со мной, любознательный путник, отодвинемся чуть даль, чем может себе позволить человек, ждущий боя. Уйдем в тишину – туда, где грохот орудий не побеспокоит непритязательный слух. Мы будем с тобой слушать историю о том, как в мир вошло правило, дающее право войне, и конечно оно, это правило, было принято с целью защитить добро от зла, а не наоборот. И после этого стало принято считать, что добро можно получить только за какие-то особые заслуги, а не просто как обычное явление в жизни.


Влиятельные вельможи не смогли договориться. Вроде и спор у них был пустяковым. Ну кому из них в голову пришла идея сочинить закон, дающий только одному из них высший титул самого умного и доброго? Ну, с умом-то еще разобраться как-то можно было. Задачки, например, порешать, попробовать вспомнить имена всех знатных дам в соседнем королевстве, но доброту-то как можно измерить? Чем проверить ее подлинность?


Один из вельмож не смог удержать прыть своих мыслей и начал всех перекрикивать: «Я – сама доброта. Я такой добрый, что сам себе порой не могу сделать ничего полезного, чтоб не огорчать при этом своих слуг. Ведь тогда мне придется урезать им жалованье, и в их в семьи придет нужда и голод».


«А я такой добрый, – стал рассказывать другой вельможа, – что не могу поутру глядеть на себя в зеркало, чтоб не оскорбиться отражением. Сами знаете, как нелегко мне исполнять свои обязанности по управлению другими людьми. Бывало, и спать и есть приходиться, не вставая с дивана, – не могу отвлечься от мыслей о своей доброте и о том, как она на мой народ изливается. Занят я этим очень, не до окружающих. Вот, даже зеркало меня не узнает – отражает в себе какое-то странное, уродливое чудовище».


«А я доброту свою ни от кого не скрывал, – молвил третий вельможа, – но я ее никому и не показывал. Зачем транжирить просто так то, что мне самому пригодиться может? Добр не тот, кто другим помогает, а тот, кто всегда готов прийти на помощь в трудный момент. Вот только этот момент, как я чувствую, не скоро наступит. И поэтому я буду свою доброту холить, беречь, приумножая, да чтоб другим неповадно было на нее позариться, – пороть своих слуг, чтоб лучше ее берегли. Доброта – она охраны требует. Не далек тот час, когда кто-нибудь из вас на нее посягнуть захочет. Вот уж тогда я вам задам перцу! Будете всю свою жизнь мою доброту помнить!»


Так кричали вельможи и хвастались, а за окном их дворца вставало солнце. Не заметили они в хвастовстве о своем добре как ночь прошла. Новый день наступал, наполняясь красотой и лаской небесного светила. Солнышко согревало землю, птицы своим щебетом приглушали шум и крики, создаваемые вельможами… И все бы хорошо, но ведь однажды выйдут они из своих зал и станут не только друг другу, но и всему миру мощь своего добра доказывать. Ведь у них для этого есть все: войска обучены, пушки заряжены – хорошо подготовились они для защиты добра от сил зла, да и нам – простакам пора разъяснить кто среди них самый добрый.

Вот и затаился мир в немом ожидании. Что же сделать ему, чтоб о подобном добре больше не слышать? Как стать иным – простым и ясным, без криков и слез, без призывов понять заботу о нас, что порой завершается болью и лишениями?


Мир был другим, совсем другим до того как кто-то однажды захотел придать ему новый смысл, разделив его на черное и белое, заронив семя борьбы между этими иллюзорными половинками, объявив все свое – добром, а чужое – злом, затеяв войну, в которой не может быть победы.


Ведь мир неделим. Он не может быть где-то плохим, а где-то хорошим. Он таков, какой он есть. И понимание этой простой истины пусть дарует нам всем способность принимать и отдавать его теплоту, всегда сохранив ее частичку в своем сердце. И тогда добро перестанет быть противоположностью зла – оно станет повсеместным. А зло растает, как тают скупые ночные облака под мощью восходящего солнца, оставив о себе воспоминание в этой сказке о добре и зле и о вельможах, спорящих между собой о том, что им неведомо.

Сочиняем сказку

«Сказка о добром сердце»

Жила – была девочка. Она гуляла и увидела маленького щенка. Щенок скулил. Он хотел есть. Девочка взяла с собой его, привела домой и накормила. Щеночек от радости лизнул ей руку и подумал: «Какое доброе сердце, спасибо!»

Слепцов Никита, ученик 3 «б» класса

Жил – был мальчик, его звали Филипп. Он всем помогал: он давал белке орехи, зайцу он давал морковь, ёжику он давал грибы, лошадям – яблоки. Для птиц он делал кормушки и ложил туда семечки.

Однажды Филипп пошел в лес и заблудился. Он встретил тех зверей, и они помогли выйти ему из леса. Мальчик вернулся в свою деревню.

Так доброта Филиппа помогла ему в беде. Добротой платят за доброту!

Черемкин Кеша, ученик 3 «б» класса

«Сказка о добром сердце»

Жила – была одна семья. У этой семьи были прекрасные цветы. Они их поливали раз в неделю и хорошо за цветами ухаживали. Это очень нравилось цветам и они раскрыли свои добрые сердца всем людям на земле. Цветы всегда дают хороший воздух, притягивают красотой и ароматом.

Глядя на них создается у всех хорошее настроение и хочется улыбаться и смеяться. Цветы – это красота! Цветы – это радость для всех! Только для хороших людей они будут приносить радость.

