Урок чтения

Слайд 2

Цели урока

  • Образовательные:развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого.
  • Развивающие:развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев.
  • Воспитательные:воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность.
  • Оборудование:географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.
  • Слайд 3

  • Слайд 4

    Ход урока

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

    Ход урока

    Слайд 5

    Проверка домашнего задания

    Проверка домашнего задания.

    Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    Слайд 6

    Для этого вернемся к рассказу«Детство» Л.Н.Толстого.

    Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»?
    2. Прочитайте, в чем состояла тайна?
    3. Как это характеризует братьев?
    4. А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?
  • Слайд 7

    Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно.

    Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов).

    В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

    Слайд 8

    • Африка
    • Пустыня Сахара
  • Слайд 9

    Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула»

    Словарная работа.

    Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

    Слайд 10

    • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
    • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте.
    • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
  • Слайд 11

    • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
    • Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.
  • Слайд 12

    Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    Слайд 13

    Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков?

    1. Когда заметили акулу с палубы?
    2. Когда мальчики старались уплыть от акулы?
    3. Когда артиллерист выстрелил?
  • Слайд 14

    Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок.

    1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй.

    Топлéнной – тóпленной – топленнóй.

    Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ.

    отставать

    наперегонки

    Слайд 15

    Для этого составим таблицу:

    Для этого составим таблицу:

    Слайд 16

    Итак, читаем 1 часть:

    1. Кто герой данного рассказа?
    2. Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца?
    3. Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом.

    Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент?

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист?

    Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает?

    Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

  • Слайд 18

    1. Что автор хотел показать этими словами?
    2. Какой из этого можно сделать вывод?
    3. Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый?

    Читаем четвертую часть:

    1. Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками?
    2. Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам?

    Анализ иллюстрации.

    Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

    Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129

    1. Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию?
    2. Почему вы так решили?
  • Слайд 19

    1. Как вы думаете, что художник нарисовал ориентируясь на текст произведения, а что принес своего?

    Читаем пятую часть:

    1. Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?
    2. Что можете в этот момент сказать об артиллеристе?
    3. Что он в это время чувствовал?
  • Посмотреть все слайды

    Цели:

    1. Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.
    2. Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
    3. Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.
    4. Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
    5. Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).

    Оборудование:

    1. Учебник «Родная речь», часть 1.
    2. Толковый словарь С.И.Ожегова.
    3. Свеча.
    4. Выставка книг Л.Н.Толстого.
    5. Презентация к уроку:
      • Выставка детских рисунков.
      • Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского, И.Е.Репина.
      • Памятки с объяснением новых слов.
      • Портрет главного героя (артиллериста).
      • Игра «Синонимы и антонимы».
      • Видеозапись детских высказываний о писателе.
      • Аудиозапись классической музыки Л.Бетховен «Адажио контабилье», Ф.Лист «Грёзы любви».
      • Большая мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мифодия.

    Ход урока

    I. Организационный момент .

    Эмоциональный настрой.(На доске изображение солнышка)

    Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.

    II. Изучение нового материала.

    1. Мотивация. Постановка целей урока.

    Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь на уроке, посмотрите, пожалуйста, видеозапись.(видеозапись детских высказываний о писателе).

    Как вы считаете, о каком писателе шла речь? Объясните, почему?

    Почему мы решили сегодня говорить о нём?

    На доске открывается имя писателя и его портрет. Дети рассматривают портрет писателя. Слушают дополнительную информацию о писателе и художнике, приготовленную учителем.

    Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого был написан великим русским художником И.Н.Крамским в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший портрет, созданный художником. Второй портрет написан великим русским художником И.Н.Репиным.

    Ребята, обратите внимание на замечательные иллюстрации, которые вы нарисовали ещё в 1 и 2 классе. Что вы можете о них сказать? (Все иллюстрации к изученным произведениям Л.Н.Толстого)

    2. Подготовка к восприятию.

    Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

    3. Предварительная словарная работа .

    В этом произведении вам встретятся новые слова.

    Ребята, обратите внимание на доску.

    Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете…).

    Задание: 1 ряд ищет в толковом словаре значение слов: артиллерист и палуба – зачитывают всему классу.

    Задание для остальных учеников: у вас на столах есть памятки с объяснением значения остальных слов (фитиль, ропот). Прочитайте их самостоятельно, вслух.

    4. Первичное чтение произведения учителем.

    Под музыкальное сопровождение. (Л.Бетховен «Адажио контабилье».)

    Пауза для эмоционального восприятия.

    5. Физминутка – релаксация.(звучит музыка)

    Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло. Дети с закрытыми глазами слушают тихую музыку.

    6. Сообщение темы урока.

    А как бы вы назвали это произведение?

    Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим это право за автором.

    Открывается название рассказа на доске.

    7. Работа с Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия (мультимедио).