Демина Настя. Ученица 3 «б» класса

Однажды вышло сердце погулять и увидело гриб, по которому ползали муравьи. Сердцу стало жаль грибок, и оно согнало всех муравьев. Идет, идет дальше и увидело сердце бабочку, которая запуталась в паутине. Помогло сердечко, и бабочка спокойно улетела. Так сердце сияло от радости, что всем помогает и будет еще помогать, ведь те, кто попал в беду, сейчас ее новые друзья.

Уварова Полина, ученица 3 «б» класса

«Сказка о добром сердце»

Жил – был мальчик, звали его Коля. Мальчик гулял с друзьями и увидел, что бабушка не может перейти дорогу. Коля сказал: «Бабушка, тебе помочь перейти дорогу?». А бабушка говорит: «Помоги пожалуйста». Коля помог, его поблагодарили, он пошел домой.

У мамы Коли было много трудностей, но мальчик всегда ей помогал: мыл посуду, стирал. Пыль вытирал, уборку делали вместе с мамой. И за собой убирал. Уроки делал сам.

Однажды случился один случай. Девочка и мальчик спорили, кто будет кататься на качелях. А Коля их рассудил. Он сказал, чтобы они катались по очереди. Доброе сердце мальчика всегда приходило всем на помощь.

Уваров Гоша, ученик 3 «б» класса

«Добрая линейка»

Однажды дети ушли из школы, а одна ученица забыла линейку. Вдруг эта линейка ожила. А все ученики и ученицы оставили тетради. Им нужно было начертить прямоугольник. Маша это задание не смогла выполнить, потому что у нее не было линейки. Тогда тетрадь обратилась к линейке и к карандашу. Они охотно согласились помочь. Линейка и карандаш дружно взялись за работу и начертили прямоугольник. Тетрадь поблагодарила их и закрылась. Добро всех делает хорошим!

Трофимов Игорь, ученик 3 «б» класса

Жили-были старик со старухой. А вместе с ними — пёс и кот. Когда-то давно старик подобрал их на улице голодных и больных. Он ухаживал за ними, лечил их. И пёс, и кот стали его преданными друзьями. Они всегда сопровождали старика куда бы он не шёл.

Старик был заядлым рыбаком и всё лето проводил с удочкой на речке, а пёс и кот вместе с ним. Пёс обычно носился за бабочками, пытался охотиться на птиц. Кота-же охота не интересовала, он сидел на берегу рядом со стариком и ждал, когда тот поймает рыбку и угостит его. Вечером они возвращались домой. Старуха не жаловала ни пса, ни кота.

«Бездельники, дармоеды!» — ругала она их. Особенно доставалось коту. Старуха так и норовила пнуть его ногой. А после того, как в доме поселилась мышка, коту стало попадать от старухи ещё больше. Каждый раз, когда старуха обнаруживала, что мышка погрызла сыр или прогрызла дыру в мешочке с зерном, она поднимала страшный крик: «Утопи, старик, кота! Зачем кормить этого бездельника!» В такие минуты не только пёс и кот прятались куда-нибудь подальше, а мышка замирала в своей норке, но и дед уходил во двор, стараясь не попадаться старухе на глаза. Кот мог бы, конечно, поймать мышку, однако он давно подружился с ней, знал, что она долго искала себе тёплую сухую норку, долго была бездомной, поэтому он жалел её и не хотел причинять ей вреда. Да и ела мышка совсем мало, так что и урон от неё в хозяйстве старухи был не большой. Жили они так долгое время, пока не произошла история резко изменившая отношение старухи к псу, коту и мышке. А дело было так.

Однажды утром старик сидел во дворе и разбирал рыболовные снасти. Пёс и кот были рядом с ним, а мышка тихонечко сидела в своей норке. Старуха готовила завтрак. В кладовой, сняв сыр с полки, она увидела, что сыр с краешку погрызен мышкой. Старуха страшно разгневалась и с криком, изрыгая угрозы в адрес кота, пса, мыши и деда, помчалась во двор. Она была так разгневана, что совсем забыла про накрытый досками старый заброшенный колодец во дворе. От старости доски прогнили, и старуха рухнула в колодец. На её счастье, в колодце давно уже не было воды, а стенки осыпались, так что старуха не разбилась, а только поцарапалась о доски и сильно испугалась. Однако самостоятельно выбраться она не могла, колодец был ещё достаточно глубок. Услышав крик старухи, дед, пёс и кот подбежали к колодцу. Дед лег на землю, дотянулся до рук старухи и попробовал её вытащить, но сил не хватало. Он попросил помощи у пса и кота, а кот позвал ещё и мышку. И хотя для них для всех у сердитой старухи никогда не находилось доброго слова, они всё — таки помогли деду вытащить её из колодца. «Вот видишь, старуха, и пригодились тебе и пёс, и кот, и даже мышка. Если бы не они, ещё долго сидела бы ты в колодце, пока я нашёл бы помощников», — назидательно сказал дед. Старуха промолчала. Однако в доме она поставила на пол три миски и, теперь каждое утро в одну миску она бросала кость для пса, в другую наливала молочка для кота, а в третью — немного сыра для мышки. Для каждого у неё находилось ласковое слово. Так ворчливая старуха, благодаря доброму поступку пса, кота и мышки, стала доброй и ласковой.

Не спешите на зло отвечать злом, отвечайте добром и от этого жизнь на земле станет ещё прекраснее.

Тамара Вернер