    Давайте посмотрим и послушаем материал об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

    Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.

    Ребята, расскажите, какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа и когда вы слушали и смотрели сообщение об акулах?

    Так же вы переживали или нет?

    Л.Н.Толстой заставил нас переживать тревогу и волнение, которые переходят в страх.

    8. Повторное самостоятельное чтение учащимися художественного произведения вполголоса.

    9. Электронная физминутка для глаз «Чунга-Чанга».

    10. Анализ художественного произведения.

    Почему рассказ называется «Акула»?

    Кто, по-вашему, главный герой картины? Обоснуйте ответ. (артиллерист)

    Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый артиллерист»?

    Зачитайте отрывок из рассказа, который, по- вашему, является самым волнительным, тревожным.

    Найдите в тексте, как Толстой передал переживания «старого артиллериста»?

    Почему «старый артиллерист» закрыл лицо руками? Порассуждайте.

    Посмотрите, как его изобразил художник?

    На доске открывается портрет артиллериста.

    Что можете сказать о портрете? Кто хочет высказать своё мнение?

    На доске появляется характеристика героя:

    • сильный духом
    • мудрый
    • мужественный
    • опытный
    • находчивый
    • решительный
    • смелый
    • бывалый

    11. Игра «Подбери синонимы и антонимы»

    Ребята, давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы?

    На доске появляются правила и задания по рядам(работа в группах):

    Подобрать синонимы к данным словам:

    Подобрать антонимы к данным словам:

    1 ряд 2 ряд 3 ряд
    храбрый спасти радость

    Проверка.

    12. Вывод.

    Так кто же главный герой этого рассказа?

    О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну, это побудило совершить поступок. О смелости, отваге, героизме.)

    Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!» - появляется надпись на доске.-Вы согласны?

    III. Итог урока.

    Что показалось вам особенно интересным?

    Кому на уроке было трудно? Почему?

    Оценивание ответов учащихся(с аргументацией).

    IV. Домашнее задание.

    Всему классу: выразительное чтение рассказа.

    По выбору учащихся:

    • придумать продолжение рассказа
    • приготовить пересказ по картинкам
    • нарисовать иллюстрацию
    • пересказать по плану учебника
    • сочинить стихотворение об акуле

    V. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

    На доске слайд: девочка со свечой.

    У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.

    Зажечь свечу.

    Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

    Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Образовательные: развивать технику чтения, учить составлять характеристику героя, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание, мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристики героев. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений, через составление характеристики героев, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: географическая карта мира, предметные картинки с изображением корабля, пушки.

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом «Акула», автором которого и является Л.Н. Толстой.

    Cлайд 5

    Проверка домашнего задания. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

    Cлайд 6

    Для этого вернемся к рассказу «Детство» Л.Н.Толстого. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: В какой семье рос Л.Н. Толстой? Как появились «Муравейные» братья»? Прочитайте, в чем состояла тайна? Как это характеризует братьев? А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение?

    Cлайд 7

    Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк, как Африка. Слушайте внимательно. Африка, второй по величине после Евразии материк. Его площадь 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом +20 – 25 градусов, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (10 – 16 градусов). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи, кроме того, у них есть много рядов острых, загнутых назад зубов.

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим как описывают Африку Толстой в своем рассказе «Акула» Словарная работа. Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. Для этого мы проведем словарную работу.

    Cлайд 10

    Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.

    Cлайд 11

    Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

    Cлайд 12

    Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушайте внимательно и скажите в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

    Cлайд 13

    Итак, в какой момент вы всего переживали за мальчиков? Когда заметили акулу с палубы? Когда мальчики старались уплыть от акулы? Когда артиллерист выстрелил?

    Cлайд 14

    Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы не допустили ошибок. 1. Прекрáсный - прéкрасный – прекрасныʹй. Топлéнной – тóпленной – топленнóй. Послыʹшался – послышáлся – послышалсяʹ. 2. оба закат отставать наперегонки

    Cлайд 15

    Сейчас мы будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста. Для этого составим таблицу: Смысловая Поведение артиллериста Черты характера

    Cлайд 16

    Итак, читаем 1 часть: Кто герой данного рассказа? Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, «что вздумали» , что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали. Итак мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. Как вы думаете: как он относился к своему сыну? Докажите текстом. Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. Какие авторские слова предвещали этот момент? Читаем вторую часть: Как автор передает неожиданность, внезапность, появления акулы? Как Толстой называет акулу? Почему?

    Cлайд 17

    Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? Насколько эффективно было это решение? Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? Что почувствовали мальчики когда увидели акулу? А как автор это передает? Как понимаете, «визг разбудил артиллериста, почему автор использует именно это выражение? Что автор хотел передать словами «сорвался с места?» А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии?

    Cлайд 18

    Что автор хотел показать этими словами? Какой из этого можно сделать вывод? Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый? Читаем четвертую часть: Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? Сразу ли стало ясно помог ли артиллерист мальчикам? Анализ иллюстрации. Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. Внимательно рассмотрите иллюстрацию на стр. 129 Как вы думаете к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? Почему вы так решили?

    Урок литературного чтения в 3 классе

    Тема: Л.Н. Толстой «Акула».

    Цель: познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Акула»;

    Задачи урока:

    Обучающие:

    Способствовать формированию умения анализировать текст;

    Учить выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям, их поступкам.

    Развивающие:

    Развивать речь, способствовать уточнению и обогащению словаря учащихся;

    Развиватьумения сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

    Развивать умение правильно задавать вопросы

    Воспитательные:

    Создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

    Создать условия для формирования положительного отношения к учению, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке,

    Содействовать привитию этических качеств личности - доброты, сострадания, соучастия.

    Оборудование: тексты для учащихся, мультимедиа проектор, презентация к уроку, изображение парусника и паруса 2 цветов, разрезанные картинки, части кластера.

    Тип урока : открытие нового знания.

    Форма организации : беседа.

    Используемые технологии : Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

    Ход урока

    СЛАЙД 1 (черный)

    1.Организационный момент.

    Ребята, обернитесь, к нам на урок пришли гости. Незнакомых людей много, но глазки втечение урока должны смотреть только на меня.

    Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. А теперь тихонько сели

    И на доску посмотрели.

    2.Актуализация опорных знаний.

    Что вы видите? (парусный корабль)

    Как осуществляется движение парусного корабля? (Движение парусного корабля осуществляется при помощи парусов. В безветренную погоду приходилось грести вёслами. В результате технического прогресса парусники сменили корабли с мощными двигателями.)

    Где мы можем увидеть такие корабли? (В наше время парусники используют в виде прогулочных судов для туристов, а также их можно встретить в музеях кораблестроения.)

    Кто управляет кораблем? (капитан)

    Кто работает на палубе? (матросы)

    Как вы думаете, почему на доске иллюстрация предмета, связанного с морем? (сегодня на уроке будет произведение, связанное с морем)

    «Коробочка с сюрпризом»

    Скажите, с биографией какого писателя мы познакомились на прошлом уроке (Львом Николаевичем Толстым) .

    Вспомним некоторые факты из его биографии.

    Для этого у меня есть «Коробочка с сюрпризом». Я буду вынимать карточки, а вы мне будете говорить, как связан данный материал с писателем?

    Ясная Поляна в этой деревне Лев Николаевич провел свое детство.

    5 В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.

    Спорт писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

    Азбука Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

    «Муравьиного братства» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве

    Муравьиное братство.

      Чем интересны эти насекомые? (масса 1-2 мг, поднимает груз массой большей в 50 раз)

      Когда говорят, трудится, как муравей? (трудолюбие, совместный труд, взаимовыручка)

      Чему человек может учиться у этих насекомых?

      А как мы можем работать? (дружно, как муравьи, заботясь друг о друге)

    Мы только начинаем знакомиться с творчеством Толстого, поэтому я приготовила для вас выставку книг из школьной библиотеки, которые вы всегда можете взять и прочитать.

    Писатель во многих своих произведениях старался рассказать детям о том, как нужно поступать в разных жизненных ситуациях.

    3. Работа с новым материалом.

    Посмотрев фрагмент видеофильма, вы сможете предположить, как называется рассказ, который мы будем читать на уроке.

    СЛАЙД 2)

    Как же называется произведение, с которым мы сегодня будем работать? (достать из коробочки АКУЛА)

    Несколько слов об акуле скажет …

    Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела они очень быстро плавают. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Часто акулы нападают на людей.

    СЛАЙД 3

    В соответствии с темой сформулируйте задачи урока. Используйте для этого запись на экране.

    1) познакомиться с произведением ___________________»_______________».

    2)у читься правильно, выразительно читать _____________________________ и анализировать его.

    Задачи урока: познакомиться с произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение и анализировать его.

    Для выполнениях поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, где и произошло событие, описанное в рассказе Л.Н. Толстого «Акула».

    СЛАЙД 4 (черный)

    На каком транспорте мы отправимся в путь? (На паруснике.) (Корабль с парусами – парусник.)

    Как вы считаете, когда происходили эти события? (Очень давно, когда корабли управлялись парусами с помощью ветра, 17-18 века, Петр I , Екатерина II ).

    4. Словарная работа

    В этом произведении нам встретятся новые слова. Объясним значения этих слов. Для этого на доске найдем словам их лексическое значение.

    Сахара – пустыня в Африке

    парус - надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

    артиллерист – военнослужащий в огнестрельных войсках

    палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна

    полотно - гладкая льняная или хлопчатобумажная ткань

    хобот (в данном контексте) – дуло у пушки

    фитиль - горящий шнур для воспламенения зарядов

    ропот - недовольство, выражаемое негромкой речью

    5. Первичное чтение

    Откройте учебник на странице.

    Приступим к чтению текста.

    Чтение учителем текста до слов «…Акула плыла прямо на мальчиков…»

    Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.

    6. Беседа по прочитанному

    Оправдались ли наши предположения? (Ответы детей).

    Что вы испытали при чтении этого рассказа? (страх, отчаяние, радость)

    СЛАЙД 5

    Предлагаю немного отдохнуть. Поднимитесь со своих мест.

    7. Физминутка (под шум моря)

    Мы руками поведем – Будто в море мы плывем. Раз, два, три, четыре – Вот мы к берегу приплыли, Чтобы косточки размять, Начнем наклоны выполнять – Вправо, влево, вправо, влево. Не забудем и присесть – Раз, два, три, четыре, На счет пять – за парты сесть.

    СЛАЙД 6 (черный)

    8. Выборочное чтение

    Проанализируем это произведение, ответив на вопросы по содержанию текста.

    Какая беда случилась с мальчиками? (они чуть не были съедены страшным хищником - акулой)

    Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

    Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец и крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)

    Что означают эти слова? (Не поддаваться, постараться победить, обогнать).

    Предполагал ли он, какая беда может случиться с его сынишкой? (ответы детей)

    Когда отца охватил страх? (Когда на палубе закричали: «Акула»)

    Почему он стал бледный и не шевелился? (сильно испугался за родного человека)

    Прочитайте, что делали матросы в этот момент.

    Можно сказать, что поступок матросов был отважный?

    Почему у них ничего не вышло? (Они были уже близки к цели, но оставалось мало времени)

    Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына).

    Действительно, когда человеку очень страшно, в первые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.

    Когда он стал действовать? Зачитайте этот эпизод.

    Почему все замерли от страха? (Всем было страшно, ведь он мог попасть в мальчиков.)

    Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)

    Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.)

    Охарактеризуем отца мальчиков, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, находчивый, решительный, опытный.)

    Почему - опытный? (потому что, несмотря на свой страх, он правильно и быстро прицелился)

    А что можно сказать о мальчиках? (Они поступили беззаботно, безответственно.)

    Какова идея этого рассказа? (В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание. Родные люди всегда придут на помощь. )

    Чему нас научила история, описанная в рассказе? (Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими , думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

    Кто является настоящим главным героем рассказа? (Старый артиллерист)

    Почему тогда рассказ назван “Акула”? (Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)

    Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Поступок отца», «Поступок, продиктованный любовью».)

    9. Рефлексия

    СЛАЙД 7

    Наш урок заканчивается. Я предлагаю самим оценить свою работу. Вернемся к задачам, поставленным вначале урока. Выполнили ли мы поставленные задачи?

    СЛАЙД 8

    Заполним «Лесенку успеха». Поставьте знак «плюс +» на нижней ступеньке, если вы на уроке ничего нового для себя не узнали. Поставьте знак «плюс +» на второй ступеньке, если для вас урок был полезным и интересным.

    Поднимите руку, кто на уроке ничего нового не узнал.

    Поднимите руку, для кого урок был полезным и интересным.

    Спасибо за работу.

    Сегодня хорошо работали …

    10. Домашнее задание

    с. 155 № 6

    Урок окончен.


    Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин С. Есенин Интеллектуальная минутка








    Ему было близко всё человечество. Но любил он, непобедимой любовью, свою Россию. В.Я.Брюсов ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ () (82 года)




























    Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный. С моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно, и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары. Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный. С моря дул свежий ветер, но к вечеру погода изменилась: стало душно, и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.




    Вдруг с палубы кто – то крикнул:»Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. «Назад! назад! вернись! акула!» - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше. Смеялись и кричали веселее и громче прежнего. Вдруг с палубы кто – то крикнул:»Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища. Акула плыла прямо на мальчиков. «Назад! назад! вернись! акула!» - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше. Смеялись и кричали веселее и громче прежнего.


    Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали. И не видели акулы, но потом один из них оглянулся, и мальчики поплыли в разные стороны. Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали. И не видели акулы, но потом один из них оглянулся, и мальчики поплыли в разные стороны.


    Но когда дым разошелся над водой, со всех сторон послышался сначала тихий ропот. Потом ропот стал сильнее, и. наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море. Но когда дым разошелся над водой, со всех сторон послышался сначала тихий ропот. Потом ропот стал сильнее, и. наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик. Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.


    ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ () (82 года) «Не зная Толстого – нельзя считать себя человеком, знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». М. Горький М. Горький